Ий учебный вопрос: Нормативно правовое регулирование обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Структура и основные функции.
В соответствии с Положением о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утверждённым постановлением Правительства РФ от 23.12.04 года № 835, в систему ГИМС входят структурные подразделения центрального аппарата министерства, территориальные органы государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов МЧС, государственные инспекторы, а также соответствующие подразделения и организации МЧС. В центральном аппарате МЧС предусмотрено создание Управления ГИМС, в региональных центрах - отделов, в главных управлениях МЧС по субъектам РФ - управлений и центров ГИМС.
Не вдаваясь в долгие рассуждения о сути всех этих нововведений, остановлюсь на структурном звене. Управление ГИМС Главного управления МЧС по субъекту РФ организует государственный надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей на пляжах, переправах, наплавных мостах, на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов. Ведет их единый реестр, а также учёт других водных объектов, регистрационных и иных документов. В пределах своей компетенции осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, контроль за реализацией мероприятий по поиску и спасению людей, терпящих бедствия на воде. Контролирует правильность применения должностными лицами ГИМС предоставленных им прав. Проводит разъяснительную и профилактическую работу среди населения в целях предупреждения аварийности маломерных судов и снижения травматизма людей на водных объектах. Осуществляет оперативное и методическое руководство функциональной деятельностью центра ГИМС МЧС по субъекту Российской Федерации. При необходимости устанавливает с учётом местных условий дополнительные ограничения в режиме пользования поднадзорными маломерными судами. Выполняет другие функции, возложенные на управление Положением и иными нормативными правовыми актами МЧС России.
- Перечень задач, которые призвана решать Государственная инспекция по маломерным судам, впечатляет. Но всё же в чём заключается их реформаторская новизна?
- Суть реформы, конечно же, не в переименованиях, не в кадровых перестановках и изменении схем подчинённости, а в новых подходах к обеспечению безопасности людей на водных объектах, обусловленных необходимостью качественного подъёма всей этой работы, разделением и уточнением прав и обязанностей центра и субъектов Российской Федерации. Главное здесь - функция спасения на воде передаётся в Управление поисково-спасательных сил, а Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России (в данном случае речь идёт обо всей структуре) становится органом, в компетенцию которого входит, прежде всего, государственный и технический надзор за маломерными судами по всем вопросам их принадлежности, функционирования и правилам эксплуатации, а также эффективный контроль мест массового отдыха на воде. В состав федеральных спасательных сил планируется включить водно-спасательные станции ГИМС, содержащиеся за счёт средств федерального бюджета, с подчинением их соответствующим региональным поисково-спасательным отрядам.
Есть ещё одно, на мой взгляд, существенное новшество, и связано оно с корректировкой задач управлений ГИМС, созданных в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации. Отныне эти структуры не уполномочены напрямую заниматься регистрацией маломерных судов, их классификацией, первичным и ежегодным освидетельствованием, присвоением им государственных (бортовых) номеров, выдачей судовых билетов. На них в этой части возложены задачи только по организации и контролю за деятельностью соответствующих инспекторских подразделений - центров ГИМС.
- Контрольные и надзорные полномочия Инспекции распространяются на самоходные суда внутреннего плавания вместимостью до 80 тонн, с двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами, независимо от их мощности, а также на прогулочные плавсредства с пассажировместимостью не более 12 человек и несамоходные суда вместимостью не менее 80 тонн. Не подлежат надзору принадлежащие физическим лицам гребные лодки, байдарки, надувные безмоторные средства грузоподъёмностью, соответственно, до 100, 150, 225 килограммов
Передача ГИМС в ведение МЧС, ещё раз повторюсь, - это не механическая смена вывески, не чиновничий зуд новизны. Организационно-структурная реформа назрела давно и логически вписывается
в рамки национальной политики по обеспечению безопасности населения России.
Она адекватна вызовам времени. Проходит в строгом соответствии с нормативными и правовыми актами, регламентирующими разделение полномочий между центром и субъектами Российской Федерации. Соответствует новым задачам и масштабности зоны оперативного действия
ГИМС, суммарная площадь которой (поверхность водных объектов нашей страны) равна площади Европы, а количество судов, подлежащих надзору и контролю, исчисляется сотнями тысяч. Собственно, вода - источник жизни. С ней связана вся история человечества. Вблизи водоёмов возникали первые поселения, позже разросшиеся в крупные города. Реки и озёра
- это самые древние дороги, и движение по ним, правила поведения на воде должны чётко регулироваться.
