Дифференциация норм трудового права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Сравнительное трудовое право»
Вариант №5
Выполнила: Студентка группы ПВз-16Г
Свиридова Н.В.
Проверил: доцент Ткаченко В.И.
Луганск, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретическая часть: Межнациональная и внутринациональная дифференциация современного трудового права………………………...…3
2. Практическая часть:Определите роль прецедентного права в Великобритании при регулировании трудовых отношений. Дайте характеристику трудовому законодательству в странах англосаксонского типа трудового права………………………………………………...………18
3.Список литературы…………………………………………………………….25
1. Теоретическая часть: Межнациональная и внутринациональная дифференциация современного трудового права.
Понятие дифференциации
Дифференциация, иначе говоря, разграничение, подразумевает определенные отличия и неравенство. Наличие такого термина обусловлено существом мира. С одной стороны, мир представляет собой единую систему разнообразных связей. С другой стороны, это система состоит из огромного количества объектов, которые по очень многим признакам отличаются друг от друга. Такими отличиями являются те же основания, что и при определении единства. Просто какие-то признаки объединяют объекты, а другие их разделяют. Дифференциация в мире наблюдается во всем, в том числе и в самом человеке. Человеческий организм такая же система, как и мир в целом. Он включает огромное количество тканей, костей, органов. Все они определенным образом связаны друг с другом, что и определяет их единство. Однако каждый орган выполняет свою собственную функцию, действует по своим законам, что определяет дифференциацию. Дифференциация проявляется и в обществе.
Общество – это единая общность людей, однако, каждый человек индивидуален.
На государственном уровне дифференциация становится проблемой. Если в природе все связи налажены естественным образом, то государственная система – структура искусственная, созданная людьми. Люди вынуждены сами регулировать связи, складывающиеся в государстве, учитывая все особенности человеческой жизнедеятельности и характера государственной системы.
Признается, что, несмотря на то, что все люди разные, имеют различные потребности и по-разному воспринимают мир, государство и общество, объединяя их в единое целое, устанавливает определенные правила, которым они вынуждены подчиняться. Как уже было отмечено выше, этими правилами выступают нормы права. Однако эти нормы создаются людьми, а значит, определенным образом субъективны. Люди стремятся наилучшим образом обеспечить свое существование, принимая во внимание особенности общества и людей его составляющих. Не секрет, что хотя все люди признаются равными, абсолютное равенство невозможно, хотя бы, потому что необходима единая высшая, властная сила, способная организовать такое огромное количество людей. Отношение к различным людям различное. Конечно, все наделены равными правами и обязанностями, но невозможно всех судить по единой «мерке».
Поэтому наблюдается дифференциация норм права, в том числе и трудового.
Труд применяется разными людьми, в различных отраслях производства, в разный период времени, на разных территориях. Необходимо учитывать индивидуальные характеристики каждого работника – его пол, возраст, состояние здоровья, чтобы наилучшим образом регулировать отношения, возникающие между этим работником и конкретным работодателем.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Сравнительное трудовое право»
Вариант №5
Выполнила: Студентка группы ПВз-16Г
Свиридова Н.В.
Проверил: доцент Ткаченко В.И.
Луганск, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретическая часть: Межнациональная и внутринациональная дифференциация современного трудового права………………………...…3
2. Практическая часть:Определите роль прецедентного права в Великобритании при регулировании трудовых отношений. Дайте характеристику трудовому законодательству в странах англосаксонского типа трудового права………………………………………………...………18
3.Список литературы…………………………………………………………….25
1. Теоретическая часть: Межнациональная и внутринациональная дифференциация современного трудового права.
Понятие дифференциации
Дифференциация, иначе говоря, разграничение, подразумевает определенные отличия и неравенство. Наличие такого термина обусловлено существом мира. С одной стороны, мир представляет собой единую систему разнообразных связей. С другой стороны, это система состоит из огромного количества объектов, которые по очень многим признакам отличаются друг от друга. Такими отличиями являются те же основания, что и при определении единства. Просто какие-то признаки объединяют объекты, а другие их разделяют. Дифференциация в мире наблюдается во всем, в том числе и в самом человеке. Человеческий организм такая же система, как и мир в целом. Он включает огромное количество тканей, костей, органов. Все они определенным образом связаны друг с другом, что и определяет их единство. Однако каждый орган выполняет свою собственную функцию, действует по своим законам, что определяет дифференциацию. Дифференциация проявляется и в обществе.
