Вопрос 26. Земельный мониторинг

Земельный мониторинг – комплексная система наблюдения за состоянием земель в Российской Федерации в целях оценки их состояния, а также своевременного выявления и предупреждения негативных процессов в отношении земельных ресурсов.

Земельный мониторинг является частью государственного мониторинга окружающей среды.

Правовые основы проведения земельного мониторинга заложены Земельным кодексом РФ (ст. 67) и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 № 846 «Об утверждении положения об осуществлении государственного мониторинга земель».

В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

При проведении мониторинга решаются следующие задачи:

а) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

б) информационное обеспечение деятельности по ведению государственного кадастра недвижимости, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

в) обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

Мониторинг включает в себя:

а) сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;

б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Мониторинг осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Министерством сельского хозяйства во взаимодействии с другими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого в Правительство Российской Федерации, а также для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

В отношении земель сельскохозяйственного назначения обязательным является проведение мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Вопрос 27. Государственный кадастровый учет земельных участков

Правовое регулирование кадастрового учета земельных участков осуществляется Федеральным законом от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости», вступившим в силу с 1 марта 2008 г.

Государственный кадастр недвижимости – это систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных сведений.

Принципы кадастрового учета:

– ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации;

– ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и электронных носителях;

– кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.

В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках земельного участка:

1) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

2) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;

3) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;

4) площадь земельного участка.

5) сведения о вещных правах на земельный участок и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6) сведения об ограничениях (обременениях) на земельный участок и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения), в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

7) сведения о кадастровой стоимости земельного участка, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости;

8) сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка;

9) категория земель, к которой отнесен земельный участок и его разрешенное использование.

Для осуществления государственного кадастрового учета уполномоченным на такие действия лицом в Росреестр или его территориальный отделения должны быть предоставлены следующие документы:

1) межевой план земельного участка;

2) копия документов, подтверждающих права заявителя на земельный участок;

3) копия документов, подтверждающих права на недвижимое имущество, расположенное на земельном участке.

4) копия личных документов заявителя.

В соответствии с последними изменениями в законодательство о кадастром учете постановка на учет земельного участка осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.

Государственная пошлина за постановку на кадастровый учет земельных участков не взимается.

После постановки земельного участка на кадастровый учет заявителю выдается кадастровый паспорт земельного участка – документ, содержащий сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости.

Вопрос 28. Межевание земельных участков

Межевание — это кадастровая деятельность, осуществляемая на основе ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Проводят межевание кадастровые инженеры – лица, которые получили разрешение на данный вид деятельности, то есть имеют аттестат кадастрового инженера и занесены в реестр кадастровых инженеров. Инженеры могут самостоятельно осуществлять такую предпринимательскую деятельность, а могут работать по договору в организации, которая оказывает такие услуги. Межу тем каждый кадастровый инженер лично несет персональную ответственность за проведенные им документы межевания и в случае систематических ошибок, обнаруженных органом, осуществляющим кадастровый учет земельных участков или государственную регистрацию прав на земельные участки, может быть лишен аттестата кадастрового инженера.

Межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при совершении сделок с земельным участком или его частью, а также по заявлению граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.

В результате межевания лицо, его осуществившее, передает заказчику таких кадастровых работ межевой план – документ, состоящий из графической и текстовой частей, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории и в котором воспроизведены определенные сведения о земельном участке, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости.

Межевой план должен содержать сведения о согласовании местоположения границ земельных участков с владельцами соседних земельных участков.

Таким образом, межевание – это процедура, которая предшествует государственному кадастровому учету земельных участков, и именно на ее основе формируются объективные данные о земельном участке, необходимые для внесения в государственный кадастр объектов недвижимости.

Вопрос 29. Землеустройство

Правовое регулирование землеустройства осуществляется на основе Федерального закона от 18.06.2001 «О землеустройстве», в ст. 1 которого определено, что землеустройство – это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.