22.08.04г. был принят ФЗ №122, который внес существенные изменения в Федеральный закон от 21.12.94 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Изменения затрагивают как вопросы организации деятельности органов, осуществляющих защиту личности, имущества, общества и государства от пожаров, так и прохождения службы в этих органах гражданами России.
Законом введено новое определение понятия «пожарная охрана»: это совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ. Ранее органы управления, силы и средства, в том числе противопожарные формирования, проводили первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные только с тушением пожаров. Теперь же на пожарную охрану возлагается дополнительная функция по проведению аварийно-спасательных работ, связанных не только с тушением пожаров. Это в значительной мере расширяет полномочия пожарной охраны.
По-новому определено понятие «государственный пожарный надзор»: осуществляемая в порядке, установленном законодательством РФ, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки При этом если соответствующими полномочиями по государственному пожарному надзору наделялись должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, то отныне устанавливается, что такой надзор будут осуществлять исключительно должностные лица органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Закон № 122-ФЗ вводит новое понятие «ведомственный пожарный надзор». Согласно ему деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями подведомственными тем или иным федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятию мер по результатам проверки становится легитимной.
Далее, термин «сертификация» в нём заменена на «подтверждение соответствия», исключено регулирование Федеральным законом «О пожарной безопасности» порядка и возможности утверждения перечня продукции и услуг, подлежащих сертификации. Это изменение делает нормы данного закона адекватными Федеральному закону от 27.12.02 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», которым установлено, что подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Вводится и другой термин: «нормативные документы по пожарной безопасности» - технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы и правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы содержащие обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Закон вводит термин «профилактика пожаров», представленный как совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий. Следует обратить внимание на то, что новая редакция статьи 5 закона №69-ФЗ дает возможность создавать объектовые подразделения, направленные только на профилактику пожаров, а не на их предупреждение и тушение.
Есть в нём также определение термина «первичные меры пожарной безопасности»: реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения. С выходом в свет Федерального закона от 06.10.03 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления с 2005 года возлагается обязанность обеспечивать первичные меры пожарной безопасности. Содержание этих мер должно быть раскрыто в разрабатываемых технических регламентах.
Новые редакции статей 4 и 5 Федерального закона № 69-ФЗ вносят кардинальные изменения в виды и структуру пожарной охраны. Так, статья 4 предусматривает частную пожарную охрану. Исключена из документа статья 14 - «Объединения пожарной охраны», к которым относились фонды пожарной безопасности. Подразделения пожарной охраны дополнены муниципальной пожарной охраной. Определена новая структура Государственной противопожарной службы, в которую будут входить федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов РФ.
Федеральная противопожарная служба включает в себя:
- структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;
- структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров ГОЧС, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ;
- органы государственного пожарного надзора;
- пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
- подразделения федеральной противопожарной службы, созданные для обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);
- подразделения федеральной противопожарной службы сформированные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).
Право иметь противопожарную службу субъектов РФ предоставлено им самим. Речь идет о создании противопожарной службы субъекта Федерации на основе использования потенциала, средств и основных фондов существующих подразделений ГПС.
Обратим внимание на то, что отдельно выделены органы государственного пожарного надзора. Только они теперь могут, как уже говорилось выше, выполнять такой надзор. К ним отнесены:
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;
- структурные подразделения региональных центров ГОЧС, созданные для организации и проведения государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;
- структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;
- подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в закрытых административно-территориальных образованиях.
В связи с тем, что из Государственной противопожарной службы выдeлилacь федеральная противoпoжapнaя служба, изменилась и статья 7 закона № 69-ФЗ. Расширен контингент граждан, которые могут проходить службу в федеральной противопожарной службе (государственные гражданские служащие). При этом внесены изменения, регламентирующие порядок прохождения службы сотрудниками и военнослужащими федеральной противопожарной службы. В соответствии с Федеральным законом от 27.05.03г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» проходить военную и правоохранительную службу могут только сотрудники федеральных органов.
