Моббинг. Понятие и формы проявления
Моббинг –(нападать толпой) игнорирование успехов, утаивание информации, оскорбление и слухи личной жизни.
Этапы моббнга:
1.Создание и формирование образа жертвы
2.Сосредоточение нападок на одном сотруднике
3.Разрастание конфликта. Ущемление прав сотрудника открыто
4.Обособление жертвы. Жертву отодвигают на задний план, бойкотируют или перемещают по службе. Подготовка к увольнению
5.Жертва покидает предприятие
· При моббинге вредят и мешают человеку в установлении социальных контактов(ограничивают возможность высказаться, перебивают, кричат, работу критикуют, подозрительные взгляды, обидные намеки)
· Ч. Подвергается систематической изоляции (не обращаются, демонстрируют недовольство, когда он с кем-то беседует, относятся как к пустому месту)
· Часто меняют задания(задания ниже своих возможностей, трудновыполнимые и бессмысленные задания, не получаете заданий вообще)
· Наносится ущерб авторитету(говорят за спиной, распространяют слухи, имитируют ваши движения)
· Угрожают
Манипулятивные модели при разрешении трудового конфликта
Манипуляция – это скрытый психологический прием, целью которого является заставить человека, вопреки его интересам, выполнить нужные вам действия.
Манипулятивное воздействие на оппонента в общении есть не что иное, как давления, но в скрытой форме.
Манипулятивная стратегия поведения определяется желанием получить согласие на уступки при обсуждении задачи и заключении соглашения.
Наиболее часто встречающиеся манипулятивные приемы:
• ссылка на авторитет;
• выдергивание отдельных фраз из контекста, искажающее смысл;
• уход от темы разговора, острых проблем;
• намеки;
• лесть;
• альтернативные формулировки вопросов, требующих ответа «да» или «нет»;
• сократовские вопросы (это когда готовятся несколько простых вопросов, на которые оппонент без труда отвечает «да», а затем задается основной вопрос, на который оппонент как бы по инерции тоже дает ответ «да»);
Стратегия “видимого сотрудничества”.
Партнер заявляет о собственной готовности сотрудничать, разъясняет способности и перспективы, но при заключении реального соглашения сроки его постоянно переносятся. У другой стороны складывается впечатление эффективности переговоров, но определенных результатов нет.
Стратегия дезориентации напарника.
Вступая в переговоры, каждый из партнеров имеет свой план действий, образ желаемого результата. Один из партнеров, стремясь разрушить планы другого, может выступить с неожиданной информацией, предложением, угрозой. Он подвергает критике предложения другого, отмечая их нереальность или неэффективность. Подобная тактика заранее продумана и спланирована, поэтому переговорный процесс необходимо вернуть в конструктивное русло, найти дополнительные аргументы в пользу предложенного ранее результата. Главная цель подобной тактики — заставить партнера отказаться от намеченного им результата.
Стратегия, провоцирующая чувство жалости у напарника.
Партнер, рассказывая о собственных трудностях, дилеммах, делает для себя образ беззащитного, несчастного человека, терпящего незаслуженные оскорбления, унижения. Потому соглашение, отвечающее, прежде всего его интересам, может служить признаком восстановления справедливости, равновесия. Эта стратегия ориентирована на достижение желаемого результата методом спекуляции на чувстве жалости, сочувствии, справедливости другого напарника.
Конфликтогены среди персонала.
Конфликтогены —это слова, какие-то действия или вовсе бездействие, могущие привести к возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт.
Источниками конфликта являются сотрудники, обладающие следующими качествами характера:
1.Думают только о личных интересах
2.Действуют методом штурма
3.Занимаются планомерной и полномасштабной подтасовкой данных
4.Тратят часть рабочего времени на поиск слабых мест у коллег
5.Считают, что отступают только слабые люди
6.Считают себя всезнайками
7.Маскируют намерения по дестабилизации отношений
8.Достигают цели любой ценой
9.Прекращают дискуссию, если она не приносит дивиденды