Признаки социальной напряженности в организации.
Социальная напряжённость –это психологическое состояние групп, групповые эмоции.
В основе соц. напр. лежит групповая неудовлетворенность, возникающая в результате разрыва между уровнем ожидания существенных позитивных изменений в социально-экономической, производственной сфере и фактическим уровнем реализации этих желаний.
Она обуславливается:
1.Степенью несовпадения интересов работодателя и работников
2.Различием в степени их ответственности за невыполнение своих обязательств
3.Неравенством возможностей в защите своих прав
Не стоит забывать о проблеме социально-психологического климата в коллективе-характер взаимоотношений в коллективе.
Благоприятный: оптимизм, радость общения, доверие, состояние безопасности и комфорта, взаимная поддержка
Неблагоприятный: пессимизм, раздражительность, страх, неприятие, подозрительность
Признаки:
· Уровень текучести кадров
· Производительность труда
· Качество продукции
· Количество прогулов и опозданий
· Количество претензий и жалоб от сотрудников и клиентов
· Выполнение работы в срок или с опозданием
· Аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием
· Частота перерывов в работе
На соц.псих.климат влияют: удовлетворенность работой, характер выполняемой деятельности, организация выполняемой деятельности, психологическая совместимость, характер руководства в организации.
Соц.напряженность представляет собой латентную стадию развития конфликтной ситуации , которая проявляется в изменении психологического состояния участников процесса, а именно в рассогласовании интересов, потребностей. На уровне организации прежде всего- психологический дискомфорт.
20. Способы урегулирования и разрешения организационных
конфликтов
Разрешение трудового конфликта—это процесс или целенаправленная деятельность, снимающая его причины и последствия.
Существует несколько способов (приемов, методов) разрешения организационных конфликтов:
- односторонний способ – подавление одной стороны другой;
- компромиссный способ – каждая сторона уступает другой до такой степени, которая оказывается приемлемой для конфликтующих.
Но оба этих способа сохраняют остатки конфликтов: первый – с одной стороны, второй (хотя и в меньшей степени) с обеих. Поэтому наиболее эффективным является третий:
- интегративный способ разрешения конфликтов, когда вырабатывается новый вариант, не совпадающий ни с одним из первоначальных, но при этом каждая сторона может считать его своим.
В современной практике разрешения организационных конфликтов широко распространен прием перевода конфликта на межличностный уровень, где он оказывается более разрешимым. Технология такого перевода на предприятии и в организации предусматривает формирование небольших контактных групп с примерно равным участием конфликтантов с обеих сторон.
Еще один социально-психологический прием примирения сторон – это обращение к периферии конфликта, к тем социальным категориям, которые меньше втянуты в него эмоционально и деятельностно.
Среди способов разрешения организационных конфликтов – их рационализация, и прежде всего посредством правовых механизмов (процедуры формулирования требований, официальные приказы и распоряжения, третейский суд).
Существуют также и организационные методы разрешения организационных конфликтов. Это – смена руководства, назначение неформальных лидеров взамен формальных и т.д.
Важным способом обнаружения, предотвращения и разрешения массовых конфликтов является также исследование общественного мнения (группового, массового сознания на предприятиях, в других организациях), поскольку оно весьма информативно с точки зрения оценки социальной напряженности.
Некоторые авторы называют силовые методы решения проблем организационных конфликтов, которые наиболее характерны для авторитарного управления. Но их применение может быть оправдано только в экстремальных условиях, когда ситуация выходит из-под контроля и требуется немедленное принятие соответствующих решений.
Одним из эффективных методов регулирования организационных отношений и разрешения организационных конфликтов – развитие системы социального партнерства. Этот метод предполагает взаимные уступки, компромисс и использование переговоров как основного средства для достижения взаимоприемлемых соглашений.
Функции трудовых конфликтов
Положительные:
1.Социально-психологическая - изменение социально-психологического климата, взаимное уважение, авторитет
2.Инновационная, творческая (преодоление препятствий на пути экономического, социального или духовного развития коллектива)
3.Интегрирующая (конфликт рабочих с администрацией усиливает их конфронтацию, но с другой-повышает сплоченность)
4.Сигнальная функция-вскрывает наиболее острые противоречия в жизни коллектива
5.Социализации (в результате конфликта индивиды получают социальный опыт, знания, которые недоступны в обычных условиях, и способствуют скорейшему разрешению последующих конфликтных ситуаций);
Отрицательные:
1. усиление враждебности, недоброжелательных высказываний;
2. свертывание деловых контактов;
3. падение мотивации к труду и показателей трудовой активности;
4. ухудшение взаимоотношений в рабочее и внерабочее время;
5. умышленное и целенаправленное деструктивное поведение;
6. потери рабочего времени, отвлечение от работы.