Учебно – методический центр ГОЧС
Учебно – методический центр ГОЧС
В Алтайском крае
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема № 1: «Нормативное правовое регулирование и организационные основы в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»
Занятие № 1 Требование федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО. Организационные основы ГО и защиты населения
г. Барнаул.
2006г
Занятие № 1 (а)Требование федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО. Организационные основы ГО и защиты населения.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1.Ознакомить слушателей с нормативно-правовой базой в области ГО.
2.Изучить структуру и задачи ГО РФ.
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ:лекция.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: класс.
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ:45 мин.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ и РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:
Проверка готовности слушателей к занятию - 2 мин.
1. Понятие ГО, ее роль и место в общей системе
национальной безопасности. – 15 мин.
2. Основы государственной политики в области ГО.
Нормативное правовое регулирование. – 15 мин.
3. Принципы организации и ведение ГО. Задачи и
организационная структура ГО. – 10 мин.
Подведение итогов занятий. – 3 мин.
Занятие № 1 (б)Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1.Ознакомить слушателей с нормативно-правовой базой в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
2.Изучить структуру и задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС),государственной противопожарной службы МЧС и Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
3.Ознакомить слушателей с руководящими органами РСЧС на всех уровнях.
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ:лекция.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: класс.
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ:45 мин.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ и РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:
Проверка готовности слушателей к занятиям. - 2 мин.
1. Нормативное правовое регулирование в области
защиты населения и территорий от ЧС природного и
техногенного характера. – 15 мин.
2. Задачи, принципы построения, состав сил и средств
РСЧС. –10 мин.
3. Нормативное правовое регулирование обеспечения
пожарной безопасности и безопасности людей на водных
объектах. Структура и основные функции. – 15 мин.
4.Подведение итогов занятий - 3 мин.
ЛИТЕРАТУРА:
1. ФЗ-28 «О гражданской обороне» от 12.02.98г. (В редакции федерального Закона № 122-ФЗ от 22.08.04г., который вступил в силу 01.01.2005г.)
2. Концепция гражданской обороны РФ.
3. ФЗ-68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.94г. (В ред. Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004г., который вступил в силу 01.01.2005г.)
4. Постановление Правительства РФ от 30.12.03г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС».
5. Постановление Правительства РФ от 27.05.05г. № 335 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 30.12.03г. № 794).
6. Положение об Алтайской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС от 22.06.2004г. № 289.
7. Положение об организации обучения населения в области ГО, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000г. № 841
8. Постановление Правительства РФ от 15.08.06г. № 501 о внесении изменений в «Положение…» № 841 от 02.11.2000г.
9. Приказ МЧС РФ № 999 от 23.12.2005г. «Об утверждении Порядка создания НАСФ».
10. Постановление Правительства РФ «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области ГО» от 10.07.99г. № 782, в ред. от 02.12.04г.№ 724, от 01.02.05г. № 49.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Мультимедийный проектор, рекордер, телевизор, видеофильмы по теме,
2. Стенды, плакаты.
Занятие №1(а): Требование федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО. Организационные основы ГО и защиты населения.
ВВЕДЕНИЕ
Защита гражданского населения в ходе вооруженной борьбы была всегда
одной из самых важных задач человечества на протяжении всей его истории.
В конечном итоге, наиболее пострадавшей стороной всегда оказывалось население. Не случайно возникли крепости, создавались в них запасы воды, продовольствия. С приближением вражеских войск крестьяне спешили укрыться за мощными крепостными стенами.
Не было, нет, и не будет гуманных войн. Сегодня мы можем повторить высказывание российского военного историка Валентина Пронько, что в конце двадцатого века, в начале третьего тысячелетия христианской эры все еще актуальной остается проблема осознания того, насколько война безнравственна и противна человеческому разуму.
