Общая характеристика производства по делам административных правонарушений.

Производство по делам об административных правонарушениях является составной частью административно-юрисдикционного процесса. Административно-юрисдикционный процесс представляет собой принудительную деятельность, которая регулируется нормами административного права, и который включает в себя следующие части или производства:
1. по делам об административных правонарушениях;

2. по применению мер административного пресечения и восстановления;

3. по применению правовых мер общественного воздействия;

4. применению мер дисциплинарного воздействия на основе норм административного права;

5. применению мер материальной ответственности на основе норм административного права.

Производство по делам об административных правонарушениях можно охарактеризовать как институт административного права, включающем в себя нормы, регулирующие деятельность уполномоченных органов и лиц по применению административных взысканий за административные правонарушения.

Производство по делам об административных правонарушениях представляет собой разновидность исполнительно-распределительной деятельности, поэтому в ней действуют общие принципы управления:

· законности,

· демократизма,

· оперативности.

Одновременно здесь действуют и специфические, обусловленные задачами данной деятельности принципы:

-объективной истины,

- обеспечения права на защиту.

Решение задач административного производства осуществляется посредством доказывания, которое включает в себя выявление, процессуальное оформления и исследование доказательств.

Информация может рассматриваться как доказательство при наличии двух условий.

Во-первых, она содержит данные о наличии или отсутствии административного правонарушения, виновности лица в его совершении и иных обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Во-вторых, так как порядок сбора доказательств определен законодательством, то доказательства могут быть использованы в административном производстве только в том случае, если они получены в порядке и из источников, предусмотренных законом.


18. Управление юстицией.

Систему органов юстиции составляют Минюст РФ, министерства юстиции в субъектах Федерации и организации, обеспечивающие их деятельность. Минюст РФ подотчетен и подконтролен Президенту РФ, осуществляет следующие полномочия: - разрабатывает проекты нормативных актов, которые вносятся Правительством РФ в порядке законодательной инициативы; - проводит экспертизу проектов законов и действующих норм; - осуществляет координацию нормотворческой деятельности ФОИВ, регистрацию их нормативных актов; - руководит уголовно-исполнительной системой; - осуществляет организационное руководство деятельностью службы судебных приставов; - обеспечивает исполнение актов судебных и других органов; - является уполномоченным ФОИВ в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; - координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния, разрабатывает необходимые бланки, осуществляет методическое руководство, издает инструкции и разъяснения по вопросам организационного обеспечения деятельности органов загса. Органы управления юстиции в отношении государственных нотариальных контор (входят в систему Минюста): назначают на должность, перемещают и увольняют государственных нотариусов, осуществляют регулярный контроль за соблюдением правил нотариального делопроизводства, финансируют их деятельность. Минюст РФ ведет реестр всех нотариальных контор, организует выдачу лицензий на право осуществления нотариальной деятельности. При Минюсте РФ образуется апелляционная комиссия, рассматривающая жалобы желающих заняться нотариальной деятельностью на решения квалификационных комиссий. Минюст РФ совместно с нотариальными палатами учреждает должности нотариусов, их количество в нотариальном округе; условия и порядок прохождения стажировки лиц, решивших заняться нотариальной деятельностью. Он также осуществляет общее руководство адвокатурой: дает согласие на образование коллегий адвокатов, ведет их реестр и т. д. Деятельность министерств юстиции в субъектах Федерации ограничена той территорией, на которой они действуют (организуют работу нотариальных контор, согласовывают местонахождение юридических консультаций и т. д.).


19.Предмет административного права.

Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами. Предмет административного права включает в себя пять составляющих его частей.

Во-первых, это общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях: от Президента РФ до администрации государственных предприятий, учреждений и организаций..

Во-вторых, это внутриорганизационные отношения всех государственных органов, которые в основном одинаковы. Эти отношения охватывают делопроизводство, прием на работу, перемещение по службе, увольнение, дисциплинарную ответственность.

В-третьих, к предмету административного права относится функционирование общегосударственного контроля, который осуществляется на территории всей Российской Федерации от имени государства, будучи наделен государственно-властными полномочиями федерального характера.

В-четвертых, предмет административного права охватывает и деятельность судов и судей.

В-пятых, к предмету административного права могут быть отнесены общественные отношения, возникающие в деятельности общественных объединений, которым государство передало некоторые свои государственно-властные полномочия.


20. Административный надзор за законностью осуществления исполнительной власти.

Надзор — это ограниченный, суженный контроль. В России в наше время существуют три типа надзора:

- судебный;

- прокурорский;

- административный.

