Способы и порядок создания юридического лица.
В принципе, в целом, в гражданском праве как науке мы находим 4 возможных способа сознанию юридического лица и не все они применимы сегодня в РФ.
Критерий разделения: степень (соотношение) участия в создании государства и учредителей.
1. Явочный. Сегодня его в РФ в чистом виде нет, а в некоторых странах мира есть. Он отличается тем, что здесь инициатива и всё бремя создания полностью лежит на учредителей, именно они должны принять решение о создании, разработать документы, приобрести собственности… От государства требуется только учёт, то есть здесь минимум государства, его только ставят в известность, это бывает редко… В некоторых странах так создаются некоммерческие организации (во Франции), у нас, хотя и нет как такового его способа нет, но есть что-то сходное применительно к религиозной группе. Религиозная группа – это вообще не юридическое лицо, но закон говорит, что лица, которые объединились и создали группу уведомляет государства, которое его просто учитывает, и всё. Но религиозная группа – это лишь первая ступенька, ведь потом, через год, можно будет создать религиозную организацию…
2. Разрешительный способ. Здесь степень участия государства увеличивается. Инициатива всё также лежит на участниках, и все действия по созданию всё также возложены на учредителей, но необходимым этапом создания является получение согласия государства, разрешения на создания конкретного юридического лица. Разрешительный способ никогда не бывает единственным, чаще всего – дополнительный и вообще часто бывает как дополнение к другому способу. В нецивилизованных оборотах могут «диктатурки» такие, запретить на основании «нецелесообразности». Сейчас же, в цивилизованных – только для того, чтобы не создавать монополий, и т.д. Чаще всего разрешительный способ получают при создании в порядке реорганизации, скажем, при слиянии двух юридических лиц, если в результате такого слияния данное юридическое лицо будет подпадать под признаки «монополиста».
3. Нормативно-явочный способ. Этот способ сегодня является господствующий в РФ и вообще в большинстве стран романской системы. Некое равновесие путём разделения функций между государством и учредителей. Участники – от них исходит инициатива, организационно-правовую форму выбирают, все документы учреждает, а государство устанавливает правила игры, какие-то императивные нормы… А дальше государство выполняет определённые функции при создании в виде фиксации юридического лица, поэтому в рамках такого способа всегда проводится регистрация юридических лиц.
4. Распорядительный способ. Он антагонист явочному способу. Здесь самое максимальное участие в создании государства. Решение о создании юридического лица принимается государством в лице его органов, иногда даже само создаётся, а иногда принимает решение и учредители уже там что-то делало.
Этапы создания юридического лица.
1 этап. Это всегда – принятие решения о создании. Принимать это решение будут один или несколько учредителей в зависимости от того, какое минимальное количество участников должно быть у данной организационно-правовой формы. Но бывает не только количественный ценз, но и качественный (скажем, создавать может только индивидуальные предприниматели, либо только физические лица…). В результате это будет либо решение единственного учредителя, либо это будет уже всё-таки собрание (даже если вас двое – уже собрание) и тогда документом, подтверждающим ваше решение, будет протокол учредительного собрания. Если же предприятием – то актом собственника имущества, его органов (скажем, постановления правительства – если государственное учреждения). Для некоторых организационно-правовых форм могут быть особые требований…
2 этап. После принятия решения необходимо разработать и утвердить учредительные документы. На сегодняшний момент ГК говорит о двух вариантов учредительных документов:
1) Учредительный договор.
2) Устав.
3) А также возможно «Положение об организации…». Чаще всего это для того, чтобы придать статус юридического лица какому-либо органу, это – какой-то эффект распорядительности, но это редкий, единственный способ.
Кстати, 1 и 2 не обязательно альтернативы – могут быть и одновременно требоваться.
Устав | Учредительный договор | |
Товарищества | – | + |
Общества: ООО ОДО АО | + + + | – + – |
Унитарные предприятия | + | – |
Коммерческие организации | + | – |
У всех остальных | + | – |
Только у ОДО и устав, и учредительный договор, только у товарищества учредительный договор, а у остальных – только устав. ООО долго нужно было и устав, и учредительный договор, но больше нет – только устав.
Учредительный договор – это если объединение лиц.
Устав – объединение финансов (по большей части).
Плюс, если нет лимита на участников – конечно же, устав.
Отличие устава от учредительного договора (статья 52 ГК РФ – что должно быть в уставе и что должно быть в учредительном договоре).
Отличия в природе устава и учредительного довгора:
1. Учредительный договор – это всегда соглашение, то есть на него в полной мере распространяются все нормы гражданско-правовом договора, следовательно, воли этих лиц должны быть согласованы, требуется, чтобы эти воли были направлены на единый общий правовой результат. Выделяется тем, что это – многосторонний договор.
2. Учредительный договор должен быть обязательно подписан всеми участниками, для учредительного договора обязательная (правда, простая) письменная форма.
3. Считается, что это – договор организационного характера, то есть договор, который решает вопросы «как создать?», то есть распределение прав и обязанностей учредителей по создании юридического лица.
4. Квази-существенными считаются те элементы, которые должны быть указаны в ГК как обязательные требования для учредительных договоров – то, что вы не можете не согласовать.
Устав, в отличие от договора, принимается собранием или участниками путём голосования. В силу этого устав не требует подписания всеми учредителями, а подписывается лишь председателем собрания, а в некоторых случаях – секретарём собрания со ссылкой на дату и номер (если он есть) решения об утверждении или протокола учредительного собрания.
Требования к уставу также закреплены в ГК и соответствующих законах, однако направленность устава – регулирование отношений уже после создания юридического лица, устав начнёт действовать только после регистрации юридического лица.
Учредительный договор же начинает действовать сразу после заключения, как и любой договор.
Устав – это локальный акт, который является главным в жизни юридического лица.
Для АО нет учредительного договора, но есть договор о создании, то есть это договоры, которые не действуют после собрания, но всегда же надо как-то права и обязанности учредителей писать, поэтому такие разовые договоры, которым просто не придают статуса учредительного документа.
3 этап. Формирование имущества (учредительного, складочного капитала).
К моменту создания не менее 50% ООО уже должно быть уставного капитала.
А уставный капитал ОАО – в течение 3-х месяцев.
До создания юридического лица нужно определить организационные моменты – величина уставного (или складочного) капитала, кто и по сколько, размер паёв…
Для ООО минимальный уставный капитал – 10 000 рублей.
Уставный капитал – это условная величина, вы не обязаны всегда на этом счёте эту сумму, просто раз в год в ваших чистых активах была величина не ниже минимального уставного капитала, это – для обеспечения прав кредиторов. Если же чистых активов меньше уставного капитала, то либо уменьшать размер уставного капитала, то ли ликвидироваться.
При установке уставного капитала, стоит учесть минимальный установленный в законе размер, а вот больше – учитывая свои возможности поддержания этой суммы.
Каждое уменьшение уставного капитала – это удар по деловой репутации.
Чем выше уставной капитал, тем больше заинтересованы в вас кредиторы, инвесторы…
4 этап. Государственная регистрация юридических лиц.
ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Государственная регистрация юридических лиц – это акты федерального органа исполнительной власти по внесению в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений, требующихся в силу закона.
Сам закон не называет регистрирующий орган, он определяется постановлением правительства.
Постановлением правительства ведение реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложено на налоговую службу и её структурных подразделений.
В ЕГРЮЛ не единый реестр, юридические лица и индивидуальные предприниматели отдельно. ЕГРЮЛ на бумажных и электронных носителях, причём при расхождении сведений приоритет имеют бумажные носители.
Сам реестр складывается из сведений о самих юридических лицах (их много-много: размер уставного капитала, состав участников, виды деятельности…) и из реестра представляемых юридическими лицами документов (уставов, протоколов, решений…).
Единый государственный реестр юридических лиц является открытым, то есть все сведения, содержащиеся в таком реестре, общедоступны, за исключением данных удостоверения личности физических лиц и банковских счетов как юридических, так и физических лиц (это конфиденциальные сведения, выдаются только по запросу компетентных органов – прокуратуре, суду, пенсионным и иным государственным фондам…).
Информация из реестра предоставляется в виде трёх документов: либо выписка из ЕГРЮЛ по форме, утверждённой постановлением правительства; либо копия документов юридического лица (например, копия устава), заверенная налоговой службы; либо справка об отсутствии запрашиваемой информации.
Общий срок предоставления сведения – 5 рабочих дней. Есть и ускоренное…