А. Законность и целесообразность применения административных взысканий
Законность — важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Его проявления многообразны: Противоправность как основание привлечения к ответственности; правильная квалификация действий; компетентность органа (должностного лица), принимающего решение по делу; назначение взыскания в пределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированы действия и т. д.
Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав проступка. Иными словами, если нормой права предусмотрена ответственность за деяние, а в противоправных действиях выявлены все предусмотренные правовой нормой признаки нарушения, действия деликвента квалифицируются по соответствующей статье.
Орган (должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела, которые ему подведомственны, налагать взыскания в пределах санкции той статьи, по которой квалифицированы действия лица, из-
§ 3 Общие правила (принципы) наложения административных взысканий 301
бирагь вид и размер взыскания в рамках предоставленных ему полномочий.
Так, за совершение мелкого хулиганства виновный может быть подвергнут штрафу, исправительным работам и административному аресту. Начальник ОВД вправе рассматривать такие дела, но он может только оштрафовать виновного. Если же он считает целесообразным применение иного взыскания, то должен направить дело народному судье.
Важнейший принцип применения административных взысканий — целесообразность. Его главные проявления: индивидуализация кары и экономия репрессии. Законодатель обязывает право-применителя при выборе меры воздействия учитывать как обстоятельства, при которых было совершено деяние, так и обстоятельства, характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины1. В значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств (ст. 34, 35 КоАП).
Обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:
1) чистосердечное раскаяние виновного;
2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
3) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
4) совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.
Этот перечень является открытым: законодательством и право-применителями могут быть признаны смягчающими и иные обстоятельства.
А перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, закрыт. • Поскольку он закреплен законом, то и изменить его может только акт такой же юридической силы. Отягчающими обстоятельствами признаны:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц, прекратить его;
2) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление^
1 Конечно, это невозможно, если норма содержит абсолютно определенную санкцию
302 Глава 16. Административные взыскания
3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
4) совершение правонарушения группой лиц;
5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение правонарушения в состоянии опьянения. Но пра-воприменитель с учетом конкретных данных может не признать последнее обстоятельство отягчающим
Последовательное обеспечение целесообразности карательного воздействия обеспечивается и правовыми нормами, предоставляющими правоприменителю возможности или прямо обязывающими его заменить взыскание иными мерами воздействия. КоАП РСФСР закрепляет несколько альтернатив административной ответственности. Их применение означает смягчение или вообще отказ от применения карательных мер.
Альтернатива первая (ст. 22): при малозначительности совершенного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить виновного от ответственности и ограничиться устным замечанием.
Альтернатива вторая (ст. 21): лицо освобождается от ответственности с передачей материалов на рассмотрение общественности, если с учетом обстоятельств дела и личности нарушителя к нему целесообразно применять меру общественного воздействия.
Альтернатива третья (ст. 16): передача материалов об административных правонарушениях военнослужащих, работников ОВД и других лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, их командирам (начальникам) для привлечения их к дисциплинарной ответственности. Расширительно толкуя ст. 16 дела о проступках студентов, учащихся тоже часто направляют руководителям учебных заведений.
Альтернатива четвертая (ст. 14, 201): материалы об административных правонарушениях лиц, не достигших 18-летнего возраста, направляются в комиссии по делам несовершеннолетних.
Две первые альтернативы основаны на дискреционных полномочиях правоприменителя, а две последние для него обязательны