Землеустройство бывает двух видов:

1. Территориальное. Проводится в отношении земель, а не земельных участков, например, при определении границ территориальных образований, охранных зон при запуске линейных объектов и др.

2. Внутрихозяйственное землеустройство – это планирование и организация наиболее рационального использования земель и их охраны. Проводится внутрихозяйственное землеустройство в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Составляется проект землеустройства, в котором отражается весь комплекс мероприятий, направленных на наиболее эффективное использование этих земель. То есть проект землеустройства – это, по сути, план эксплуатации земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения. Внутрихозяйственное землеустройство должно осуществляться с учетом перспективы развития земель сельскохозяйственного назначения. Землеустройство является одной из важнейших форм регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения.

За проведением землеустройства осуществляется государственный контроль на основании Постановления Правительства РФ от 26.04.2002 № 273 «Об утверждении положения о контроле за проведением землеустройства».

Вопрос 30. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Даже у добросовестного собственника или землепользователя земельный участок может быть изъят для государственных нужд. Такое изъятие осуществляется в исключительных случаях, перечень которых дан в ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, связанных с:

1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2) размещением объектов государственного значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов и другие основания.

Дополнительные основания для изъятия для государственных нужд могут устанавливаться иными законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

С 1 апреля 2015 года вступила в силу новая глава Земельного кодекса Российской Федерации VII.1. «Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд». Отдельные положения, касающиеся изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, закрепляются также в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации.

Новыми положениями законодательства закрепляется следующий порядок изъятия земельных участков для государственных нужд.

1. До принятия официального решения об изъятии земельного участка уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления обязан выявить лиц, чьи земельные участки и расположенное на них недвижимое имущество подлежат изъятию. Сообщение о планируемом изъятии земельного участка публикуется в средствах массовой информации и размещается в сети «Интернет» на официальном сайте органа власти.

2. Принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельных участков для государственных нужд или муниципальных нужд. Такое решение может быть принято органом власти не только по собственной инициативе, но и по ходатайству заинтересованных хозяйствующих субъектов (например, естественных монополий и др.). Данное решение также подлежит опубликованию и о принятом решении уведомляется правообладатель недвижимости, подлежащей изъятию.

Решение об изъятии действительно в течение трех лет. Это означает, что в течение этого срока орган власти должен провести процедуру изъятия.

3. Далее уполномоченный орган власти готовит соглашение об изъятии земельного участка. Соглашение об изъятии земельного участка – это разновидность договора купли-продажи, предусмотренная нормами земельного законодательства. В целом к нему применимы все положения гражданского законодательства о купле-продаже, с некоторыми особенностями, установленными указанной главой Земельного кодекса Российской Федерации.

При определении размера возмещения (так теперь именуется выкупная цена) в него включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных нужд, другой земельный участок или иная недвижимость, с зачетом их стоимости в размер возмещения.

После проведения всех подготовительных мероприятий составляется и направляется правообладателю соглашение об изъятии земельного участка.

Если правообладатель земельного участка не возражает против заключения соглашения об изъятии земельного участка, то он подписывает его и направляет обратно в орган государственной власти.

Если собственник не согласен с изъятием земельного участка, то возможны следующие варианты развития событий:

– собственник может оспорить решение органа власти об изъятии, то есть еще до стадии подготовки соглашения. В этом случае может оспариваться целесообразность изъятия. Если суд встанет на сторону правообладателя, то процедура изъятия будет остановлена.

– собственник может не подписывать поступившее ему соглашение. В этом случае орган государственной власти обязан «подождать» девяносто дней, после чего он может обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка. Чаще всего такой вариант возможен в том случае, если собственник не согласен с размером возмещения, причитающемуся ему по соглашению об изъятии земельного участка. В этом случае в суде также будет рассматриваться и этот вопрос.

Стоит сказать, что изъятие земельных участков для государственных нужд – это не новшество российской правовой системы. Проведение изъятия земель для государственных нужд возможно практически во всех странах, где существует частная собственность на землю.