Общество – это единая общность людей, однако, каждый человек индивидуален.
На государственном уровне дифференциация становится проблемой. Если в природе все связи налажены естественным образом, то государственная система – структура искусственная, созданная людьми. Люди вынуждены сами регулировать связи, складывающиеся в государстве, учитывая все особенности человеческой жизнедеятельности и характера государственной системы.
Признается, что, несмотря на то, что все люди разные, имеют различные потребности и по-разному воспринимают мир, государство и общество, объединяя их в единое целое, устанавливает определенные правила, которым они вынуждены подчиняться. Как уже было отмечено выше, этими правилами выступают нормы права. Однако эти нормы создаются людьми, а значит, определенным образом субъективны. Люди стремятся наилучшим образом обеспечить свое существование, принимая во внимание особенности общества и людей его составляющих. Не секрет, что хотя все люди признаются равными, абсолютное равенство невозможно, хотя бы, потому что необходима единая высшая, властная сила, способная организовать такое огромное количество людей. Отношение к различным людям различное. Конечно, все наделены равными правами и обязанностями, но невозможно всех судить по единой «мерке».
Поэтому наблюдается дифференциация норм права, в том числе и трудового.
Труд применяется разными людьми, в различных отраслях производства, в разный период времени, на разных территориях. Необходимо учитывать индивидуальные характеристики каждого работника – его пол, возраст, состояние здоровья, чтобы наилучшим образом регулировать отношения, возникающие между этим работником и конкретным работодателем.
Дифференциация норм трудового права
Существование безусловной необходимости в обеспечении единства норм трудового права не исключает дифференциации этих норм. Она связана с целым рядом причин, которые в свою очередь являются основаниями дифференциации.
Проблема правового регулирования трудовых отношений, на наш взгляд, находит свое выражение в необходимости дифференцированного подхода к различным слоям населения.
1 .Труд женщин. Правовое регулирование труда женщин выделено в специальную главу Кодекса законов о труде – главу 11. В ней учтены не только особенности женского организма, но и обстоятельства, обусловленные исполнением функции материнства. Несмотря на то, что Конституция РФ в статье 19 закрепляет положение о том, что мужчина и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации[13], в отношении женщин законодатель устанавливает ряд дополнительных гарантий, которые в принципе можно рассматривать как правоограничения.
Например, статья 160 КЗоТ устанавливает перечень работ, на которых запрещается применение труда женщин[14]. Список тяжелых работ и с вредными для женщин условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, медицински обоснован. Он утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и
Президиума ВЦСПС от 25 июня 1978 г. с последующими изменениями и дополнениями[15]. В этот Список вошло более 500 видов работ в самых различных отраслях производства, независимо от того, на предприятиях каких отраслей народного хозяйства имеются такие производства, профессии и работы. Применение труда женщин на подземных физических работах в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений было запрещено Постановлением Совета Министров СССР от 13 июля 1957 г. N839[16]. Ныне запрещено обучение и прием на работу женщин в качестве трактористок, машинистов, водителей грузовых автомашин согласно.
Постановлению Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г[17]. В части 1 статьи 37 Конституции закреплено право на свободный труд, причем каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию[18]. Однако более миллиона женщин в промышленности, строительстве, на транспорте и связи подвергаются профессиональному риску, работая в условиях, не отвечающих нормам охраны и безопасности. Нередко женщины, имеющие несовершеннолетних детей, привлекаются к сверхурочным работам, их можно встретить и на рабочих местах с вредными условиями[19]. Существуют две точки зрения по поводу решения этой проблемы. Одни ученые видят решение в единовременном переводе женщин с данного вида работ и категорическом запрещении использования их труда в этой сфере. Аргумент – сохранение здоровья женщины. Другие считают, что необходимо снять категорический запрет на применение труда женщин детородного возраста на тяжелых, вредных и опасных работах. Довод – возможность реализации женщинами своих прав на участие в общественном производстве, тем более в нынешних условиях феминизации бедности и нищеты.
