I.2. Проекты Гражданского кодекса Франции.
Первое официальное упоминание о такой политической задаче, как проведение единовременной кодификации всего гражданского права Франции, содержалось в ст. 1 Конституции 1791 г.: «…создание кодекса гражданских законов, общих для всего королевства».
Жирондистский Конвент в июне 1793 г. вернулся к идее о ГК и предписал создать соответствующую кодификационную комиссию с участием юриста Ж.Ж.Р. Камбасереса, который 9 августа 1793 г. представил Конвенту первый, «суперреволюционный» проект из 700 параграфов, сочетавших римское и кутюмное право и отражавший важнейшие революционные преобразования.
Следующий, второй проект ГК из 297 статей был разработан в сентябре 1794 г. новым законодательным комитетом Правительства Директории.
Третий проект ГК также подготовил Камбасерес и представил в июне 1796 г. Он был в целом одобрен, но в действие были введены только две первые статьи этого проекта.
12 августа 1800 г. Наполеон создал новую Комиссию для подготовки Гражданского кодекса в духе «равенства, справедливости и естественных оснований». В нее были включены четыре известных правоведа, адвоката и судьи: Франсуа Тронше, Феликс Биго де Преаменю, Жан Порталис и Жак Мельвиль.
Исторический парадокс: в разработке одного из самых прогрессивных юридических документов XIX века принимали участие не революционеры, а консерваторы. Но, безусловно, это были лучшие французские юристы той поры. Да, всего четыре человека: Наполеон терпеть не мог больших комиссий, длинных речей и бесконечных заседаний. Эти четверо были выбраны, в частности, потому что каждый из них представлял знание определенной части действующего во Франции позитивного права:
1) Préameneu был специалистом по кутюмному праву (обычай, а сельские районы),
2) Tronchet был специалистом по обычному праву Парижа (по обычаю, она более "городской"),
3) Maleville пришли с юго-запада, написанный закон страны зависит от пользовательских Севера,
4) Порталис, наконец, была Юго-Восточная, он прекрасно знал писаного права и римского права.
В своём знаменитом «Предварительном дискурсе» («Discours préliminaire»), Порталис описывает сотрудничество четырёх авторов, как «сделку между статутным и кутюмным правом». Он подчёркивал, что революция закончилась, настало время для примирения.
В итоге проект ГК (пятый по счёту) был подготовлен в течение 4-х меяцев!
Среди громких имен Государственного Совета при империи выступает в качестве фигуры Джон Уильям Locré . Назначен генеральный секретарь Государственного совета 24 декабря 1799, Джон Уильям Locré сохранить эту позицию в консульство, империя и Ста дней, который сделал его, в его кабинете, как единственный редактор минут встречи главный наблюдатель написания Гражданского кодекса, а также выдающегося юриста, как комментатор.
И еще один примечательный факт: в те годы комиссия получила возможность провести в масштабах всей страны профессиональный референдум. Во все суды был разослан проект кодекса, и его составители получили сотни подробных и ценных откликов юристов-практиков. Так, уже в январе 1801 г. проект ГК был представлен для обсуждения в Кассационный и Апелляционный суды Франции, и это судейское обсуждение длилось почти три года (17 июля 1801 – 19 марта 1804 гг.).
Каждый из 36 законопроектов – будущих титулов ФГК должен был согласно Конституции VIII года пройти следующие этапы законодательной процедуры: обсуждение законопроекта, принятие первой редакции законопроекта, обсуждение этого первого варианта, а затем второе редакционное составление и повторный цикл обсуждений и так далее, пока не будет согласован окончательный вариант.
В главных обзорных сессиях Государственного совета, который начал свою работу над ГК 17 июля 1801 г., принимали участие такие выдающиеся деятели тех времен, как: Boulay де ла Мерт, Berlier, Thibaudeau, Эммери, Real, Биго де Préameneu, Ренье и Абриаль. Заседания проходили под председательством либо первого консула (Наполеона), либо при его отсутствии второго консула (Камбасереса), и при обязательном участии генерального секретаря Государственного совета Дж.У. Locré. Последняя сессия Госсовета состоялась 1 жерминаля XII года (22 марта 1804 г.).
Каждый окончательный законопроект должен быть направлен в Трибунат, где его надо было также обсуждать и затем представлять на голосование в Законодательный Корпус – палата парламента, члены которой должны были молчать при голосовании без права участия в публичном обсуждении текстов («300 немых»). Однако, ещё в Трибунате, где превалировали республиканцы, проект ГК встретил неожиданное сопротивление, они сразу же отвергли первые две статьи (критические выступления депутатов M.-J. Шенье и Бенжамена Констана), после чего Наполеон взял отсрочку. 2 января 1802 г. прения были приостановлены, а самые непокорные депутаты в скором времени стали жертвами чистки (март 1802). Наполеон распорядился предусмотреть в новой Конституции (Органическом сенатус-консульте) 1802 г. иную законодательную процедуру. Было введено новое правило — если Трибунал не поддерживает законопроект, то он составляет с Государственным советом смешанную комиссию и вносит нужные поправки.
В течение одного года, с марта 1803 по март 1804 гг., состоялось 102 заседания Государственного Совета и Законодательного Корпуса, которые утвердили проект ГК по частям в виде отдельных законов. Все 36 титулов ГК были, по мере их принятия, обнародованы. Указом Наполеона 21 марта1804 года (30 вантоза XII года Республики), ещё при консульстве, незадолго до провозглашения Наполеона императором — последние титулы были введены в действие. Указ окончательно объединил всё в один кодекс, заключающий в себе 2281 параграф и опубликованный под общим наименованием «Гражданский кодекс французов».
Самому Наполеону принадлежала активная роль в отстаивании общих начал проекта ГК и в принятии ряда поправок к его тексту. Так, известно, что первый консул настоял на признании в ГК права на развод по обоюдному согласию, на запрещении отыскания отцовства для внебрачных детей, на некоторых имущественных и процессуальных привилегиях военнослужащим, на большей охране и гарантиях для недвижимой собственности. На одном из заседаний Государственного Совета он подчеркнул, что необходимо умножить число собственников, являющихся твердой опорой безопасности и спокойствия государств. Наполеон настаивал на всяческом усилении элементов патернализма и авторитаризма при определении семейно-правовых отношений, и он добился того, что кодекс закрепил за счет ограничения прав жены и детей власть супруга и отца.