Ый учебный вопрос: Понятие ГО, ее роль и место в общей системы национальной безопасности.

Принятый в 1998г. Федеральный закон «О гражданской обо­роне» определяет ее как систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных цен­ностей от опасностей, возникающих при ведении военных дей­ствий или вследствие этих действий.

Организация и ведение гражданской обороны, в соответствии с законом, являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства и обеспечения безопасности государства.

К опасностям, возникающим при ведении военных действий или вследствие этих действий, относятся опасности, которые могут привести к массовой гибели людей, потере ими здоровья и средств к существованию, нарушению среды обитания, значи­тельному материальному ущербу.

Оценивая военно-политическую обстановку в современном мире, необходимо отметить позитивные сдвиги на международной арене, но, в то же время нельзя не учитывать, что пока еще не созданы доста­точно надежные гарантии необратимости этих перемен и перспектива создания таких гарантий носит, к сожалению, довольно призрач­ный характер. Подтверждением этому служит тот факт, что все еще сохраняются громадные арсеналы оружия, создаются более современные средства поражения, существуют реальные источ­ники военной опасности. Они проявляются, в частности, в про­должающемся расширении НАТО на Восток.

Негативное влияние на безопасность страныоказывают на­циональный и религиозный экстремизм, сепаратистские тенден­ции в ряде ее регионов. Не устранена опасность внутренних воо­руженных конфликтов, которые при негативном исходе и затягивании могут быть использованы для военного вмешатель­ства со стороны других государств.

В связи с этим ряд военных специалистов прогнозирует к 2010-2015гг. возможное резкое обострение военно-политической об­становки, существенный рост военных угроз для России.

Этим обусловлена необходимость поддержания готовности страны к обеспечению защиты населения, материальных и куль­турных ценностей страны на уровне, адекватном реальным уг­розам. Главное место в решении данной задачи отводится граж­данской обороне.

Гражданская оборона как комплекс мер по защите населения возникла в России и других странах в связи с ростом боевых воз­можностей авиации. В нашей стране ее зарождение относится к периоду гражданской войны, когда в воззвании Комитета рево­люционной обороны «К населению Петрограда и его окрестностей» (март 1918г.) были впервые определены правила поведения на­селения в условиях воздушного нападения.

В дальнейшем, в оборонной политике государства проявлялась тенденция к объединению всех мероприятий по противовоздуш­ной и противохимической обороне в единую систему.

Постанов­ление Совета Народных Комиссаров СССР от 4 октября 1932г. «О противовоздушной обороне СССР» закрепило это объедине­ние. В результате была создана местная противовоздушная обо­рона страны. МПВО организовывала и проводила комплекс орга­низационно-технических мероприятий по защите населения в зоне досягаемости авиации вероятного противника.

В ходе Великой Отечественной войны бойцы частей и подраз­делений МПВО, личный состав невоенизированных формирова­ний, комплектуемых из гражданского населения, оказывали ме­дицинскую помощь пострадавшим, ликвидировали пожары и возгорания, восстанавливали коммуникации, линии связи, раз­бирали завалы, обезвреживали не взорвавшиеся боеприпасы, воз­водили оборонительные укрепления, бомбо- и газоубежища, аэродромы, дороги и другие объекты.

В 1956г. в связи с появлением реальной угрозы применения ядерно­го оружия были изменены состав и организационная структура МПВО, уточнены ее задачи. Она стала организовываться и проводиться на территории всей страны.

В 1961г. МПВО преобразуется в Гражданскую оборону СССР, ко­торая становится составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Был принят территориально-производствен­ный принцип ее построения, введена должность начальника Гражданс­кой обороны СССР. За время своего существования гражданская обо­рона страны прошла несколько этапов своего развития.

В ходе первого этапа (1961-1972гг.) за основу защиты насе­ления при возможном массированном ядерном нападении против­ника, когда ожидалось несколько тысяч ударов по всем крупней­шим городам и важнейшим объектам народного хозяйства, была принята идея о проведении массовой эвакуации населения в за­городную зону из городов - вероятных целей нападения. Для обес­печения защиты персонала, который оставался работать на пред­приятиях этих городов, строились убежища. Кроме того, шла активная подготовка к проведению крупномасштабных спаса­тельных и неотложных аварийно-восстановительных работ в многочисленных очагах поражения. Для этого совершенствова­лись войска ГО, создавались массовые невоенизированные спа­сательные и аварийно-восстановительные формирования.