Историки подсчитали, что за последние пять с половиной тысячелетий на земле отгремели около 15 тыс. войн, в которых погибли более 3,5 миллиардов человек. А за всю свою историю человечество прожило всего 292 года без вооруженных конфликтов. Заметим, что Русь (Россия) за тысячелетний период с Х по ХХ столетие пережила около 200 войн и военных конфликтов. Ушедший в историю ХХ век преподал человечеству небывалый урок жестокости военных конфликтов в целом и к мирному населению в особенности. Если в первой мировой войне удельный жертв среди мирного населения составил 5% от всех погибших, то во второй мировой войне - 50%, а в современных военных конфликтах он достигает 90%. Всего от вооруженного насилия в этом веке погибло около 150 млн. человек, из которых одна треть приходится на Россию (СССР). Мирное население всё больше становится заложником у молоха войны. В связи с этим его защита от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, становится сегодня новым общечеловеческим императивом.
Война сама по себе ужасна и бесчеловечна. Но гибель и страдания в ходе её детей, женщин, стариков, сотни тысяч беженцев, лишившихся крова, делают её и в наступившем ХХI веке одной из главных угроз человечеству.
К сожалению, диалектика такова, что с развитием средств вооруженной борьбы одновременно в геометрической прогрессии возрастают угрозы жизни и здоровью гражданского населения. Поэтому состояние тыла воюющих государств во все времена имело важное значение для успеха военных действий и исхода войны в целом.
С ростом влияния тыла на исход войны усилилось взаимное стремление противоборствующих сторон нарушить его прочность, дезорганизовать жизнедеятельность.
В начале ХХ века наиболее эффективным средством для достижения этой цели стала боевая авиация, способная наносить удары по промышленным и сельскохозяйственным объектам, населенным пунктам, находящимся на начительном удалении от линии фронта. Тыл воюющих стран перестал быть зоной, находящейся вне сферы вооруженной борьбы.
В соответствии с утвержденным Положением МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера, проводящим единую государственную политику и осуществляющим государственно управление в области гражданской обороны, предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В области гражданской обороны на министерство возложены задачи по регулированию основ единой государственной политики в этой области, осуществлении нормативного регулирования, специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций, государственного управления координации деятельности федеральных органов исполнительно власти, сбора и обработки в установленном порядке информации, а также по осуществлению, по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, мер по организации и ведению гражданской обороны.
Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне" от 3 октября 1998г. № 1149 утверждает Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне.
Отнесение территорий к группам по гражданской обороне ' осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территории в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая первая, вторая и третья группы по гражданской обороне.
К особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга.
К первой группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:
· численность населения превышает 1 млн.человек;
· численность населения составляет от 500 тыс. до 1млн. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
· более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:
· численность населения составляет от 500 тыс. до 1 млн.человек;
· численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
· более 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
К третьей группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:
· численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс. человек;
· численность населения составляет от 50 тыс. до 250 тыс. человек и на ней расположены одна организация особой важности по гражданской обороне либо более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
· менее 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.
Предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне подготавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (типовая форма приведена ниже).
Перечень территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, уточняется Правительством Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства экономики Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" от 10 июня 1999г. № 782 утверждает Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.
В соответствии с указанным положением структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.
Создание (назначение) в организациях структурных подразделений (работников) по гражданской обороне осуществляется для обеспечения:
· планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;
· создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем, оповещения;
· обучения работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
· создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
· проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
· создания и поддержания в состоянии постоянной готовности гражданских организаций гражданской обороны.
Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих примерных норм:
· в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 года № 1115 "О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне", с количеством работников до 500 человек - 1 освобожденный работник, от 500 до 2000 человек - 2-3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек - 3-4 освобожденных работника, свыше 5000 человек - 5-6 освобожденных работников;
· в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек - 1 освобожденный работник;
· в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.
Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений исполнительного органа (органа управления) организации, имеющей дочерние зависимые хозяйственные общества, определяется в соответствии с рекомендациями, предусмотренными в "Примерном положении о специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций", утвержденном приказом МЧС России от 29 декабря 1999 г. №708.
Отнесения к категориям по ГО подлежат важнейшие действующие, реконструируемые, технически перевооружаемые, строящиеся и проектируемые организации:
- имеющие мобилизационный заказ (задание)4
- и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения ЧС в мирное и военное время;
- и (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.