Административный надзор — надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм. Он обеспечивает охрану соответствующих общественных отношений и материальных ценностей и не только от правонарушений, но и от объективно противоправных действий и стихийных явлений. Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий (пожаров, эпидемий, дорожно-транспортных происшествий и т. п.), выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений. В системе регулятивного административного надзора можно выделить две разновидности:

- за неопределенным числом субъектов, а точнее, за всеми теми, кто обязан соблюдать противопожарные, санитарные, таможенные и иные правила;

- за лицами, получившими лицензии и иные разрешения.

Многочисленные надзорные службы государственной администрации можно разделить на три группы:

1)специализированные надзорные ведомства, главной задачей которых является систематический надведомственныйконтроль за соблюдением специальных правил.

2)государственные инспекции и иные структурные подразделения, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти, например Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Российская транспортная инспекция Минтранса России и др.;

3)разнообразные организационные структуры (ведомства, органы, структурные подразделения органов), которые осуществляют надзор наряду с другими видами деятельности.


21. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях.

Юридический срок - это определенный нормативным актом отрезок времени, исчисляемый по заранее установленным прави­лам.

Во-первых, нужно знать размер срока. В большинстве случаев нормами права определены отрезки времени, в течение которых действия должны быть произведены.

Во-вторых, очень важно знать, с какого момента течет срок. Законодатель связывает его начало с каким-нибудь юридическим фактом, чаще всего с определенным действием.

В-третьих, установлены правила определения окончания сро­ков, различаются их прекращение и пропуск (истечение).Моментом истечения срока по общему правилу является окон­чание суток, на которые падает его последний день..

В-четвертых, нужно учесть существующие правила приоста­новления (незачета) и зачета сроков. Приостановление означает, что тот или иной отрезок вре­мени при наличии названных законодателем обстоятельств в срок не засчитывается. Так, подача жалобы на постановление о при­влечении к административной ответственности, принесение про­курором протеста, предоставление отсрочки исполнения приос­танавливают течение срока давности исполнения постановлений до рассмотрения жалобы, протеста, окончания отсрочки. Время административно­го задержания засчитывается в срок административного ареста, а время пребывания в вытрезвителе - нет. В общем плане зачет означает, что законодатель обязывает или разрешает добавлять какое-то время к отрезку времени, в течение которого фактичес­ки осуществлялось деяние.


22.Понятие и особенности административных правоотношений.

Административные правоотношения — это общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления и урегулированы нормами административного права.

Им присущи общие черты последних, в частности:

— они являются волевыми общественными отношениями, то есть право, регулирующее их, влияют на сознание и волю людей, направляет их поведение в соответствии с интересами общества;

— они являются общественными отношениями, урегулированными нормами права. Без права, его норм не было бы правоотношений;

— участники правоотношений наделены субъективными правами и несут юридические обязанности. И первые, и вторые возникают в соответствии с требованиями норм права, определяющими круг субъективных прав и обязанностей;

— правоотношения — это способ конкретизации норм права, поскольку именно в нем права и обязанности всегда привязаны к определенной ситуации, конкретны и принадлежат определенным субъектам;

— правоотношения — это такие общественные отношения, реализация которых обеспечивается возможностью применения административного принуждения.

— они возникают по инициативе одной из сторон, и согласие другой стороны при этом не нужно. Иногда они возникают вопреки желанию другой стороны;

— они, как правило, возникают по принципу «власть — подчинение»;

— административные правоотношения — это управленческие правовые отношения, поскольку они возникают в связи с функционированием и деятельностью органов исполнительной власти, то есть при осуществлении государственного управления;

— в случае нарушения одной из сторон своих обязанностей, ответственность наступает не перед другой стороной, а перед государством в лице его государственных органов или должностных лиц;

— спор, возникающий между участниками административных правоотношений, рассматривается как в судебном, так и в административном порядке.


23Судебный контроль как способ обеспечения законности в управлении.

Судебный контроль — специфический вид контроля в сфере государственного управления. Особенность его состоит в том, что он осуществляется не систематически, не повседневно

Основное содержание судебного контроля как способа обеспечения законности в управлении состоит в его правовой оценке действий и решений ОИВ, их д/л, в выявлении нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, условий и причин, их порождающих, принятии мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов, в привлечении виновных лиц к ответственности. Субъектами судебного контроля являются Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Важная роль в обеспечении законности в сфере управления принадлежит Конст. Суду РФ.

Наши рекомендации