Тема 5.Личные права и обязанности родителей и детей.
1. Установление происхождения детей. Добровольное установление отцовства. Установление отцовства в судебном порядке.
2. Оспаривание отцовства (материнства).
3. Лишение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия.
4. Ограничение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия.
Теоретические задания:
1. Составить структурно-логическую схему правового регулирования процесса воспитания детей.
2. Оцените участие прокурора и органов опеки и попечительства в рассмотрении судом дел об ограничении родительских прав с моральной и правовой точек зрения.
Практические задания:
1.Не состоящие в браке Вещеня и Будкин пришли в органы ЗАГСа для регистрации их сына. Будкин устно признал свое отцовство, но письменное заявление на установление отцовства писать отказался, считая, что в этом нет необходимости.
Какие разъяснения должен сделать работник органа ЗАГСа?
2.Демьянова назвала себя матерью сына, рожденного ее несовершеннолетней сестрой, и была записана в качестве матери в свидетельстве о рождении ребенка. Спустя четырех лет сестра обратилась в суд об оспаривании материнства, поскольку она имеет семью, и медицинское обследование показало, что она больше не сможет иметь детей.
Какое решение примет суд по данному вопросу?
Тема 6. Имущественные отношения между
Родителями и детьми. Порядок уплаты
И взыскание алиментов.
1. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей: порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям.
2. Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке.
3. Обязанность родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей.
4. Обязанность совершеннолетних детей по содержанию родителей.
5. Освобождение от уплаты алиментов. Прекращение алиментных обязательств.
Теоретические задания:
1. Перечислить наиболее объективные критерии определения нуждаемости в получении содержания.
2. Проанализируйте, в чем выражается право суда увеличить или уменьшить размер алиментов, взыскиваемых с родителей на содержание своих несовершеннолетних детей.
Практические задания:
1.Сидорова обратилась в суд с иском о расторжении брака с Сидоровым и о взыскании алиментов на пятимесячного сына и на свое содержание, так как она не работает и занята уходом за ребенком.
Какое решение примет суд?
2.Сергеева обратилась в суд с заявлением о взыскании алиментов на сына 17 лет и дочь 22 лет (инвалида второй группы) с Сергеева, брак с которым был, расторгнут четыре года назад. Сергеев от требований отказывается, поскольку сын работает и имеет достаточный доход, чтобы обеспечить себя, а дочь уже совершеннолетняя.
Какое решение вынесет суд по заявлению Сергеевой?
3.Волков оставил жену с двумя детьми, на содержание которых по исполнительному листу выплачивает 1/3 заработка. По второму исполнительному листу с него производилось удержание в твердой денежной сумме в размере 5 базовых величин на содержание родителей. В связи с тем, что по двум исполнительным листам, предъявленным к Волкову, удерживалось более 50% зарплаты, он обратился в юридическую консультацию.
Какой ответ ему дадут в юридической консультации?
Тема 7. Формы воспитания детей,
Оставшихся без попечения родителей.
Усыновление. Опека и попечительство.
Приемная семья.
1. Усыновление (удочерение): понятие, условия и порядок усыновления. Лица, имеющие право быть усыновителями.
2. Опека и попечительство над детьми: основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми.
3. Приемная семья: понятие и порядок образования приемной семьи.
4. Патронатное воспитание. Учреждения, предоставляющие патронатное воспитание.
Теоретические задания:
1. Составьте схему органов опеки и попечительства по выявлению и устройству детей оставшихся без попечения родителей (выделите их формы деятельности и контроля за ними).
2. Сравните преимущества и недостатки приемной семьи и патронатного воспитания, как форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Практические задания:
1.После смерти родителей несовершеннолетних Аню и Юлю Зищенко решила усыновить их тетя по матери Петруленкова, но на судебном заседании ее муж на усыновление не дал согласие, сославшись на то, что у них есть трое своих несовершеннолетних детей. Суд отказал Петруленковой в усыновлении сестер Зищенко.
Дайте оценку решению суда?
2.Не состоящая в браке гражданка Зайцева решила усыновить ребенка и в этих целях пришла на консультацию в городской отдел образования. При уточнении сведений о личности Зайцевой было установлено, что она является инвалидом второй групп общего заболевания. В этой связи, инспектором отдела образования было высказано сомнение в возможности Зайцевой по состоянию здоровья, стать усыновительницей. Тогда Зайцева обратилась в юридическую консультацию.
Какое разъяснение должны дать Зайцевой в юридической консультации?
3.В районный отдел образования обратилась семья Збоинских с просьбой о передаче им на воспитание пятерых братьев Грибниковых. В результате был заключен договор о передаче детей на воспитание и этим самым образована приемная семья. Через несколько месяцев Збоинские обратились в органы опеки и попечительства с просьбой расторгнуть указанный договор, сославшись на то, что братья плохо относятся к их родным детям.
Какое решение примет отдел опеки и попечительства? Каковы основания досрочного расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью?