Протест и представление прокурора

Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 ФЗ.

22. Порядок рассмотрения обращений и приема заявителей в органах и учреждениях прокуратуры.

Закон о прокуратуре обязывает прокуроров рассматривать и разрешать заявления, жалобы и иные об­ращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.Это говорит о том, что граждане Рос­сии широко используют предоставленное им ст. 33 Консти­туции РФ право личного обращения в государственные органы, втом числе и в органы прокуратуры, призванные охранять права и свободы граждан.Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию: о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в регионе; о преступлениях и других общественно опасных правонарушениях, совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами; об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения; об органах и должностных лицах, не выполняющих тре­бования законодательства об обращениях граждан, т.е., иными словами, не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений.Не менее важным является и то, что в органы прокурату­ры поступает информация от граждан о недостатках и нару­шениях в работе самой прокуратуры, в частности: о процессуальных нарушениях, допускаемых следова­телями в ходе ведения предварительного следствия по уго­ловным делам;о непринятии мер к привлечению к ответственности правонарушителей и к устранению нарушений законов;о несогласии с ранее принятыми органами прокурату­ры решениями по жалобам и обращениям;о недостойном, по мнению граждан, поведении работ­ников прокуратуры какв процессе исполнения служебных обязанностей, так и в общественных местах (вбыту) и иная информация.Названная информация, содержащаяся как в устных, так и в письменных обращениях граждан, существенным обра­зом пополняет информационную базу органов прокуратуры, что в свою очередь способствует, во-первых, организации их работы на научной основе с учетом состояния законнос­ти, в том числе и состояния соблюдения в регионе прав и свобод граждан, и, во-вторых, помогает улучшению всей де­ятельности прокуратуры путем устранения недостатков и упущений в работе.Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жало­бы и заявления граждан, прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественное мнение, складывающе­еся у населения о прокуратуре в целом и об ее работниках в отдельности, что само по себе имеет большое значение в плане совершенствования деятельности прокуратуры.Генпрокурор РФ в Приказе «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах и уч­реждениях прокуратуры РФ» требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разре­шению обращений граждан подчинять решению задач защиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетен­ции которой относится решение вопроса. Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и приему посетителей организу­ет и контролирует прокурор — руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры. Прокуроры-руководители систематически проверяют работу прокуроров и следо­вателей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений, принимают меры к оперативному устране­нию имеющихся недостатков, регулярно обсуждают на засе­даниях коллегий, оперативных совещаниях состояние этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления опера­тивными работниками недобросовестного отношения к это­му участку работы.В составе Генпрокуратуры РФ имеется Управ­ление по рассмотрению писем и приему граждан, а в проку­ратурах субъектов РФ — отделы, группы или старшие по­мощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан. На них возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граждан, оказание помощи в этом начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и горо­дов, оперативным работникам, а также осуществление контроля за исполнением приказов Генпрокурора РФ, регулирующих этот участок работы. Следует иметь в виду, что рассмотрением и разрешением обращений в орга­нах прокуратуры занимаются в той или иной мере все про­курорские работники и следователи.В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей) в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам было извест­но, когда, где и кто из прокурорских работников принима­ет. В этих целях в офисах прокуратур на видном месте вы­вешивается график приема посетителей. Помимо этого прокурорские работники могут проводить прием посетите­лей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях. В соответствии с требованиями Генпрокурора РФ руководители прокуратур обязаны прини­мать лично граждан не реже раза в неделю. Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и приказами Генпрокурора РФ. В соответствии с действующей инструкцией в каждой прокуратуре в доступном для заявителей месте устанавливается ящик «Для обращений и заявлений». Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной регистрации.После регистрации все поступившие в орган прокурату­ры обращения докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу заявления или жа­лобы. Прокурор обязан рассмотреть обращение и принять одно из следующих решений: принять заявление или жало­бу к своему производству;поручить ее рассмотрение конк­ретному оперативному работнику; передать на разрешение в нижестоящую прокуратуру; приобщить к материалам ра­нее поступившей жалобы или заявления; направить в суд для приобщения к материалам судебного дела; направить по принадлежности на рассмотрение другого органа.Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в орга­ны и должностным лицам, решения либо действия которых обжалуются. О направлении заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В необходи­мых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на рассмотрение, предлагается сообщить в прокуратуру о результатах разрешения.Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разрешатся прокурором в срок не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки — 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. Так, жалобы и заявления военнослужащих членов их семей, поступающие в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разрешаются в срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры — не позднее 7 дней со дня их поступления.Как правило, безотлагательно разрешаются обращения, поступившие от Президента РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, руководите­ля Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопасности РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ и их заместителей, членов Гос. совета, председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, Уполномоченного по правам чело­века в РФ, Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека, руководителей федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов РФ, а так­же обращения, взятые на особый контроль.Срок разрешения обращений при наличии оснований может быть продлен прокурором или его заместителем. Об этом уведомляется заявитель с объяснением причины про­дления срока разрешения обращения.Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или жалоба подлежит удовлетворению. О решении по заявлению или жалобе письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении — о мотивах отклонения со ссыл­кой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворении заяв­ления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжало­вания принятого прокурором решения в вышестоящую прокуратуру, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. После этого заявление или жалоба считаются разрешенными. По требованию заявителя ему предоставляются для озна­комления материалы проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требо­ваниям законодательства об охране гос. (воен­ной) и иной охраняемой законом тайны (коммерческой, вра­чебной).В отдельных случаях после проверки по жалобе исполни­тель по указанию прокурора составляет мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя.По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может принять решение о принесе­нии протеста на незаконный акт либо об обращении в суд с заявлением о признании акта недействующим, о внесении представления об устранении нарушений закона, о возбуж­дении производства по делу об административном правонарушении или уг. дела.В соответствии с указаниями Генпрокурора РФ не подлежат разрешению в органах прокуратуры обращения, не связанные с вопросами исполнения или нарушения законов. Что касается обращений по вопросам, подведомственным судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты общественного интереса либо прав наименее защищенных лиц.В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществляется комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб ииных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки.

23. Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, его отличие от других отраслей надзора. Особенности надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД; его отличие от надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.





Являясь эффективным средством борьбы с преступления­ми, ОРД вместе с тем неизбежно сопровождается ограничени­ем прав и свобод человека, которые закреплены и охраняются Конституцией и иными федеральными законами. Проведение такого оперативно-розыскного мероприятия, как снятие ин­формации с технических каналов связи или прослушивание телефонных переговоров за­трагивает конституционное право лица, в отношении которого оно осуществляется, на неприкосновенность и тайну его лич­ной жизни. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности ограничивает конституционное право гражданина на неприкосновенность жилища.

В связи с этим важен баланс между, с одной стороны, ак­тивной и целенаправленной деятельностью по реализации оперативно-розыскных мероприятий, направленных на об­наружение, выявление и пресечение преступлений, а с дру­гой - всемерным соблюдением прав, свобод и законных интересов личности, в отношении которой осуществляются ОРД. Гарантией этого будут правовая регламентация ОРД, а также неуклонное и скрупулезное соблюдение требований законов и подзаконных нормативных актов. По сути, названные аспек­ты деятельности означают реализацию принципа законности при осуществлении ОРД.

Закон о прокуратуре, еще до появления федерального законодательства об оперативно-розыскной деятельности, закрепил в качестве одного из основ­ных направлений реализации прокуратурой своих полномочий надзор за исполнением законов органами, осуществляющими О РД. В принятом позднее Законе об ОРД были определены субъ­екты, имеющие право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, порядок их проведения, а также нормы, преду­сматривающие, что надзор за исполнением законов при про­ведении оперативно-розыскных мероприятий и законностью принимаемых при этом решений осуществляет Генпрокурор РФ и уполномоченные ему прокуроры.

Рассматриваемое направление деятельности органов про­куратуры имеет свою специфику, которая определяется, с одной стороны, обязанностью прокурора от имени РФ осуществлять уг. преследование (ч. 1 ст. 37 УПК), а также координировать деятельность правоохра­нительных органов по борьбе с преступностью (ст. 8 Закона о прокуратуре), а с другой - обязанностью осуществлять над­зор за законностью уг. преследования и деятельности 'правоохранительных органов, способствовать охране прав и свобод личности.

В соответствии с Законом об ОРД последняя представляет собой специфический вид деятельности, который осуществля­ется гласно и негласно уполномоченными на то федеральным законодательством оперативными подразделениями гос. органов в пределах их полномочий посредством про­ведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, соб­ственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Вместе с тем в законе закреплено выполнение и задач част­ного характера, решение которых способствует достижению целей ОРД. К ним относятся:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их под­готавливающих, совершающих или совершивших;

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уг. на­казания, а также без вести пропавших;

3) добывание информации о событиях или действиях (без­действии), создающих угрозу гос., военной, эко­номической или экологической безопасности РФ.

Таким образом, сущность прокурорского надзора за испол­нением законов органами, осуществляющими ОРД, заключа­ется, с одной стороны, в надзоре за соблюдением должност­ными лицами соответствующих подразделений законов, что должно способствовать результативности в борьбе с преступ­ностью, а с другой — в охране конституционных прав и свобод личности, вовлеченной в сферу этой борьбы.

Деятельность уполномоченных прокуроров должна способ­ствовать успешному проведению ОРД по выявлению, предупре­ждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от исполнения уг. наказания, а также розыску без вести пропавших граждан.

Наши рекомендации