Можно выделить пять групп вопросов, включаемых в коллективный договор.

1 это формы, системы и размеры оплаты труда, механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков, условия и охрана труда, льготы для отдельных категорий работников.

2 обязательства по обеспечению занятости работников или предоставлению им особых льгот при высвобождении с предприятия, возможности переобучения другим профессиям.

3 нормы, регулирующие социальное обслуживание работников и охрану труда. Среди них можно назвать компенсацию транспортных расходов, организацию и предоставление дотаций на питание работников на производстве и мероприятия по охране труда. Более подробное изложение этих вопросов составители проекта коллективного договора найдут в приложении № 2 к письму департамента охраны труда Минтруда России от 23.01.96 N 38-11 - Рекомендации по примерному содержанию раздела «Условия и охрана труда» в коллективном договоре, предусматривающего обязательства работодателя перед трудовым коллективом организации в области условий и охраны труда.

4 конкретные нормы, о которых в законах и иных нормативных правовых актах (например, отраслевых) содержатся прямые предписания об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

5 обязательства трудового коллектива отказаться от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора.

При определении содержания коллективного договора на конкретном предприятии необходимо исходить из финансовых возможностей работодателя и социальных проблем, актуальных для данного производства и коллектива.

С правовой точки зрения положения, включаемые в коллективный договор, подразделяются на:

- обязательственные (обязательства сторон);

- информационные (информирующие работников, руководителей подразделений, других должностных лиц организации об основных нормах трудового законодательства, условиях соглашений и др.);

- нормативные (содержащие нормы, регулирующие трудовые отношения в организации, устанавливающие коллективные условия труда ее работников);

- организационные (о порядке изменения и принятия нового колдоговора).

Нормативные условия (положения) коллективного договора - локальные нормы права, установленные сторонами в пределах их компетенции, которые распространяются на работников данной организации либо ее структурной единицы. В новой редакции Трудового кодекса их включение необязательно, т.к. исключена ч.4 ст.41. Ранее было несовпадение ч. 5 ст. 26 и ст. 41. Так, в ч. 5 ст. 26 было указано, что на уровне организации устанавливаются взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем (обязательственные условия). О наличии нормативных условий здесь не говорилось. В 4 ст. 41, речь шла о нормативных условиях, которые необходимо включать в случаях прямого предписания законов.

Нормативные положения призваны решать две группы правовых вопросов:

а) когда существует явный пробел в законодательстве, но его решение колдоговорным путем не противоречит общим принципам права и законодательства;

в) когда общие положения законодательства уточняются (конкретизируются) применительно к особенностям данной организации (структурного подразделения).

По юридической природе нормы, содержащиеся в коллективных договорах,- это нормы-соглашения. В них проявляется взаимная воля сторон договора и воля государства (законодателя), предоставившего сторонам права по локальному правотворчеству.

Воспроизведенные из ТК, иных актов трудового законодательства нормы (информационные положения) в сущности также являются нормативными положениями и своим источником имеют те акты, из которых они перенесены в коллективный договор. Они действуют как нормы именно этих актов, а не в силу их включения в коллективный договор.

Обязательственные условия содержат конкретные обязательства сторон с указанием сроков их выполнения и исполнителей, например, работодатель обязуется оборудовать комнату отдыха в конкретном структурном подразделении организации. Они не предполагают наличия правил поведения общего характера, рассчитанных на неоднократное применение. Они всегда конкретны и касаются взаимных обязательств сторон, исполнением которых погашаются эти обязательства.

Сами работники стремятся максимально расширить содержание коллективного договора за счет включения в него обязательств работодателя предоставлять различные материальные блага, гарантии, компенсации, льготы.