Одновременно предлагается разработать специальную программу мер, стимулирующих предприятия к улучшению условий труда работников, в том числе женщин, за счет улучшения технологии. Мы придерживаемся второй точки зрения, т.к. несмотря на очевидную необходимость защиты здоровья женщины, нужно не забывать о реальной ситуации в стране. Чтобы поддерживать приемлемый уровень благосостояния российской семьи, необходимы заработки обоих трудоспособных членов семьи: мужа и жены. К сожалению, на этом фоне усиливается дифференциация в цене их труда и, женщины оказываются в неравном положении в сфере занятости и трудоустройства[20]. Подобная дискриминация, неизбежная в любой стране, переживающей кризис, заставляет женщин в ущерб своему здоровью смиряться неблагоприятными условиями труда.
По результатам обследования ИЭ РАН в настоящее время 46% безработных женщин согласны на любую работу (в 1992 – 1994 годах их было менее 10%). При этом женщины предъявляют очень скромные требования к условиям труда и его оплате. Индивидуальные и коллективные права таких слоев населения, как женщины, бесспорно, относятся к числу « забытых » прав. Неуправляемый переход России к рыночным отношениям привел к таким широко известным негативным явлениям, как «феминизация безработицы», «феминизация бедности»[21]. Реакция общества пока одна – возрастание числа независимых женских организаций. Ныне число таких организаций по всей России превысило четыре сотни. Однако их деятельность и активность во многом сдерживается тем, что они не имеют под рукой необходимой нормативной базы и в первую очередь международных документов в этой области. В январе 1995 года было принято постановление Совета Министров РФ « Концепция улучшения положения женщин в России », где показано, как плохо обстоит дело с положением женщин. Например, женщины недостаточно представлены в органах государственной власти, наблюдается дискриминация женщин при приеме на работу. По последним данным, 62% безработных – женщины; они получают в среднем на 1/3 зарплаты меньше, чем мужчины. По данным Госкомтруда, среди безработных женщин большинство (62,5% на конец 1995 г.), а в ближайшие два года улучшения положения женщин на рынке труда не произойдет. Наиболее слабо защищенные категории женщин: имеющие малолетних детей или детей инвалидов, одинокие родители, выпускницы образовательных учреждений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, жены военнослужащих, проживающие в военных городках, оказываются на рынке труда в наиболее сложном положении и с низкой конкурентоспособностью.
Увеличивается непрерывно также продолжительность безработицы женщин.
Высвобождение и безработица женщин затронули в большинстве случаев не работниц неквалифицированного ручного труда, а женщин специалистов и служащих. В составе безработных с вузовскими дипломами женщин 69%, а со средним специальным образованием 74%. Почти 40% всех безработных женщин это специалисты и служащие. Среди безработных одиноких родителей 90% женщин, а среди многодетных родителей 77% женщин[22]. В нашей стране необходимо обеспечить выполнение положений ратифицированной нами конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, а также требований, вытекающих из Европейской конвенции о защите прав и основных свобод[23].
2. Труд молодежи. Современные условия жизни в России сделали актуальной проблему трудоустройства молодежи. Вопросы занятости молодежи актуальны не только для Москвы, России, стран с переходной экономикой, но и для промышленно-развитых капиталистических стран. На сегодняшний день молодежная безработица колеблется в последних от 20 до 40 процентов от общего количества всех безработных[24]. законодательство включает целый ряд норм, которые бы закрепили право молодежи на труд и гарантии его осуществления. В КЗоТ труду молодежи посвящена глава 12.
Академией труда и социальных отношений выявлено, что среди вузовских выпускников трудоустроилось только 53 процента опрошенных, из них довольны работой 62 процента, а зарплата устраивает только каждого четвертого»[25].
