Административное нарушение (деликт) и административное правонарушение
Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, — административное нарушение (административный деликт). Оно может быть совершено виновно и невиновно. Действующее законодательство закрепляет принцип, согласно которому индивидуальные субъекты (граждане, должностные лица) несут ответственность только за виновные действия. Что же касается организаций, то они отвечают за административное нарушение независимо от того, виновны ли они.
Субъекты, решающие вопросы об их ответственности, не обязаны выяснять, доказывать наличие вины. Организации несут ответственность за то, что правило нарушено, за то, что произошло. Это называется объективным вменением. От ответственности за неисполнение обязанности в таких случаях освобождает только действие непреодолимой силы. Объективное вменение, привлечение к административной ответственности за сам факт совершения административного нарушения применяется прежде всего в отношении предпринимательской деятельности, в том числе к лицам, занимающимся ею без образования юридического лица.
В административном праве соответствующие нормы появились впервые в Законе СССР «О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций» от 21 мая 1990 г., Законе РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» от 21 марта 1991 г., Таможенном кодексе СССР. Часть 5 ст. 83 ТК СССР гласила: «Предприятия и организации подлежат ответственности
§ 3. Административное нарушение и административное правонарушение 285
за нарушение таможенных правил, за исключением случаев, когда правонарушение произошло вследствие непреодолимой силы или неправомерных действий должностных лиц таможенных органов СССР».
В принятом в 1993 г. ТК РФ установлено: «Предприятия, учреждения и организации, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, несут отвегственность за нарушение таможенных правил, за исключением случаев, когда правонарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы» (ч. 6 ст. 231). Следовательно, по ТК РФ ответственность без вины несут не только организации, но и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Кстати, и в гражданском праве в связи с развитием в нашей стране предпринимательства тоже произошли изменения. Так, в ст. 401 части первой нового ГК РФ сказано:
«1. Лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности...
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств».
Таким образом, по действующему законодательству основанием привлечения к административной ответственности индивидуальных субъектов является административное правонарушение, а коллективных субъектов (во многих случаях!) — просто административное нарушение. Необходимо еще раз подчеркнуть, что административное нарушение, деликт может быть виновным или объективно противоправным. И если к ответственности привлекается организация, во многих случаях наличие или отсутствие вины не имеет юридического значения.
В ст. 10 КоАП РСФСР содержится следующее определение: «Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок... права и свободы граждан, на установленный порядок управления проти-
286 Глава 15. Понятие и основания административной ответственности
воправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность».
Законодатель поставил знак равенства между названиями «административный проступок» и «административное правонарушение». Можно выделить следующие его признаки.
1. Это антиобщественное деяние, посягающее на общественные отношения, которое повлекло или могло повлечь наступление вредных последствий.
2. Это противоправное деяние. Не все нарушения норм административного права являются административными проступками. И в то же время административными санкциями охраняются многие нормы трудового, гражданского, земельного и иных отраслей права. Административный проступок — это деяние, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права, охраняемые административными взысканиями.
Действующее законодательство не допускает аналогии закона, противоправность является обязательным признаком административного проступка. «Никто, — провозглашено в ст. 8 КоАП, — не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законодательством». Административная ответственность может наступить, если лицо совершило правонарушение, предусмотренное соответствующей статьей КоАП РСФСР или иного нормативного акта.
3. Это виновное деяние, т. е. деяние волевое, сознательное, отношение правонарушителя к нему заслуживает упрека, порицаемо.
4. Возможность применения административных взысканий является общим свойством административных правонарушений. В большинстве случаев, если выявлен проступок, виновного привлекают к административной ответственности. Но компетентные государственные органы вправе не налагать административного взыскания и передать материалы на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива, ограничиться замечанием, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применять меру общественного воздействия. Реализация административных санкций не обязательно сопутствует административному проступку, но возможность их применения является его обязательным свойством.