Под влиянием этого же закона (№ 58-ФЗ) изменена и статья
8 закона № 69-ФЗ. Поскольку определено, что субъектовые подразделения пожарной охраны и подразделения, формируемые органами местного самоуправления, создаются соответственно органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления и функционируют под их эгидой, совершенно очевидно, что Федеральный закон «О пожарной безопасности» не должен устанавливать для таких органов и их сотрудников гарантии правовой и социальной защиты. В нём указано также, что перечень оперативных должностей ГПС принимается не решением министра, а Правительством Российской Федерации.
В последнее время претерпела изменения структура Государственной противопожарной службы и вышли федеральные законы о внесении изменений и дополнений в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возложившие на субъекты РФ и органы местного самоуправления ряд функций по обеспечению пожарной безопасности на соответствующих территориях. Поэтому приводится новая редакция статьи 10 Федерального закона от 21.12.94 года № 69-ФЗ, меняющая порядок финансового и материально-технического обеспечения служб пожарной безопасности.
В прежней редакции статьи 11 этого закона говорилось, что целевое назначение имущества пожарной охраны не может быть изменено его собственником без согласования с ГПС и соответствующим исполнительным органом государственной власти. Если собственник отказывается от содержания подразделения пожарной охраны и его имущества, то при отсутствии согласия на изменение целевого назначения такого имущества со стороны ГПС и соответствующего исполнительного органа государственной власти оно подлежало безвозмездной передаче в муниципальную собственность. Данное положение ущемляло права собственников имущества, предоставленные им гражданским законодательством, ограничивало их в праве распоряжаться им. В новой редакции статьи нет таких положений; она лишь запрещает приватизировать имущество ГПС и муниципальной пожарной охраны.
Закон №122-ФЗ дополняет Федеральный закон «О пожарной безопасности» статьями «Муниципальная пожарная охрана» и «Частная пожарная охрана». Так, первая из них гласит, что муниципальная пожарная охрана формируется органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. При этом следует обратить внимание на то, что цель, задачи, порядок ее создания и организации деятельности взаимоотношения с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления самостоятельно.
Существенно изменена статья 13 «Добровольная пожарная охрана». Теперь участие в ней является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов. Они согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решения о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения. Иными словами, теперь только органы местного самоуправления могут привлекать добровольных пожарных к участию (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.
Закон вводит новые правила распределения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере пожарной безопасности. Отсюда значительно изменена глава III закона № 69-ФЗ. Основное то, что к ведению федеральных органов государственной власти отнесена функция по организации тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных предприятиях особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится организация тушения пожаров (за исключением тех, тушение которых возложено на федеральные органы государственной власти), а органов местного самоуправления – обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.
Так как на пожарную охрану возложена задача проведения аварийно-спасательных работ, то в статье 22 закона дается их определение. Аварийно-спасательные работы, осуществляемые пожарной охраной, - это действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействие опасных факторов аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.
Вот некоторые другие изменения в законе № 69-ФЗ. Новая редакция статьи 25 теперь возлагает на руководителей федеральных органов исполнительной власти обязанность утверждать и согласовывать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, специальные программы по обучению мерам пожарной безопасности.
Статьёй 27 меняется порядок учета пожаров. Поскольку федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, является МЧС России, то оно определяет порядок учета пожаров и их последствий. Этот порядок согласовывается с Федеральной службой государственной статистики - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики.
Учитывая то, что изменен порядок государственного пожарного надзора, меняются права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. В частности, граждане обязаны выполнять предписания постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора, а не пожарной охраны (в старой редакции). Это обусловлено тем, что административно-властными полномочиями при осуществлении государственного пожарного надзора обладают только указанные лица.
Законом (статья 38) увеличено число субъектов, несущих ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. В новой редакцией к ним добавлены руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители органов местного самоуправления (в действующей редакции такими субъектами были собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться им). Очевидно, что данные должностные лица не всегда являются владельцами или пользователями государственного или муниципального имущества.
С 1 января 2005 года установился новый порядок финансирования служб пожарной безопасности и вводится понятие «расходные обязательства». Финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу является расходным обязательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности подразделений противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов РФ, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов - это расходное обязательство последних. А финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования - расходное обязательство муниципального образования. Финансовое и материально-техническое Обеспечение деятельности ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу осуществляют их учредители за счет собственных средств. Тем самым четко разграничиваются полномочия различных бюджетов Российской Федерации, Материально-техническое обеспечение федеральной противопожарной службы производится в порядке и по нормам, устанавливаемым Правительством РФ.
