В истории становления государственно-общественное управление школьным образованием можно выделить пять этапов

Первый этап – начало XIX в.- середина 50-х гг. XIX в. характеризуется поддержкой образовательных и благотворительных инициатив со стороны государства просвещенным российским обществом, созданием на этой основе различных общественных союзов и организаций, благотворительного и просвещенческого характера, первых школ взаимного обучения. Первый период можно охарактеризовать как подготовительный, поскольку общество, в широком смысле, не было готово к взаимодействию с государством по поводу вопросов образования, а правительство предлагало такие формы попечительства и благотворительности в образовании, которые могли контролироваться и регулироваться государством. На втором этапе - середина 50-х гг. – начало 90-х гг.XIX в. появляются первые признаки организованного общественно-педагогического движения. Этот этап характеризуется небывалым ранее вниманием общества к проблемам образования на уровне частной и общественной инициативы.

Третий этап – начало 90-х гг. XIX в. - 1917г. Конец XIX - начало XX веков характеризуется возрастанием противостояния государственных структур и общества,

Социальных и особенно – профессионально-педагогических условий участия общества в управлении школой.

Четвертый этап - ноябрь 1917г. - 1931год. Идея участия всего общества в становлении новой советской школы была заложена в первых декретах после октября 1917 года. В этот период начинает складываться новая система руководства народным образованием - Отделы и Советы народного образования, партийные организации, профессиональные союзы. Коллегиальное управление советской школой на начальном этапе происходило в форме Педагогического Совета школы (Комитета), в состав которого входили, с правами решающего голоса, по одному представителю: от хозяйственного комитета, от родительского комитета и от учащихся старших классов. В Педагогический Совет входили три представителя от местного Совета Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов с правом решающего голоса каждый, что в исследуемые годы отражало социальную активность общества в отношении школы.

Расширяющееся несоответствие между декларируемыми демократическими общественными ценностями и реальной практикой управления государством и всеми его структурами приводит к концу 20-х годов к попытке педагогического сообщества осмыслить пути развития советской педагогики и школы, определить роль школы в социалистическом обществе (педагогическая дискуссия 1928г.). Итогами этого периода можно считать уникальный педагогический опыт развития отечественного школьного образования на идеях свободы, демократии и плюрализма, опыт привлечения широких социальных слоев, практически всенародную поддержку становлению новой советской школы.

К концу этого этапа становления государственно-общественного управления школьным образованием наблюдается поляризация общественного настроения вокруг важных для судьбы страны вопросов, которые можно сформулировать на нескольких уровнях.

Пятый этап - 1931 – 1991гг., подготовка и проведение реформы образования. Общественное участие в школьном образовании в период 30-70-х годов носило организованный, идеологически ориентированный государственный характер, администрирование стало основной формой руководства образовательными учреждениями. Середину 70-х - 80е годы XX века можно определить как период стагнации государственных форм управления образованием при активизирующемся движении лучших педагогических коллективов и отдельных педагогов в направлении актуализации на новом уровне общедемократических гуманистических ценностей образования. Подготовка предложений по реформированию, широкое обсуждение проблем образования привело к созданию двух структур, параллельно разрабатывавших проекты реформы: АПН СССР и Временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) «Школа». Были сформулированы основные принципы государственной образовательной политики демократического государства, в том числе и обязательность демократического, государственно-общественного характера управления образованием, которые вошли затем в новый «Закон об образовании» (1992), появившийся в новых социально-политических условиях. Показательно, что степень доверия общества к учителям в этот период была максимальной, статьи педагогов-новаторов обсуждались в широком контексте ожидаемых социально-политических преобразований.

Тенденции развития государственно-общественного управления школьным образованием как вероятностные ситуации при проявлении авторитарных или демократических подходов к определению государственной образовательной политики в области функционирования образовательных систем. Авторитарный подход характеризуется непосредственным и доминирующим участием государства в школьном образовании, государство полностью его финансирует, определяет приоритеты и функции управления, готовит кадры управления образованием. Участие общества при таком подходе сводится к реализации незначительных, не затрагивающих содержательные компоненты школьного образования, возможностей и потребностей участников образовательного процесса. Демократический подход допускает «рамочное» законодательное участие государства в функционировании школы, при соблюдении государством основных прав граждан в сфере образования и существовании школы как социального института. Управление, при реализации такого подхода, становится государственно-общественным, затрагивающим все основные функции деятельности школы (целевой, организационно-содержательный и аналитико-результативный компоненты).