Более сложным для практики оказался вопрос об обязательствах работников перед работодателем. Нередко встречаются коллективные договоры, закрепляющие лишь односторонние обязательства работодателя или фиксирующие единственную обязанность работников - отказ от забастовок и других массовых форм протеста. В связи с этим рекомендуется включать в коллективный договор обязательства представительных органов, связанные с разработкой проектов локальных нормативных актов, принимаемых работодателем совместно или по согласованию с работниками. Речь может идти о положениях, регламентирующих проведение производственных соревнований и конкурсов, создание коллективных форм организации и стимулирования труда, участие работников в работе ревизионных комиссий, комиссий по трудовым спорам или комитетов по охране труда. Кроме этого, различным общественным формированиям (советам ветеранов, женсоветам, наставникам молодежи и др.) можно поручить подготовку и проведение мероприятий, связанных с чествованием ветеранов труда и передовиков производства, организацией отдыха работников, обновлением экспозиций заводского музея или доски почета. Возможны и другие направления деятельности общественных объединений работников: разработка и осуществление мер, направленных на укрепление дисциплины труда, общественного порядка в микрорайоне, повышение эффективности кадровой политики, создание дополнительных рабочих мест на период простоев, охрану собственности, развитие спорта и физической культуры

Целесообразно представить договор в виде четкой системы разделов, регулирующих разные виды отношений сторон:

1)общие положения (здесь указываются стороны и предмет договора, определяется сфера его действия); 2) трудовой договор; 3)рабочее время (указываются продолжительность рабочего времени, режим рабочего времени, разделение рабочего дня на части, дежурство и т. п.); 4)время отдыха (включает в себя подразделы: перерывы в работе, работу в дни отдыха, ежегодный отпуск, дополнительные отпуска, отпуска без сохранения заработной платы); 5)условия работы; охрана труда; 6)оплата труда, гарантийные и компенсационные выплаты; 7)социальное и медицинское обслуживание работников; 8)жилищно-бытовое обслуживание (содержит подразделы: порядок улучшения жилищных условий, льготы по содержанию жилья, льготы на услуги дошкольных учреждений, льготы на обучающихся детей и льготы на общественное питание, вопросы быта, физической культуры и т. д.); 9)заключительные положения (в этот раздел обычно включают пункты о сроке действия договора, ответственности за нарушение и невыполнение договора).

Действию коллективного договора посвящена статья 43 ТК.

Соглашения. Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции (ст. 45 ТК).

Это акты социального партнерства, заключаемые на трехсторонней основе.

Виды соглашений

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне РФ.

Межрегиональное соглашение устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов РФ.

Региональное соглашение устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Оно заключается на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирований социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение Министерством труда и социального развития РФ разработан Макет Федерального отраслевого (межотраслевого) соглашения рекомендательного характера.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: - оплата труда; условия и охрана труда; режим труда и отдыха; развитие социального партнерства;

- иные вопросы, определенные сторонами.

Сторонами соглашений выступают полномочные представители сторон социального партнерства, а не сами социальные партнеры. Тогда как сторонами коллективного договора являются стороны социального партнерства - работники и работодатели.

Порядок разработки проекта соглашения и его заключения предусмотрен ст.47 ТК РФ. Срок и сфера действия соглашений также определены ст. 48 ТК РФ. Регистрация коллективного договора не является обязательной, а носит лишь уведомительный характер и осуществляется в течение семи дней со дня подписания договора. На основании поступивших на уведомительную регистрацию соглашений и коллективных договоров составляется их Регистр. Положение о Регистре соглашений и коллективных договоров утверждено постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г.

Практикум

Задачи

Задача № 1

На заводе «Красный путь» действует три первичных профсоюзных организации, ни одна из которых не объединяет более половины работников. Каждая из них направила директору завода предложение вступить в переговоры о заключении коллективного договора, однако он всем отказал, пояснив, что они не представляют интересы большинства работников.

Оцените позицию директора завода. Каким образом можно решить сложившуюся ситуацию?

Задача № 2

Первичная профсоюзная организация средней школы обратилась в районный департамент образования с предложением о заключении коллективного договора. Представитель департамента сообщил в письменной форме выборному профсоюзному органу школы, что департамент образования, несмотря на то, что осуществляет финансирование школы, работодателем не является, поэтому коллективный договор заключить не может.

