Общая характеристика производства по делам об административных проступках

Производству по делам об административных проступках присущи все характерные черты административного процесса, вообще, и административно-юрисдикционного процесса, в частности.

Однако можно выделить также ряд особенностей производства по делам об административных проступках. Прежде всего, оно возникает только в связи с совершением или предполагаемым совершением административного проступка. Далее данное производство реализуется только определенным, установленным законодательством кругом субъектов; определенной спецификой обладают процессуальные акты, принимаемые в ходе рассматриваемого производства. Кроме того, только посредством данного производства реализуются меры административной ответственности.

Производство по делам об административных проступках изо всех иных производств административного процесса имеет больше всего сходства с юрисдикционными производствами в других отраслях, в частности, с уголовно-процессуальными.

Производство по делам об административных проступках представляет собой нормативно урегулированный комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных процессуальных действий полномочных субъектов по применению административной ответственности за допущенный или предполагаемый административный проступок.

Выделяют два основных вида производств по делам об административных правонарушениях: обычное и ускоренное (упрощенное). Обычное производство осуществляется в большинстве случаев, что же касается ускоренного (упрощенного) производства, то оно имеет место в случаях, установленных ст. 258 КоАП Украины (например, по делам о выбрасывании мусора и иных предметов из окон и дверей вагонов, проходе по ж/д рельсам в неустановленных местах, курении в неустановленных местах в поездах местного и дальнего следования и т. п.). В этих случаях, если лицо не оспаривает допущенное правонарушение, то протокол об административном правонарушении не составляется и осуществляется ускоренное производство по делам об административных правонарушениях. Если же лицо оспаривает взыскание, составляется протокол об административном правонарушении и имеет место обычное производство по делам об административных правонарушениях.

В юридической литературе предлагается выделять также особое (усложненное) производство по делам об административных проступках (процедура рассмотрения судьями дел о мелком хищении, мелком хулиганстве и др.).

Производство по делам об административных правонарушениях базируется на ряде принципов, большинство из которых были изучены нами при рассмотрении темы «Административный процесс».

КоАП Украины содержит перечень задач производства по делам об административных правонарушениях (ст. 245). Вообще, как правило, в производстве можно выделить две группы задач или целей: ближайшие — те, которые преследуются разбирательством по конкретному административному проступку (достижение объективной истины по данному делу, выяснение всех обстоятельств дела, наказание виновного) и перспективные задачи, состоящие в общей превенции, обеспечении правопорядка в сфере государственного управления.

Ст. 247 Кодекса предусматривает обстоятельства, наличие которых исключает производство по делам об административных правонарушениях (отсутствие события и состава административного правонарушения; недостижение лицом к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста; невменяемость лица, совершившего проступок; крайняя необходимость или необходимая оборона; истечение сроков наложения административной ответственности и др.)

Кроме того, предусмотрено положение в соответствии с которым, в случае обнаружения в правонарушении признаков преступления, орган, рассматривающий дело, передает материалы прокурору, органу предварительного следствия или дознания.

Для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела, а также исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, применяются меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (меры процессуального обеспечения). Это: административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов.

Важнейшей задачей производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств каждого дела. В статьях 251 и 280 КоАП Украины определен примерный круг обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела. Это — наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность лица в его совершении, наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Для того, чтобы установить такие обстоятельства, необходимо собрать и проанализировать доказательства.



Наши рекомендации