В демократическом обществе основным механизмом реализации государственно-общественного управления образованием является общественная дискуссия, которая ориентирована на обеспечение качества политических документов; обеспечение содержательной общественной поддержки предлагаемых изменений; рост компетентности педагогической общественности, самоопределение в планируемых изменениях в системе образования относительно собственных профессиональных задач.

ЗАДАНИЕ

Проанализируйте программы нескольких политических партий в области образования. Какие проблемы развития образования представляются в них наиболее актуальными на современном этапе развития нашего общества? Какие предлагаются пути решения этих проблем? По какой проблеме, на Ваш взгляд, целесообразно провести общественную дискуссию? Какие структуры и общественные группы целесообразно привлечь к участию в дискуссии?

Аргументируйте свои ответы.

Обратите внимание на то, что Вы утверждаете; какие доводы поддерживают Ваше утверждение; какие факты поддерживают Ваши доводы; какие возражения Вы признаете и как отвечаете на них.

Одной из наиболее важных тенденций развития образования в РФ является повышение уровня взаимодействия с обществом, которое, в частности, реализуется посредством социального партнерства. Социальное партнерство – это обдуманные и взаимовыгодные отношения между согласившимися сторонами, основанные на сочетании ценностей, которые развиваются во времени и приводят к измеримым результатам.

Открытая обществу (социуму) школа подразумевает ее активное взаимодействие с «ближайшей социальной средой», что, в свою очередь, предполагает изменения в таких областях школьной жизни, как управление, организация образовательного процесса и даже планировка здания школы. Таким средством диалога на данный момент может выступать Публичный отчет о деятельности школы. Публичный отчет школы, как правило, ежегодный, рассматривается как важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности государственного или муниципального учреждения, форма широкого информирования общественности, прежде всего родительской, о деятельности школы с целью получения объективной внешней оценки и дальнейшего развития собственно учреждения.

Определяя принципы, на которых строится социальное партнерство, на первое место следует поставить принцип социальной справедливости и согласования интересов всех участников. В условиях заметного социального расслоения, нестабильной экономики обеспечить равновесие интересов сложно, но необходимо во избежание социальных конфликтов.

Вторым принципом является принцип закрепления отношений в законодательных и других актах, что дает основу для взаимных претензий, делает партнерство прочным.

Третьим должен быть принцип ответственности партнеров друг перед другом.

Для социального партнерства в области управления качеством образования большое значение имеют принципы добровольности и равновыгодности.

Соблюдение перечисленных принципов позволяет объединить интересы различных социальных групп, оказывающих влияние на развитие образовательных процессов и способных предложить эффективную стратегию управления качеством образования.

Опираясь на существующий опыт, можно утверждать, что система социального партнерства имеет для школы многоцелевой характер: побуждает коллектив к самосовершенствованию с учетом мнения родителей о качестве образовательного процесса; стимулирует у педагогов школы заботу об авторитете своего учреждения среди других школ; формирует общественное мнение о школе в целом.

Можно сказать, что социальное партнерство подразумевает совместную деятельность субъектов образовательного процесса, которая характеризуется доверием, общими целями и ценностями. Эта деятельность основана на добровольных началах, ориентирована на долговременность отношений, характеризуется взаимной ответственностью сторон за результат.

Социальным партнером школы может выступать любое заинтересованное лицо или организация, представитель любой сферы жизнедеятельности человека:

· социальной сферы (медицинские учреждения, учреждения и организации спорта и культуры);

· системы образования (школы-партнеры, учреждения дополнительного образования, причем как детей, так и взрослых, вузы, учреждения начального и среднего профессионального образования, научно-исследовательские институты и лаборатории);

· экономики и бизнеса (производственные комбинаты и предприятия, бизнес-структуры);

· общественные организации (различные советы, ассоциации, сообщества);

· средства массовой информации и др.

Особое место среди социальных партнеров школы занимают родители обучающихся. Необходимым условием партнерских отношений с ними является их добровольность (родители информированы о процессах образования и готовы в них участвовать), их долговременность (нацеленность на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия), взаимная ответственность (определение уровня ответственности каждой семьи и школы).

Наши рекомендации