На втором этапе (1972 - 1992гг.) появились новые аспекты в подготовке гражданской обороны. Главный упор был сделан на быстрейшее накопление средств защиты населения от оружия массового поражения. В этот период ежегодно в стране строи­лось убежищ общей вместимостью на 1,0 млн. человек и противорадиационных укрытий на 3,0 - 4,0 млн. человек. Активно шло приспособление под защитные сооружения метрополитенов и подземных горных выработок. Создавался запас средств инди­видуальной защиты на все население страны.

Особую актуальность приобрела в эти годы проблема обес­печения устойчивого функционирования экономики страны в военное время, решение которой было также возложено на граж­данскую оборону.

С 1992г. начался третий этап развития гражданской обороны. Этот период характеризовался следующими особенностями:

Во-первых, Чернобыльская катастрофа и землетрясение в Ар­мении, принесшие огромные человеческие жертвы и материаль­ный ущерб, заставили по новому взглянуть на реальную готов­ность государства к предупреждению и ликвидации катастроф, происходящих в мирное время, и, соответственно, на роль и мес­то при этом гражданской обороны.

Во-вторых, за эти годы существенно изменилась военно-по­литическая обстановка в мире, значительно снизилась реальная возможность возникновения новой мировой войны, что объектив­но несколько ослабило внимание к мероприятиям ГО.

В-третьих, изменились характер и средства вооруженной борь­бы. На первый план выдвинулась вероятность возникновения локальных вооруженных конфликтов с применением обычных средств поражения, в первую очередь - высокоточного оружия и оружия основанного на новых физических принципах.

В-четвертых, в условиях коренного политического реформи­рования общества и перехода к рыночной экономике кардиналь­но изменилась социально-экономическая обстановка в России, государство уже не могло финансировать нужды гражданской обороны в прежних объемах.

В этот тяжелый период основные усилия руководства страны направляются, прежде всего, на сохранение существующей сис­темы гражданской обороны и ее материально-технической базы в условиях возникших экономических трудностей в стране, на определенное совершенствование организации, сил и средств гражданской обороны, обеспечение возможности ее участия в решении задач мирного времени.

Гражданская оборона в январе 1992г. выводится из структу­ры Минобороны России, Вооруженных Сил СНГ и объединяется с созданным в декабре 1991г. ГКЧС России. Органы ее управле­ния и войска ГО нацеливаются на решение задач по защите на­селения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

В 1994г. ГКЧС России преобразуется в МЧС России. На вновь образованное министерство возлагается ряд дополнительных функ­ций, включая ведение аварийно-спасательных работ на аквато­риях и координацию работ в области мобилизационной подго­товки экономики.

Вступивший в силу в феврале 1998г. Федеральный закон «О гражданской обороне» определил задачи гражданской обо­роны, правовые аспекты их осуществления, полномочия, общие обязанности и права органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, начальников граждан­ской обороны всех уровней и их органов управления в области ГО, состав сил и средств ГО, принципы ее организации и ведения.

В военное время гражданская оборона имеет ту же главную цель, что и Вооруженные Силы - защиту тыла страны, граждан­ская оборона применяет в целях снижения людских и материаль­ных потерь, присущие ей одной, большей частью пассивные ме­тоды и средства.

Необходимо отметить, что гражданская оборона нацелена на защиту в тылу Вооруженных Сил в первую очередь мобилизаци­онных ресурсов и производственных мощностей. Поэтому, если гражданская оборона не выполнит задачи по их сохранению в начальный период войны, то и Вооруженные Силы будут заве­домо обречены на поражение.

Исходя из этого своего предназначения, роли и места в обес­печении безопасности государства перечень решаемых граждан­ской обороной задач чрезвычайно широк.

Структура гражданской обороны соответствует принятой в Российской Федерации системе организации хозяйственного и военного управления. Построение органов управления и сил граж­данской обороны также максимально полно соответствует тре­бованиям как мирного, так и военного времени.

Наши рекомендации