Дайте правовую оценку позиции департамента образования. С кем следует вступать в коллективные переговоры профкому школы?

Задача № 3

В первичную профсоюзную организацию обратились работники – не члены профсоюза с просьбой представлять их интересы при заключении нового коллективного договора. Руководитель профсоюза согласился, но поставил условие о заключении договора, в котором будет оговорена сумма за предоставленные услуги по представлению интересов.

Дайте правовую оценку сложившейся ситуации.

Задача № 4

Иванов работает художником в конструкторском бюро ОАО «Приборстрой». Работодатель заключил с Ивановым договор подряда.

В ОАО «Приборстрой» действует коллективный договор, заключенный между работодателем и трудовым коллективом.

Распространяется ли действие коллективного договора на Иванова?

Задача № 5

В коллективном договоре ОАО «Север» предусмотрено награждение передовиков производства зарубежной путевкой на два лица. Для нарушителей трудовой дисциплины в качестве меры взыскания предусмотрено 100% лишение премии, за повторное нарушение – штраф в размере 50% заработка.

Оцените правомерность коллективного договора.

Задача № 6

Генеральное соглашение, заключенное на 2009–20011 годы между общероссийскими объединениями профсоюзов и Правительством Российской Федерации, предусматривает обязательство сторон «при определении минимальной тарифной ставки (оклада) ориентироваться на оптимальный для современного состояния экономики удельный вес тарифа в заработной плате не менее 50% (п. 2.3)». Однако при заключении коллективного договора в ОАО «Старт» был установлен удельный вес тарифа, равный 40%.

Дайте оценку правомерности указанной нормы.

Задача № 7

В филиале организации, который находится в другом субъекте Федерации, был заключен коллективный договор, уменьшающий размер выплат работникам филиала по сравнению с коллективным договором организации. Когда работники филиала указали на это обстоятельство руководителю филиала, он заявил, что в соответствии с положением о филиале, принятым головной организацией, филиал существует на принципе самоокупаемости.

Дайте правовую оценку сложившейся ситуации.

Задача № 8

Профсоюзный комитет ООО «Салют», работающий на общественных началах, обратился к руководству ООО с предложением начать переговоры о заключении коллективного договора. Однако директор ООО отказался от переговоров, пояснив, что профком не проходил государственную регистрацию, не обладает правами юридического лица и, следовательно, не является субъектом трудовых отношений.

Дайте оценку действий директора.

Тесты

1. Социальное партнерство – это система взаимоотношений между:

а) работниками и работодателями;

б) представителями работников и работодателей;

в) работниками (представителями работников) и работодателями (представителями работодателей);

г) между органами государственной власти и органами местного самоуправления;

д) работниками (представителями работников) и работодателями (представителями работодателей), государственной власти и органами местного самоуправления.

е) работниками и фондом социального страхования.

2. Что из перечисленного не является принципом социального партнерства:

а) равноправие сторон;

б) полномочность представителей сторон;

в) уважение и учет интересов сторон;

г) реальность обязательств, принятых на себя сторонами;

д) приоритет интересов органов государственной власти

е) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда.

3. Органы государственной власти являются стороной социального партнерства:

а) при заключении соглашений;

б) когда выступают в качестве работодателей;

в) когда это требуется для обеспечения безопасности и обороноспособности государства;

г) при реализации любой формы социального партнерства;

д) в случаях введения чрезвычайного или военного положения.

4. На локальном уровне социального партнерства устанавливаются:

а) обязательства работников и работодателей в сфере труда;

б) обязательства органов местного самоуправления в сфере труда;

в) основы регулирования отношений в сфере труда на уровне муниципального образования;

г) основы регулирования отношений в сфере труда на уровне субъекта Российской Федерации;

д) обязательства органов государства на уровне субъекта Российской Федерации.