Названный признак присущ основной массе рассматриваемых правонарушений, но не всем. Исключение установлено, например, ст. 16 КоАП, в которой сказано: «Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего
§ 4 Состав административного проступка 287
состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам». На основании дисциплинарных уставов на виновных налагаются дисциплина рные взыскания, но это не преобразует административные деликты в дисциплинарные.
' § 4. Состав административного проступка
Под составом понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным нарушением.
Как явление реальной действительности нарушение обладает огромным числом признаков. Среди них следует различать имеющие и не имеющие юридического значения. Первая группа, в свою очередь, делится на входящие в состав (конструктивные) и не входящие в состав (обстоятельства смягчающие, отягчающие, исключающие ответственность, совершение проступка военнослужащим, несовершеннолетним и др.).
Проступок — факт реальной действительности. Состав проступка — логическая конструкция, правовое понятие о нем, отражающее существенные свойства реальных явлений, т. е. определенных антиобщественных действий. Законодатель не создает признаков проступков, а лишь отбирает из них существенные, отличительные и конструирует составы. Логическая конструкция закрепляется в праве и становится обязательной. Перечень закрепленных в ней признаков — необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как административного проступка. Реальное деяние только тогда считается проступком, когда оно содержит все названные признаки, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.
Развитие законодательной техники привело к специализации правовых норм. В частности, чтобы десятки раз не повторять общие свойства проступков, их «вынесли за скобки» — закрепили нормами Общей части II раздела КоАП РСФСР (например, ст. 13 закрепляет возраст наступления ответственности). Поэтому в диспозиции любой нормы, устанавливающей административную ответственность, нет полного перечня всех признаков состава. Для правильного уяснения содержания конкретного состава, помимо конкретной статьи нормативного акта, необходимо рассматривать ее в связи с нормами Общей части КоАП, с иными частями нормативной основы.
Как законодательная модель нарушения состав проступка является его нормативным, юридическим основанием. Он образует гипотезу нормы, устанавливающей административную ответственность. А совершение деяния, содержащего все признаки состава, — фак-
288 Глава 15. Понятие и основания административной ответственности
тическое основание наступления ответственности. Иными словами, если лицо совершило нарушение, которое содержит все признаки состава, значит, есть фактическое основание для применения административных взысканий.
Всякое целесообразное деяние выступает как органичное единство внешней деятельности человека и его сознания, объективных и субъективных моментов. В нем различают объект деятельности, ее внешние проявления, субъекта и его психическое отношение к деянию. В проступке также имеются четыре части (стороны): объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Отражая это реальное явление, состав проступка конструируют как совокупность четырех сторон (элементов): объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны состава.
Каждый элемент состава, в свою очередь, представляет собой систему признаков. Соответственно последние принято делить на четыре группы, характеризующие: объект и субъект проступка, его объективную и субъективную стороны.
Признаки выступают как наипростейшие части состава, их группы образуют его элементы (стороны), а органичное единство четырех сторон — это состав проступка. Взаимосвязь, взаимодействие всех признаков образуют целостные свойства состава: общественную вредность и противоправность, которые, будучи интегратив-ными признаками, сами не входят ни в одну из его сторон. Общественная вредность и противоправность — вторичные, производные свойства состава, на существование которых особым образом влияет каждый первичный признак любой его стороны.
Объектом административного проступка являются общественные отношения. Определенные деяния потому признаются антиобщественными и запрещаются под угрозой применения административных взысканий, что они причиняют вред существующим общественным отношениям. Объектом административного проступка считается не всякое, а лишь такое общественное отношение, которое охраняется административным взысканием.
Общим объектом административных проступков признаются общественные отношения, которые регулируются различными отраслями права (1), а охраняются административными взысканиями (2). Родовым объектом проступков признается блок общественных отношений, составляющий неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. В качестве критерия деления общего объекта на части может быть взята отрасль общественной деятельности, где складываются общественные отношения. Соответственно можно различать такие рядовые объекты, как отношения в сельском хозяйстве, в промышленности, на транспорте и т. д. (см. главы 8—12