Обеспечение правосубъектности физических лиц

Институты обеспечения правосубъектности граждан. Опека и попечительство. Признание гражданина отсутствующим. Объявление гражданина умершим. Акты гражданского состояния и их регистрация.

1. Между рождением и смертью физического лица, как правило, проходит значительное, во всяком случае, по общечеловеческим меркам, время. Приобретаемая с рождением правоспособность поэтапно дополняется дееспособностью. Лицо приобретает имущество, устанавливает связи с другими лицами, участвует в имущественных и неимущественных правоотношениях. Правосубъектность гражданина - это по существу базовый элемент экономической сферы общества. Вместе с тем каждое физическое лицо, каждый индивид проживает не только юридическую жизнь (от появления правоспособности до ее прекращения), но и жизнь человеческую, биологическую, от особенностей которой зависит объем дееспособности гражданина и, следовательно, его правосубъектность. Гражданское право, заботясь о стабильности правоотношений, о равных для всех участников возможностях участвовать в юридической жизни, о непрерывности имущественных связей, об интересах контрагентов и третьих лиц, обеспечивает различными способами надлежащий и необходимый "уровень" правосубъектности граждан.

Так, ГК РФ, другими законами и нормативными актами предусмотрены следующие особые институты по обеспечению правосубъектности граждан:

а) опека и попечительство;

б) признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим;

в) регистрация актов гражданского состояния.

2. Опека и попечительство "восполняют" недостаточную дееспособность некоторых категорий граждан, обеспечивая полноценное участие последних в гражданских правоотношениях.

Правовой акт

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

Необходимо строго различать две категории: а) опека и б) попечительство.

Опека устанавливается над малолетними и гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени все необходимые сделки.

Попечительство, которое устанавливается в отношении несовершеннолетних (14-18 лет), а также граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами. Попечители в необходимых случаях дают согласие на совершение сделок подопечными, оказывают несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В ГК РФ (а также в Семейном кодексе, Федеральном законе "Об опеке и попечительстве", других законах и подзаконных актах) подробно урегулированы административные и технико-юридические вопросы опеки и попечительства.

Специальное законодательство об опеке и попечительстве детализирует положения гражданского права:

об органах опеки и попечительства (ст. 34);

о правах и обязанностях опекунов и попечителей (ст. 35);

об исполнении опекунами своих обязанностей (ст. 36);

о распоряжении имуществом подопечного (ст. 37);

о доверительном управлении имуществом подопечного (ст. 38);

об освобождении и устранении опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей (ст. 39).

При этом в ГК РФ предусмотрено, что доходы подопечного расходуются исключительно в интересах подопечного. Опекун не вправе совершать, а попечитель давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного, иных сделок, влекущих уменьшение его имущества. Они, их супруги, близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным. При необходимости орган опеки заключает договор об управлении имуществом подопечного на началах доверительного управления, предусмотренного в ГК РФ.

В ГК РФ и Федеральном законе "Об опеке и попечительстве" предусмотрен институт попечительства в форме патронажа (помощника). Этот институт применяется в отношении совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Распоряжение имуществом в этом случае осуществляется на основании договора поручения или доверительного управления, а сделки совершаются с согласия подопечного.

Особое мнение

Специальное законодательство об опеке и попечительстве, в том числе упомянутый Федеральный закон "Об опеке и попечительстве", рассматривают по сути гражданско-правовую конструкцию опеки и попечительства преимущественно как способ решения социальных задач, связанных с материальным содержанием малолетних и иных недееспособных лиц, воспитанием несовершеннолетних и пр. Отношения органов опеки и попечительства с опекунами и попечителями выстроены на отношениях публичного порядка - власти и подчинения, с большим содержанием фискальных элементов. На первое место в указанных нормативных актах выходит публично-правовая составляющая. Несомненно, что всестороннюю заботу о недееспособных (а это несовершеннолетние и лица, страдающие недугами) общество должно взять на себя. Однако социальные основы этой заботы не должны повлиять на цивилистическую конструкцию опеки и попечительства как способов обеспечения правосубъектности граждан.

3. В гражданском праве выработаны институты, призванные устранять неопределенность в отношении лиц, сам факт существования которых неизвестен. Это особо существенно именно для гражданского права, которое призвано обеспечивать определенность в регулируемых им отношениях, их участниках (И.А. Покровский).

Такими институтами являются: а) признание гражданина отсутствующим и б) объявление гражданина умершим.

Авторитетное мнение

Безвестно отсутствующим гражданин признается, а умершим объявляется. Это означает, что в первом случае констатируется факт, но не какая-нибудь презумпция, тогда как во втором случае сам факт уже не может быть выявлен, и потому его существование презюмируется.

(О.С. Иоффе)

Признание гражданина безвестно отсутствующим производится судом по заявлению заинтересованного лица, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Годичный срок исчисляется со дня получения последних сведений об отсутствующем, а при отсутствии таковых - с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, или даже с 1 января следующего года. Имущество безвестно отсутствующего при необходимости поступает в доверительное управление лица, действующего по договору с органом опеки. Это имущество может быть использовано для осуществления сделок и выполнения обязанностей отсутствующего. При явке безвестно отсутствующего по решению суда устраняются все указанные ранее правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим.

Объявление гражданина умершим также производится судом, если в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал при обстоятельствах, дающих основания предполагать о его смерти или гибели, - в течение шести месяцев. Вместе с тем военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, является по общему правилу день вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Юридические последствия объявления гражданина умершим одинаковы с юридическими последствиями его смерти.

В случае явки гражданина, объявленного умершим, он вправе требовать от других лиц возврата сохранившегося имущества (кроме денег и ценных бумаг), если оно перешло к этим лицам безвозмездно. По возмездным сделкам имущество подлежит возврату, если доказано, что, приобретая имущество, приобретатели знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых.

Авторитетное мнение

Можно принять в соображение, что безвестное отсутствие зависит от произвола лица: только по исключению безвестно отсутствующий не даст о себе известия. На основании этого соображения, если в продолжение известного времени, в течение которого безвестно отсутствующий мог бы дать о себе весть, он не дает ее, то можно предположить его умершим.

(Д.И. Мейер)

4. Для обеспечения определенности и устойчивости гражданских правоотношений ГК РФ (ст. 47) предусматривает государственную регистрацию следующих актов гражданского состояния:

рождение;

заключение брака;

расторжение брака;

усыновление (удочерение);

установление отцовства;

перемена имени;

смерть гражданина.

Регистрация этих актов производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании указанных записей.

Административные, технико-юридические вопросы об исправлении и изменении записей, об их аннулировании и восстановлении и некоторые другие вопросы предусмотрены в п. 3, 4 ст. 47 ГК РФ и в Федеральном законе "Об актах гражданского состояния".

Правовой акт

Специальный закон:

Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".

Литература

Мицкевич А.В. Субъекты советского права. М.: Гос. изд. юрид. литературы, 1962.

Красавчиков О.А. Социальное содержание правоспособности советских граждан. Правоведение. 1960. N 1. С. 12-25.

Субъекты гражданского права: Сборник научных работ / отв. ред. д.ю.н., проф. Т.Е. Абова. Институт государства и права РАН, 2000.

Глава 6. Юридические лица

Наши рекомендации