Вопрос 41. Понятие, цели и основания ответственности за земельные правонарушения
Ни одно правонарушение не должно оставаться безнаказанным. Этот тезис является одним из главнейших общеправовых принципов. Не стала исключением и сфера земельных отношений. Нарушение норм земельного законодательства должно быть пресечено, а виновное лицо должно понести юридическую ответственность.
Юридическая ответственность – это необходимость лица быть подвергнутым негативным мерам государственного воздействия личного или имущественного характера за совершенное им правонарушение.
У юридической ответственности существуют две основные цели:
1) восстановление социальной справедливости;
2) предупреждение новых правонарушений.
Основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит земельное правонарушение.
Земельное правонарушение – это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее вред земельным ресурсам или создающее реальную угрозу причинения такого вреда, либо нарушающее иные права и законные интересы субъектов земельного права.
Вопрос 42. Состав земельного правонарушения
Состав земельного правонарушения – это совокупность признаков, необходимых и достаточных для привлечения виновного к юридической ответственности.
В состав земельного правонарушения входят четыре элемента.
1. Объектом земельного правонарушения являются общественные земельные отношения. Эти отношения по своему содержанию могут касаться собственности на землю, землепользования, охраны земельных ресурсов, прав и законных интересов субъектов земельных правоотношений и др.
2. Для объективной стороны земельного правонарушения характерно наличие трех элементов:
а) противоправность поведения;
б) причинение или реальная угроза причинения вреда либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов земельного права;
в) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным вреда или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов земельного права.
3. Субъектами земельного правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения в области земельного права.
Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной – должностные лица и граждане, административной – юридические лица, должностные лица и граждане.
4. Субъективная сторона земельного правонарушения характеризуется виной правонарушителя. Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к противоправному поведению, которое может проявляться в форме действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность.
Одни земельные правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения, последствиями которых является порча земель), другие – только при умышленной форме вины (использование земельного участка не по целевому назначению), третьи – по неосторожности (например, порча земель, повлекшая по неосторожности смерть человека (ч. 3 ст. 254 УК РФ)).
Вопрос 43. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
Ее основания, круг субъектов и меры дисциплинарного наказания регулируются Трудовым кодексом РФ. Дисциплинарная ответственность выражается в наложении работодателем на виновного работника дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, связанных с землепользованием и охраной земельных ресурсов. Правонарушение может, к примеру, состоять в неисполнении должностным лицом предприятия требований должностной инструкции относительно эксплуатации промышленного оборудования, повлекших загрязнение земель. В отличие от уголовного и административного законодательства более или менее систематизированный перечень земельных дисциплинарных проступков отсутствует. В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
Порядок наложения и снятия дисциплинарного взыскания урегулирован в трудовом законодательстве. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания к работнику не будет применено новое дисциплинарное взыскание, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, по просьбе самого работника, по ходатайству его непосредственного руководителя или представительно органа работников.
Наложение дисциплинарного взыскания не исключает при наличии правовых оснований возможности применения к виновному работнику более строгих видов ответственности – административной, уголовной, гражданской.
Вопрос 44. Административная ответственность за земельные правонарушения
Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства, осуществляющим государственный земельный надзор, мер административного взыскания за совершение административного земельного правонарушения.
Таким правонарушением признается посягающее на земельный правопорядок, земельные права граждан, право собственности и охрану земель противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (бездействие), которое причинило или могло причинить вред земельным отношениям и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Регулируется применение административной ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 и законодательными актами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Административные земельные правонарушения в названном Кодексе сформулированы:
А) в области охраны собственности (гл. 7), например: Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка; Статья 7.8. Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; Статья 7.10. Самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом; Статья 7.14. Проведение земляных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия; Статья 7.16. Незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения;
Б) в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8), например: Статья 8.6. Порча земель; Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; Статья 8.12. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах;
В) в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10), например Статья 10.9. Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта.
За совершение земельного административного правонарушения КоАП предусмотрены следующие виды наказаний:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) приостановление деятельности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.