Разработал преподаватель УМЦ ________________ И.М. Иванов
Обсуждено на методическом совещании
« » 2006г., протокол № ___
ПРИМЕЧАНИЕ
МЧС - одно из российских ведомств «президентского блока». В настоящее время министерство завершило свою реорганизацию в рамках административной реформы, и с начала ноября его центральный аппарат живет и действует в новой структуре. С 1 января 2005 года на новые принципы работы переходят и все региональные и территориальные подразделения МЧС. Причем именно их коснутся наиболее принципиальные изменения - как в организации действий по предупреждению и ликвидации различных ЧС, так и в плане взаимоотношения спасателей с местными - региональными и муниципальными властями. Как эти изменения отразятся на повседневной работе спасателей и пожарных, на жизни простых граждан, страдающих от пожаров, аварий в системе ЖКХ и прочих катаклизмов, происходящих в стране? Об этом в интервью корреспонденту журнала рассказывает заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Руслан Хаджисмелович ЦАЛИКОВ.
- Руслан Хаджисмелович, какие изменения произошли
в центральном аппарате МЧС, как изменилась структура,
численность ведомства?
- В целом изменения, которые проходили во всех федеральных органах исполнительной власти России, конечно, коснулись и нас. И общий вектор изменений, заданных административной реформой, мы выдержали. Потребовалось повысить эффективность управления по всей его вертикали,
разграничить полномочия между федеральным центром и субъектами РФ, сократить численность центрального аппарата, упростить и сделать более ясной и четкой систему управления. Во-первых, у нас сократилась численность персонала: было 1039 человек, стало 831. Во-вторых, мы переструктурировали центральный аппарат с учетом разграничения полномочий и уточнения функций его структурных подразделений. Теперь возложенные на нашу чрезвычайную службу государственные функции будут выполняться разными уровнями власти: часть - федеральным центром, часть – субъектами РФ, При этом общую координацию и контроль за их выполнением осуществляет федеральное ведомство. Исходя из этого, мы провели, так сказать, перегруппировку сил и сократили количество департаментов, управлений и самостоятельных отделов. В целом вместо 26 структур (14 департаментов, 10 управлений и 2 самостоятельных отдела) после сокращения осталось 11 департаментов и 8 управлений, те, всего 19 структурных подразделений. Подчеркну, что произошли изменения не механического характера, а смысловые. Например, в связи с разграничением полномочий существенно меняется роль федерального ведомства. В некоторых вопросах необходимо не администрировать территориями, а взаимодействовать с ними. Поэтому у нас появился Департамент территориальной политики. Наряду с оказанием федеральной поддержки территориям Российской Федерации (чем мы и раньше занимались) он будет выстраивать в целом всю территориальную политику министерства, и определять взаимоотношения с субъектами РФ в «спасательном» деле.
- Вместе с этим, надо полагать, изменится и система
управления территориальными подразделениями и региональными центрами МЧС?
- Да, конечно. Ранее был центральный аппарат министерства, были региональные центры - т.е. чисто федеральные структуры, и были наши управления в областях, краях и республиках. Эти управления являлись, по сути, органами двойного подчинения и двойного содержания. С точки зрения финансирования, например, часть расходов, нес федеральный центр, а часть - субъект РФ. Эшелоном ниже шли городские и районные управления. Сейчас государственная власть вся сосредоточилась на уровне федерального центра и субъекта, В муниципальных образованиях несколько иные принципы организации управления. И всю систему управления нам пришлось перестраивать. В региональных центрах тоже произошли изменения, аналогичные центральному аппарату. Правда, может быть, не такие существенные - там идет перегруппировка функций. А вот на уровне республик, краев, областей изменения коренные. Теперь в соответствии с указом Президента России во всех субъектах РФ образованы территориальные органы МЧС - чисто федеральные структуры. В то же время субъекты получили достаточно много полномочий в области защиты населения, территорий, гражданской оборонит* обеспечения пожарной безопасности, которые они должны реализовать сами, и за это в полной мере несут ответственность: к примеру, в области пожаротушения, первоочередных спасательных работ, эвакуации населения из опасных зон и т.д.
- Можно сказать, что пожарные отныне будут разные -
федеральные и субъектовые?
- В принципе, да. Исторически сложилось так, что тушение пожаров у нас было совместным делом. Существовала часть пожарных, которые финансировались целиком из федерального бюджета, часть - из бюджета субъекта РФ муниципальных образований и достаточно большое число – за счет объектов экономики. В результате зачастую получалось, что в одном населенном пункте могли находиться два совершенно одинаковых пожарных подразделения, выполняющих аналогичные задачи, но финансирующихся из разных бюджетов. Есть даже пожарные части, которые содержались одновременно за счет местного и федерального бюджета. Теперь же в соответствии с новыми полномочиями федеральные структуры будут финансироваться федеральным центром, а силы субъектов РФ - за их счет. У федерального центра в области обеспечения пожарной безопасности остаются контроль, надзор, вопросы образования, общее руководство и методология.
Если говорить непосредственно о пожаротушении, то у подразделений федерального подчинения будут только критически важные для национальной безопасности предприятия, объекты культурного наследия, другие особо важные пожароопасные объекты, а также обеспечение пожарной безопасности при проведении федеральных мероприятий с массовым скоплением людей. Иными словами, федеральный центр отвечает за тушение пожаров только в этих четырех случаях. Во всех остальных - это полномочия субъектов РФ и муниципальных образований. Хорошо это или плохо? Вокруг этого до сих пор не утихают разговоры. Однако надо видеть логику, учитывать специфику пожарной службы. Пожарный из одного города в другой тушить огонь не ездит по целому ряду причин. Ведь бороться с пожаром нужно немедленно, когда он только что возник - через сутки это уже не имеет смысла. Поэтому логично, что обеспечение пожарной безопасности в жилых зданиях - это задача субъекта или того муниципального образования, на территории которого случилось возгорание.
А что касается финансирования пожарных по новой схеме, то особенных проблем здесь не должно возникать. Федеральный центр будет содержать спасательные и пожарные силы, которые обеспечивают выполнение федеральных задач, а субъекты РФ будет содержать свои силы у него для этого всегда имелись средства. Другое дело, что их теперь требуется больше. Но это вечный вопрос: средств всегда нужно больше, независимо от проводимых реформ.
- Возвратимся к разделению полномочий между пожарными разных уровней. Простой пример: в городе, где не было высотных зданий, построили несколько небоскребов. Кто и как будет отвечать за приобретение специальной техники для пожарных и спасателей?
- Отвечать за безопасность таких зданий и соответствующую технику будет, конечно, город. Как раз из-за того разграничения полномочий, которое произошло во время реформы, за безопасность населения в противопожарном отношении и во всех других теперь будут отвечать именно городские власти, за исключением случаев, оговоренных законом, и тех, о которых говорилось выше.
- А за тушение каких именно объектов будут отвечать
«федеральные» пожарные?
- В соответствии с принятым в августе 2004 года законом
№ 122-ФЗ (о внесении изменений в ряд законов, в том числе и «О пожарной безопасности» - ред.), предусматривается подготовить Перечень критически важных для национальной безопасности и других особо важных объектов, в том числе охраняемых федеральными подразделениями, который должен быть согласован со всеми ведомствами. Это касается и субъектов Федерации. Поскольку сейчас данная работа еще окончательно не завершена, сказать, сколько именно объектов войдет в Перечень, пока трудно. Но в декабре этот документ должен быть утвержден и обнародован.
- 9 ноября Правительство России утвердило соглашения, заключенные между МЧС и рядом регионов о передаче друг другу части полномочий в решении вопросов предупреждения и ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера. Для чего нужны эти соглашения?
- Следует уточнить: 9 ноября правительство утвердило только часть соглашений с регионами, а сейчас уже подписаны соглашения со всеми 89 субъектами Федерации, из них 81 соглашение было подписано по единой, унитарной форме, а в 8 случаях есть небольшие отличия - это Москва,
Санкт-Петербург и некоторые другие регионы. Такой подход
обусловлен тем, что в условиях разделенных полномочий
необходимо, во-первых, обеспечить координацию деятельности федерального центра и субъектов РФ, а во-вторых, не
допустить дублирования управленческих функций и двойных
расходов: например, выделения средств из двух уровней
бюджетов - субъекта и федерального - на выполнение одних и тех же управленческих задач. Тем самым, с одной стороны, законодательно разделены силы (федеральные и субъектов"), призванные обеспечить безопасность населения. С другой - все эти силы действуют по одной методологии, работают с аналогичным оборудованием и техникой. Иначе говоря, есть необходимость в существовании некоторой вертикали. Одна из главных задач соглашений - как раз избежать дублирования, что отвечает государственным интересам.