Вопрос 31. Государственный земельный надзор

Проведение земельного надзора осуществляется на основании ст. 71 Земельного кодекса РФ и Положения «О государственном земельном надзоре», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015.

Под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с данным Постановлением функциями по государственному земельному надзору наделены: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и их территориальные органы. В этом же Положении обозначена их компетенция в сфере земельного надзора.

Сотрудники данных государственных органов именуются – государственные инспекторы по использованию и охране земель.

В пределах своих полномочий они имеют право:

а) запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимые для осуществления государственного земельного контроля сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;

б) посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (в порядке, установленном для их посещения), для осуществления государственного земельного контроля;

в) давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий и другие полномочия.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель в случае обнаружения признаков земельного правонарушения составляют акт проверки, а также протокол об административном правонарушении, выписывают предписание об устранении признаков земельного правонарушения, а также передают материалы вышестоящему инспектору для решения вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Государственный земельный надзор осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

Внеплановые проверки проводятся:

для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства;

в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

Юридические и физические лица, использующие земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить должностным лицам специально уполномоченных органов доступ на эти участки и предоставить документацию, необходимую для проведения проверки.

Новой формой осуществления государственного земельного надзора является административное обследование объекта земельных отношений, то есть исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах и другими методами. Такая деятельность осуществляется систематически.

Вопрос 32. Плата за землю

Платность использования земли – это один из главных принципов земельного права. Любое использование земли является платным. Платность землепользования преследует несколько целей. Такими целями является стимулирование землепользователей к рациональному использованию тех земельных участков, за которые они платят, к повышению эффективности их природоохранительной деятельности, а также пополнение соответствующего бюджета земельными платежами.

Законодательством предусмотрены две формы платы за землю:

1. Земельный налог. В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Земельным налогом не облагаются земельные участки, изъятые из оборота; земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; водными объектами в составе водного фонда, земельные участки из состава земель лесного фонда.

Земельный налог рассчитывается от кадастровой стоимости земельного участка. Частью 5 ст. 391 Налогового кодекса установлены льготы по уплате земельного налога для некоторых категорий граждан-налогоплательщиков (Героев, инвалидов и других). В ст. 395 Налогового кодекса перечислены налогоплательщики-организации, которые полностью освобождаются от уплаты земельного налога (религиозные организации и др.)

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

1) 0,3 процента кадастровой стоимости за квадратный метр земельного участка в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Земельный налог является местным налогом, то есть засчитывается в бюджет соответствующего муниципального образования.

Органы местного самоуправления также могут устанавливать дополнительные льготы по уплате земельного налога на своей территории.

2. Арендная плата.

Плательщиком арендной платы является арендатор земельного участка. Размер и порядок взимания арендной платы зависят от того, в какой форме собственности находится земельный участок. Если земельный участок находится в частной собственности, то размер и порядок уплаты арендной платы согласуются сторонами и закрепляются в договоре аренды.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, то действуют особые правила определения арендной платы. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 утверждены «Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», среди которых названы:

принцип экономической обоснованности,

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы,

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы,

принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности и другие.

В соответствии со ст. 39.7 Земельного кодекса РФ размер земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может определяться двумя способами:

1. Если земельный участок предоставляется в аренду по результатам земельного аукциона, то размер ежегодной арендной платы определяется по итогам этого аукциона.

2. Если договор аренды земельного участка заключается в «заявительном порядке», то размер арендной платы устанавливается собственником земельного участка в соответствующих нормативных правовых актах. Если государственная собственность на землю не разграничена, то размер арендной платы устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Также определяются случаи, когда размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может превышать размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка (например, с гражданами, имеющими право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков и др.).