е) обязательства органов государственной власти в сфере труда на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

5. Не является формой социального партнерства:

а) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров и соглашений и их заключению;

б) взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

в) участие работников и представителей работников в управлении организацией;

г) контроль надзор за соблюдением трудового законодательства;

д) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

6. Первичная профсоюзная организация представляет во взаимоотношениях с работодателем интересы:

а) всех работников организации независимо от членства в данном профсоюзе;

б) интересы исключительно членов данного профсоюза;

в) всех работников организации независимо от членства в данном профсоюзе в случаях, установленных трудовым законодательством;

г) интересы любого работника организации, уполномочившего ее представлять свои интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.

7. Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют:

а) руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица;

б) лично руководитель организации или работодатель - индивидуальный предприниматель;

в) коллегиальный исполнительный орган юридического лица или индивидуальный предприниматель лично;

г) только лица, уполномоченные руководителем организации или индивидуальным предпринимателем;

д) лица, уполномоченные коллегиальным исполнительным органом юридического лица.

8. Представителями работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, являются:

а) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления;

б) федеральные органы законодательной власти, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления;

федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления;

в) федеральные органы законодательной власти;

г) федеральные органы исполнительной власти;

д) Федеральная служба по труду и занятости населения.

9. На каком из уровней социального партнерства не могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии:

а) федеральном;

б) межрегиональном;

в) отраслевом;

г) локальном;

д) территориальном.

10. Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение:

а) семи календарных дней со дня получения предложения;

б) семи рабочих дней со дня получения предложения;

в) пяти календарных дней со дня получения предложения;

г) пяти рабочих дней со дня получения предложения;

д) одного месяца со дня получения предложения.

11. Если в организации действуют две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, предложение начать коллективные переговоры по подготовке, заключению или изменению коллективного договора может направить:

а) любая из них, с предварительного согласия других;

б) объединяющая большее количество работников;

в) уполномоченная на общем собрании (конференции) работников организации;

г) сформированный ими единый представительный орган для ведения коллективных переговоров;

д) сформированный на общем собрании (конференции) работников организации единый представительный орган для ведения коллективных переговоров.

12. Какие гарантии устанавливаются для лиц, участвующих в коллективных переговорах:

а) освобождение от работы с сохранением среднего заработка;

б) освобождение от работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев;

в) освобождение от работы без сохранения среднего заработка;

г) освобождение от работы без сохранения среднего заработка на срок не более трех месяцев;

д) абсолютный запрет увольнений по инициативе работодателя в период ведения коллективных переговоров.

13. Какие условия не включаются в коллективный договор:

а) информационные;

б) нормативные;

в) обязательственные;

г) организационные;

д) существенные?

14. Соглашение - это:

а) правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции;

б) правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения связанные с ними экономические отношения, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции;

в) правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции;

г) правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном и отраслевом (межотраслевом) уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

15. Если на работника одновременно распространяется действие нескольких соглашений, применяются условия соглашения:

а) заключенного раньше;

б) выбранного его работодателем;

в) наиболее благоприятные для организации;

г) наиболее благоприятные для работника.

16. Если регистрирующий орган выявит положения коллективного договора или соглашения, ухудшающие положение работника:

а) такие положения признаются недействительными;

б) такие положения признаются недействительными и не подлежат применению;

в) такие положения не подлежат применению;

г) коллективный договор или соглашение признается незаключенным;

д) никаких правовых последствий не наступает.

Ответы:

1) д,

2) а

3) д

4) г

5) б

6) б,г,д,е

7) а

8) в

9) г

10) а

11) в,г

12) б

13) а

14) в

15) а

16) г

Литература:

Нормативная: 1-12, 17, 20, 23, 25, 29, 30

Основная: 65, 66, 68, 71, 72, 75-77, 80-82, 147-149

Дополнительная: 115, 152, 162, 165, 170, 172, 190, 192, 193, 218, 220, 221, 227, 230, 255, 271.

Особенная часть

Наши рекомендации