По сути, это достаточно ясные документы, где определяются государственные полномочия, которые федеральный центр доверяет осуществлять субъекту, и полномочия субъекта, которые он доверяет исполнять федеральному органу или его территориальным структурам. В связи с этим и существующая сегодня классификация чрезвычайных ситуаций также будет несколько видоизменена с тем, чтобы она вписывалась в схему организации госуправления в области ЧС. Чрезвычайными ситуациями одного уровня будут заниматься силы муниципального образования, более высокого - силы субъекта РФ, еще выше - наши федеральные силы. Система уже достаточно наработана.
Надо сказать, что многие моменты административной реформы и меры, которые ранее принимались по развитию нашего ведомства, идут как бы в одной канве. Скажем, в области спасательных служб мы уже давно провели работу по разграничению федеральных и субъектовых функций, задач федеральных и субъектовых спасательных служб.
- Уже несколько лет ходят разговоры о возможном
объединении на местах пожарных частей и спасательных отрядов, которые занимаются в основном одним делом, действуя параллельно друг другу. Нынешняя реформа этот вопрос как-нибудь затрагивает?
- Естественно, пожарные и спасатели в чем-то друг друга
дублировали, при этом отчасти были и недозагружены. Пример: обычное дежурство в пожарной части, пожара нет, а рядом происходит какая-либо чрезвычайная ситуация – авария на дороге или обрушение на стройке. А реагирования на это зачастую не было. И не потому, что пожарные не хотели реагировать, просто у них были другие задачи, другое оснащение и т.д. Поэтому и начато объединение. Однако отмечу, что специализация остается. Специализированные спасательные подразделения будут всегда, поскольку есть виды спасательных работ, требующих особых навыков и умений. Всегда будут и специализированные пожарные подразделения, потому что бывают сложные и нестандартные пожары, для борьбы с которыми нужны специальные знания. Но будущее в основном за пожарно-спасательными частями, т.е. в идеале у нас будут как специализированные, так и смешанные подразделения. Именно для того, чтобы и исключить дублирование, и обеспечить более эффективную их рабочую загрузку.
Такая взаимная интеграция происходит не только между спасателями и пожарными, а и с Государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС). В советские времёна подобный подход называли «освоением смежных специальностей». Это, кстати, самое разумное использование государственных средств, выделенных на содержание нашей службы: где-то может произойти слияние двух служб, где-то переаттестация. Естественно, такие «синтетические» отряды мы будем создавать в первую очередь на уровне регионов. И работа в данном направлении уже идет полным ходом. Общую численность пожарно-спасательных отрядов и количество людей в них, скажем, к 2009 году сейчас можно оценить только приблизительно. На сегодняшний день обеспечением пожарной безопасности в стране занято около 300 тыс. человек, из них более 200 тыс. будут задействованы в пожарно-спасательных подразделениях.
- В связи с реформой изменится ли что-нибудь в правах и полномочиях Госинспекции по маломерным судам, которая с недавних пор входит в состав МЧС?
- ГИМС мы будем модернизировать и адаптировать и к существующим рискам, и к задачам, которые перед нами поставлены. Как известно, на МЧС России возложена функция обеспечения безопасности на воде. Службы, занимавшиеся прежде в ГИМС спасательными функциями, будут адаптированы и присоединены к ныне существующим спасательным службам. А разрешительно-надзорную составляющую будем передавать нашим территориальным органам. Некоторые процедуры постараемся упростить, сделать их более понятными и необременительными для людей. Ведь надзор и контроль - форма обеспечения безопасности, а значит, сохранения жизни и здоровья граждан. С учетом этого мы и будем выстраивать государственную политику в данной области.
- Руслан Хаджисмелович, наша беседа проходит в преддверии Дня спасателя. Уходящий год, к сожалению, оказался «урожайным» на различные чрезвычайные ситуации, но Чрезвычайная служба России вновь выдержала все испытания. Что бы вы пожелали спасателям, пожарным, всем сотрудникам министерства в связи с их профессиональным праздником, а также наступающим Новым годом?
- Хочу поздравить всех специалистов и работников министерства с Днем спасате