Тема 9. Общая характеристика законодательства в сфере страховой деятельности
Общая характеристика правового регулирования страхования и страхового дела в России.
Понятие и элементы страхового правоотношения. Субъекты страхового правоотношения.
Договор страхования: понятие, виды, элементы, динамика. Виды договора страхования. Особенности договоров обязательного страхования.
Страховые санкции.
6. Методические указания по освоению дисциплины
6.1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Методические указания для преподавателя
Основное внимание при изучении курса Право необходимо сконцентрировать на прикладном аспекте использования правовых знаний в будущей профессиональной деятельности обучающегося по направлению «Экономика».
Необходимо обращать внимание обучающихся на содержание статей нормативно-правовых актов, определяющих основы государственного воздействия на экономические процессы. Важно создать условия для владения студентами базовых понятий правоведения, позволяющих анализировать профессиональную деятельность. На практических занятиях необходимо использовать материалы из реальной юридической практики.
Лекция имеет цель – систематизация основы научных знаний по дисциплине, сконцентрировать внимание студентов на наиболее сложных и узловых проблемах правоведения.
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности.
Методические указания для студентов
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.
Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие может быть проведено в форме семинара. Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.
Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает в конце семинара, выставляя в рабочий журнал текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с ними.
6.2. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
Цель самостоятельной работы - подготовка современного компетентного специалиста и формирование способностей и навыков к непрерывному самообразованию и профессиональному совершенствованию.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- качественное освоение теоретического материала по изучаемой дисциплине, углубление и расширение теоретических знаний с целью их применения на уровне межпредметных связей;
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков;
- формирование умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие научно-исследовательских навыков;
- формирование умения решать практические задачи (в профессиональной деятельности), используя приобретенные знания, способности и навыки.
Самостоятельная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Самостоятельная работа предполагает инициативу самого обучающегося в процессе сбора и усвоения информации, приобретения новых знаний, умений и навыков и ответственность его за планирование, реализацию и оценку результатов учебной деятельности. Процесс освоения знаний при самостоятельной работе не обособлен от других форм обучения.
Самостоятельная работа должна:
• быть выполнена индивидуально (или являться частью коллективной работы). В случае, когда СР подготовлена в порядке выполнения группового задания, в работе делается соответствующая оговорка;
• представлять собой законченную разработку (этап разработки), в которой анализируются актуальные проблемы по определенной теме и ее отдельных аспектов;
• отражать необходимую и достаточную компетентность автора;
• иметь учебную, научную и/или практическую направленность;
• быть оформлена структурно и в логической последовательности: титульный лист, оглавление, основная часть, заключение, выводы, список литературы, приложения,
• содержать краткие и четкие формулировки, убедительную аргументацию, доказательность и обоснованность выводов;
• соответствовать этическим нормам (правила цитирования и парафраз; ссылки на использованные библиографические источники; исключение плагиата, дублирования собственного текста и использования чужих работ).
Таблица 23
Формы самостоятельной работы обучающихся по темам дисциплины
№ п/п | Наименование темы самостоятельной работы (СР) | Форма СР |
1. | Тема 1. Основы знаний о государстве | - подготовка доклада/реферата - подготовка электронной презентации - тестирование |
2. | Тема 2. Основы знаний о праве | - подготовка доклада/реферата - подготовка электронной презентации - тестирование |
3. | Тема 3. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение правопорядка и законности в современном обществе | - подготовка доклада/реферата - подготовка электронной презентации - тестирование |
4. | Тема 4. Конституция – основной закон РФ. Особенности федеративного устройства РФ | - подготовка доклада/реферата - подготовка электронной презентации - тестирование |
5. | Тема 5. Основы гражданского права России | - подготовка доклада/реферата - подготовка электронной презентации - тестирование |
6. | Тема 6. Понятие преступления. Уголовная ответственность | - подготовка доклада/реферата - подготовка электронной презентации - тестирование |
7. | Тема 7. Основы трудового права России | - подготовка доклада/реферата - подготовка электронной презентации - тестирование |
8. | Тема 8. Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учета | - подготовка доклада/реферата - подготовка электронной презентации - тестирование |
9. | Тема 9. Общая характеристика законодательства в сфере страховой деятельности | - подготовка доклада/реферата - подготовка электронной презентации - тестирование |
В качестве одной из форм самостоятельной работы студентам предлагается подготовка докладов/рефератов, в том числе в виде электронной презентации.
Примерная тематика докладов/рефератов