Устанавливаются следующие категории по ГО:
- особой важности;
- первой, второй категории.
Отнесение организаций к категориям по ГО производится в зависимости от показателей, определяющих их роль в экономике государства, а также особых условий, характеризующих:
- месторасположение организации;
- значимость организации как объекта культуры.
Основными показателями для отнесения организаций к категориям по ГО являются:
- численность работающих в военное время;
- объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.
Дополнительные показатели для отнесения организаций к категориям по ГО устанавливает МЧС.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных службах гражданской обороны" от 18 ноября 1999г. № 1266 созданы:
· Федеральная медицинская служба гражданской обороны;
· Федеральная противопожарная служба гражданской обороны;
· Федеральная служба гражданской обороны охраны общественного порядка;
· Федеральная служба гражданской обороны защиты животных и растений;
· Федеральная служба гражданской обороны защиты культурных ценностей.
Постановлением определены основные задачи указанных служб, возложено создание и организационно-методическое руководство:
· Федеральной медицинской службой гражданской обороны - на Министерство здравоохранения Российской Федерации;
· Федеральной противопожарной службой гражданской обороны и федеральной службой охраны общественного порядка - на Министерство внутренних дел Российской Федерации;
- Федеральной службой гражданской обороны защиты животных и растений - на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
- Федеральной службой гражданской обороны защиты культурных ценностей - на Министерство культуры Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" от 29 ноября 1999г. №1309 утверждает порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны и их предназначение.
К объектам гражданской обороны отнесеныубежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" от 23 апреля 1994г. № 359 регламентирует порядок использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями.
Положение предусматривает, что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в использование,
К указанным объектам и имуществу относятся:
· пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны;
· специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны.
Защитные сооружения, предназначенные для укрытия населения по месту жительства,по решению органов государственной власти, в ведении которых они находятся, могут передаваться по договору предприятиями и организациями, ответственными за их содержание, для использования в народнохозяйственных целях. Договор должен предусматривать обязанность арендатора сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений и другие обязательные требования по гражданской обороне.
К Положению прилагается типовой договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000г. № 379, определяет порядок их накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны.
Запасы предназначаются для первоочередного обеспечения'[ населения в военное время, а также для оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны, НАСФ при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Российским агентством по государственным резервам исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также нормы минимально необходимой достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Номенклатура и объем запасов для обеспечения НАСФ определяются исходя из нормы оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.
Задачи и степень участия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, организаций и граждан в реализации указанной политики определены Конституцией РФ, законодательством РФ, нормативными правовыми актами, регламентирующими решение задач в области оборонного строительства и обеспечение безопасности государства.
Положения Федерального закона от 22.08.04г. № 122 "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" коснулись всех основополагающих законодательных актов по вопросам, регулирующим обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в мирное и военное время и входящим в компетенцию МЧС России.
Статьёй 40 Федерального закона № 122 внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.94г. № 68) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статьёй 41 в Федеральный закон от 21.12.94г. № 69 "О пожарной безопасности", статьёй 58 в Федеральный закон от 22.08.95г. № 151 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и статьей 96 в Федеральный закон от 12.02.98г. № 28 «O гражданской обороне».
Все изменения в выше перечисленные законы, внесённые Федеральным законом №122, а также изменения в федеральные законы от 6 октября 1999г. № 184 и от 06.10.03г. №131, внесённые Федеральным законом от 29.12.04г. № 199 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", направлены на совершенствование обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, а также на оптимизации их деятельности по обеспечению комплексной безопасности населения.
Это в полной мере относится и к решению задач гражданской обороны.
Из статьи 4 Федерального закона "О гражданской обороне", определяющей принципы организации и ведения гражданской обороны, исключён абзац, в котором говорилось, что гражданская оборона на территории Российской Федерации организуется по территориально-производственному принципу.