Заботы о трудоустройстве, в том числе молодежи возложены на службу занятости. Она стремится всеми силами заполнить нишу, которая образовалась в результате свертывания работы по профориентации подростков в школах, кризиса системы профессионально технического образования, отмены обязательного распределения выпускников вузов, техникумов и др., выполняя многие функции, ранее осуществлявшихся другими ведомствами и структурами[26]. На наш взгляд, для решения проблемы трудоустройства молодежи необходимо обратить внимание на опыт в этой области других стран, тем более что Россия стремиться подчинить правовую систему международным нормам и стандартам. «Правительства этих стран принимают законы, разрабатывают специальные программы, направленные на улучшение ситуации с трудоустройством молодежи. Поскольку предприниматели часто считают невыгодным нанимать молодежь, особенно неквалифицированную, правительства пытаются компенсировать часть расходов по привлечению новых работников с помощью различных субсидий и соглашений о заработной плате. Обычно молодые люди получают заработную плату, не достигшую минимального уровня, часто называемую пособием. Например, в соответствии с Программой трудового опыта в Ирландии, предпринимателей поощряют к приему в качестве дополнительного персонала молодежи, не имеющей опыт работы. В течение шестимесячного периода каждый молодой человек получает не облагаемое налогом пособие. Это пособие им выплачивают предприниматели, которым в свою очередь, эта сумма компенсируется Национальной службой трудовых ресурсов[27]. В России тоже делаются попытки улучшения ситуации. «Молодежная практика» - одно из направлений работы органов Федеральной государственной службы занятости населения Российской Федерации с безработной молодежью, зарегистрированной в службе занятости, по созданию возможностей для ее трудоустройства и повышения конкурентоспособности на рынке труда (положение об организации временной занятости безработной молодежи – "Молодежная практика"[28]). К сведению, только в прошлом году в территориальные структуры Комитета обратилось около 81 тыс. юношей и девушек до 30 лет, 41 процент которых составили несовершеннолетние. Многие из них трудоустроились уже при первом посещении, прочие нашли временную работу[29]. Но при нынешнем постоянно меняющемся рынке труда этого недостаточно. Учитывая специфику ситуации, неподготовленность к труду молодежи, Комитет разрабатывает и применяет новые интересные и перспективные направления работы с ними.
3. Труд инвалидов, участников Великой Отечественной Войны, работников в период блокады Ленинграда 1941 – 1944 гг. В отношении «блокадников» и участников ВОВ использован сам факт работы в период Великой Отечественной Войны как основание для признания особых услуг перед государством[32]. При этом ни сфера труда, ни настоящее состояние здоровья не имеют значения.
Что касается инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов по другим причинам, то им предоставлен ряд льгот, обусловленный ограниченной дееспособностью. Участие в войне, безусловно, дает определенные преимущества в части объема этих льгот. Например, инвалиды ВОВ получают две пенсии: по инвалидности и по старости. Так, размер пенсии по старости составляет от 55 до 75 процентов заработка в зависимости от продолжительности трудового стажа, а пенсия по инвалидности составляет 75 процентов заработка при полной инвалидности (1 и 2 группы) и 30 процентов заработка при частичной инвалидности (3 группы)[33]. Численность инвалидов, зарегистрированных в органах социальной защиты населения, за последние 5 лет увеличилась на 56,8% и составила на 1 января 1997 года - более 6,2 млн. человек. Сотни, тысячи инвалидов могут и хотят работать, не желая быть обузой для своих близких, но самостоятельно найти работу им очень нелегко.
По состоянию на 1 июля 1997 года инвалиды составляли 3,1% от общего числа зарегистрированных безработных. Городские власти и служба занятости по мере сил стараются московских предприятиях, выделяются льготные кредиты организациям, готовым трудоустроить инвалидов, оказывается помощь помочь: принят закон о квотировании рабочих мест для инвалидов на специализированным предприятиям. В 21 регионе созданы банки вакансий для инвалидов, однако, далеко не все предприятия представляют сведения о наличии таких вакансий, к тому же в большинстве случаев они не соответствуют возможностям, инвалидов. Ни для кого не секрет, что предприятия, на которых трудятся инвалиды, и раньше переживали серьезные трудности, а после августовских потрясений многие из них вынуждены были резко сократить объемы производства или даже вовсе остановиться. Поэтому социальная политика России должна быть направлена на обеспечение деятельности таких предприятий, помощь инвалидам в трудоустройстве и социальное обеспечение тем, кто не может работать. На федеральном уровне целесообразно разработать и утвердить целевую программу государственной поддержки предприятий, использующих труд инвалидов, в том числе принадлежащих общественным объединениям инвалидов, законодательно закрепить систему их льготного кредитования и налогообложения. Целенаправленная государственная поддержка предприятий на региональном уровне – одна из важнейших предпосылок для улучшения положения инвалидов на рынке труда[34].