Порядок принятия правовых актов управления
Принятие правовых актов управления осуществляется с соблюдением установленной процедуры, которая, как правило, состоит из следующих стадий: планирование нормотворческой деятельности; нормотворческая инициатива; подготовка проекта правового акта; принятие (издание) правового акта; включение правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь; опубликование правового акта.
Проект нормативного акта может готовиться самостоятельно тем органом, в компетенцию которого входит его принятие, либо с учетом ведомственной подчиненности могут быть даны поручения другим государственным структурам. В этих целях могут привлекаться соответствующие специалисты.
Для подготовки проекта акта следует: уяснить цель принятия акта; изучить относящиеся к предмету правового регулирования проекта акта законодательство, практику его применения, предложения государственных органов и иных организаций, научные исследования, публикации в печати; определить возможные последствия принятия акта и т.п.
Проект нормативного правового акта, внесенный в установленном порядке, должен быть рассмотрен нормотворческим органом (должностным лицом), который по результатам рассмотрения может:
одобрить проект и принять нормативный правовой акт;
отклонить проект с указанием мотивов и причин;
отложить принятие нормативного правового акта на определенный срок;
Процедура рассмотрения проекта и принятия акта может быть различной в зависимости от органа, издающего акт, и характера разрешаемого в акте вопроса. В коллегиальных органах организационной формой обсуждения и принятия актов по основным, наиболее важным вопросам компетенции соответствующего органа является его заседание. При этом изучаются все необходимые к проекту материалы (справки, записки, отчетные и статистические данные и т.п.). Коллективное обсуждение проекта и Принятие акта осуществляется при наличии кворума. Акт принимается большинством голосов. В органах, действующих на основе единоначалия (министерства, управления, администрация организаций), также широко применяются различные формы выяснения мнений заинтересованных лиц, учреждений, организаций. В ряде случаев законодательство предусматривает решение этими органами отдельных вопросов только по согласованию с другими органами или организациями.
Действующим законодательством определен ряд случаев, в которых согласование проекта обязательно. Порядок принятия (из лекции):
- гос. программа для разработки правовых актов управления, нормативно-правовых актов;
- должна быть проявлена инициатива определенным органом;
- готовится проект НПА;
- вопросы согласования;
- рассмотрение, если согласны, то принимаются;
- обнародование (должен быть включен в реестр НПА).
Общие положения о субъектах административного права: понятие, виды и сущность их правового статуса
Субъекты административного права— это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на них административным правом.
Под субъектом административного правапонимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений. Полнее перечень субъектов административного права:
1) граждане и иностранные граждане;
2) органы государственного управления и внутренние части их аппарата;
3) государственные и общественные предприятия и учреждения, внутренние части их аппарата;
4) органы общественных организаций, деятельность которых регулируется правом, их внутренние части;
5) организации общественного содействия государственному управлению;
6) служащие, являющиеся носителями административных обязанностей и прав. Круг субъектов административного права многообразен.
Однако для того, чтобы быть таким субъектом необходимо обладать - административной правосубъектностью (правоспособность и дееспособность).
Индивидуальные (физические лица) и коллективные (различные объединения граждан) субъекты, к числу государственных субъектов административного права относятся прежде всего органы исполнительной власти (государственного управления), их структурные подразделения я т.п.
Индивидуальныесубъекты: граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства.
Коллективныесубъекты: государственные организации; органы исполнительной власти; государственные предприятия, учреждения, организации и их объединения; структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией; негосударственные организации; общественные объединения; трудовые коллективы; коммерческие структуры; органы местного самоуправления
К негосударственным организациям как субъектам административного права относятся: общественные объединения (партии, союзы и т.д.); органы системы местного самоуправления; некоммерческие.