Это стало необходимым, так как изменился характер отношений между хозяйствующими субъектами, а также социально-экономические условия в стране. Вместе с тем организация и выполнение соответствующих мероприятий гражданской обороны будет осуществляться как на территориях (сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, субъект РФ), что закреплено не только статьёй 8 Федерального закона «О гражданской обороне», но и статьями 26, 14, 15, 16 Федеральных законов от 06.10.99г. № 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и от 06.10.03г. № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", так и в федеральных органах государственной власти и организациях (ст. 7 и 9 Федерального закона "О гражданской обороне"). Однако полномочия федеральных органов исполнительной власти по принятию нормативных актов в области гражданской обороны и контролю их выполнения распространяются теперь только на бюджетные организации, находящиеся в их ведении.
Ликвидация института "начальников гражданской обороны" продиктована сложившейся практикой реализации своих полномочий в решении всех задач (экономических, социальных, правовых, оборонных, мобилизационных и др.) в соответствии с занимаемой должностью руководителями федеральных органов исполнительной власти, главами органов исполнительной власти субъектов РФ, руководителями органов местного самоуправления и организаций.
На наш взгляд, изменения, внесённые в статью 11 Федерального закона "О гражданской обороне" не только не уменьшили ответственность руководителей всех уровней за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, а значительно повысили её. Так, в пункте 4 статьи 11 сказано: "Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения".
Говоря о ликвидации в Федеральном законе "О гражданской обороне" понятий "службы гражданской обороны" и "начальники служб гражданской обороны", необходимо отметить, что одна из важнейших составляющих сил ГО не ликвидирована, просто название её приведено в соответствие с решаемыми задачами, возлагаемыми на гражданскую оборону. Сфера её деятельности расширена. Теперь она призвана решать задачи по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, но и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для решения задач в области гражданской обороны и защиты населения, материальных и культурных ценностей при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" должны быть созданы спасательные службы, которые, по нашему мнению, должны стать наиболее многочисленной составляющей сил гражданской обороны.
На наш взгляд, спасательные службы должны включать в себя органы управления, а также нонкомбатантные формирования. Основная функция спасательных служб при решении вопросов гражданской обороны в мирное время - защита населения, материальных и культурных ценностей, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - обеспечение действий сил гражданской обороны и РСЧС, выполнение специальных мероприятий, а также участие сил нонкомбатантных формирований в проведении других неотложных работ.
При объявлении войны, т.е. фактического начала военных действий, или введения президентом Российской Федерации военного положения спасательные службы будут выполнять весь комплекс мероприятий по гражданской обороне.
В настоящее время идёт переработка действующих нормативных правовых актов, регулирующих порядок создания и применения как нештатных аварийно-спасательных формирований, которые должны создаваться в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, так и спасательных служб. Осуществлять управление деятельностью спасательных служб будут руководители спасательных служб.
Таким образом, спасательная служба - это совокупность органов управления, нонкомбатантных формирований и средств, функционально объединённых в единую систему и предназначенных для решения задач по всестороннему обеспечению проведения аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий и чрезвычайных ситуаций медицинской и других видов помощи, а также созданию минимально необходимых условий его жизнеобеспечения.
Силы гражданской обороны
Силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также НАСФ.
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны также в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, в том числе на создание, содержание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Спасательные службы
Для выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские спасательные службы гражданской обороны, а также службы гражданской обороны организаций.
Решения о создании спасательных служб гражданской обороны принимаются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций в соответствии с их полномочиями.
Положения о службах утверждаются соответствующими руководителями.
Занятие №1 (б): Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области защиты населения и территорий от ЧС,
На региональном уровне:
· охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
· на муниципальном уровне, охватывающем территорию района, города, района в городе, - комиссии по чрезвычайным ситуациям и ПБ органов местного самоуправления;
· на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям и ПБ. Объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы.
Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
· руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
· организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
· обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;
· руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
· на межрегиональном уровне - региональные центры по делам ГОЧС
· на региональном уровне – органы специально уполномоченные решать ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ (далее – ГУ МЧС РФ по АК)
· на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления;
· на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение зада<