Вопрос 33. Оценка земли

Оценка земли – это деятельность уполномоченных лиц по определению стоимости земельного участка. Выделяют следующие виды стоимости земли:

1. Рыночная стоимость. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Рыночная стоимость определяется для ряда случаев:

– в случае совершения возмездных сделок с земельными участками;

– в иных случаях, когда необходимо определить рыночную стоимость земельного участка (например, для разрешения спора в суде).

Если земельный участок находится в частной собственности, то в случае совершения большинства сделок с ним (кроме ипотеки) собственник самостоятельно определяет его рыночную стоимость, руководствуясь определенными экономическими показателями спроса и предложения.

Если же земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и в соответствии с законом требуется определение его рыночной стоимости (например, для определения начальной цены при проведении земельного аукциона) либо же требуется официальная рыночная оценка земельного участка, то в этих случаях ее осуществляет независимый оценщик – лицо, имеющее лицензию на данный вид деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности».

Существуют определенные методики расчета рыночной стоимости земельного участка, которые оценщик может использовать для своей работы.

2. Кадастровая стоимость земельных участков.

Кадастровая оценка земель осуществляется для целей налогообложения и иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования. Для кадастровой оценки земель каждой категории разработаны специальные методические рекомендации.

Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и его территориальными органами.

В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду разрешенного использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.

По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Вопрос 34. Понятие и цели охраны земель

Охрана земель – это система мероприятий, осуществляемых собственниками земель или иными землепользователями, направленных на сохранение качественного состояния земель, восстановление нарушенных земель и предупреждение негативных процессов в отношении земель в Российской Федерации.

Охрана земель регулируется главой II Земельного кодекса РФ. Природоохранная линия является общей тенденцией развития всего земельного законодательства. На сегодняшний день такое положение является объективной необходимостью. Так как с каждым годом ухудшается плодородие почв, земли все больше подвергаются природной и антропогенной нагрузке. Многие годы проблема охраны земель бала «на втором плане», поэтому сегодня она как никогда становится актуальной и наболевшей.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса целями охраны земель являются: предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель.

Нарушение земель представляет собой механическое разрушение почвенного покрова и обусловлено открытыми и закрытыми разработками полезных ископаемых и торфа; строительными и геолого-разведочными работами и др.

Водная эрозия представляет собой разрушение почвенного покрова под действием поверхностных водных потоков

Под ветровой эрозией понимается захват и перенос частиц поверхностных слоев почв ветровыми потоками, приводящий к разрушению почвенного покрова.

Загрязнение земель – это возникшее под воздействием промышленности, сельскохозяйственной, бытовой или иной деятельности человека изменение состава почв, вызывающее снижение их плодородия и качества.

В целях охраны земель собственники земельных участков и иные землепользователи обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Для осуществления охраны земель могут быть созданы и реализованы различные целевые программы федерального, регионального или местного уровня.

Для проведения таких глобальных природоохранных мероприятий необходимо сначала выявить зоны с наибольшей техногенной нагрузкой, для этого в первую очередь устанавливается перечень потенциальных источников загрязнения территории. К ним относятся:

– промышленные и транспортные предприятия, предприятия энергетики, аэропорты, различного рода заправочные станции;

– предприятия добычи, переработки, хранения и транспортировки нефти и нефтепродуктов;

– предприятия минерально-сырьевого комплекса;

– полигоны и места захоронения отходов промышленности (в том числе, атомной энергетики, предприятий военно-промышленного комплекса и вооруженных сил (ракетное топливо, опасные вещества, образующиеся в результате испытаний вооружения, горюче-смазочные материалы и т. п.), коммунально-бытового хозяйства;

– дорожно-транспортная сеть.

Для выявления возможного загрязнения сельскохозяйственных угодий необходимыми могут быть сведения:

– о применяемых средствах химизации сельского хозяйства (пестициды, регуляторы роста, мелиоранты и т. п.);

– об отходах сельскохозяйственного производства, животноводческих комплексов, птицефабрик;

– о складах хранения средств химизации, растворных узлах, взлетно-посадочных полосах сельскохозяйственной авиации.

Наши рекомендации