Кодификация административного права. Систематизация административного законодательства.
А-законодательство представляет собой систему тесно связанных законодательных актов, регламентирующих отношения в области организации и функционирования ГУ и ИВ, правового статуса субъектов управления. определения АП-режима, реализации А-принуждения. Теоретически кодификация является одним из видов систематизации А-законодательства, т.е. это помещение в законе определенного законодательного материала отрасли права. АП-институты разнообразны, и полностью кодифицировать АП нельзя. Сейчас отсутствуют практически формы кодификации – есть КоАП 2001 г., ТамКодекс, который регулирует отдельные институты АП, отсутствует АПП-кодекс, закон об административной юстиции – порядке рассмотрения админисков, социальный кодекс (Ю.Н., а вы сами хоть знаете, что это?)
Проводится работа по инкорпорации законодательства – т.е. систематизации зак-ва в сборниках актов, Бюллетень актов ФОИВ, СЗ РФ, сборники МинЮста.
18. Нормы административного права: понятие, содержание, виды. Структура административно-правовых норм. Реализация, действие и толкование административно-правовых норм.
АП-нормы предусматривают установленные государством, его органами власти, местной администрацией правила должного или возможного поведения субъектов АП, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия. Нормам АП присущи обеспечение публичных интересов, организующее начало в системе регулирования управленческих отношений, принудительность, одностороннее воздействие. Нормы АП прежде всего регулируют общественные отношения, которые складываются в сфере деятельности ОИВ РФ и субъектов РФ. Нормы АП также регулируют отношения, возникающие в процессе реализации полномочий администрацией ОМСУ, госпредприятий, учреждений., в сфере деятельности общественных организацией, подбора кадров, госслужбы.
АП норма – норма права, регулирующая отношения в сфере деятельности вышеуказанных органов и организаций, внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах госдеятельности, отношения в области применения админвзысканий и иных мер принуждения, отношения в сфере админюстиции.
АП-регулирование имеет государственный характер, следовательно, обеспечивается мерами государственного принуждения. Разделяются охранительные и регулятивные нормы, при этом понимание несколько иное (по сфере действия), охранительные используют обязательные правила, ограничения, запреты, регулятивные – уведомительные регистрационные, лицензионные порядки, договоры, стимулирование, поощрение (разница и в методах).
Материальные/процессуальные – см. выше
Материальные определяют права и обязанности, а также ответственность участников правоотношений. Бывают обязывающие, запретительные, ограничительные, разрешительные, уполномочивающие, поощрительные, уведомительные, рекомендательные
Процессуальные нормы определяют общие правила, порядок, процедуру деятельности ОГУ и других субъектов АП. Бывают императивные и диспозитивные. По адресату – регулирующие организацию и деятельности ИВ/МСУ, статус служащих и ДЛ, организацию и деятельность общественных организаций, предприятий и учреждений, НКО, КО, граждан.
Бывают все эти нормы – федеральными, региональными, территориальными (отдельные географические местности), местными (МСУ), локальными (отдельные объединения).
ПО объему регулирования – общие, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые и общеобязательные
срочные/бессрочные.
Нормы состоят из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически она предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения АП-отношений. Обычно отсутствует в нормах, которые регулируют организацию, деятельность, полномочия ОГУ и ДЛ. Может находится в преамбуле, других правовых положениях.
Диспозиция – формулировка правила должного поведения.
Санкция – мера ответственности, которая применяется в случае нарушения АП-нормы.
Реализация АП-норм выражается в практическом проведении в жизнь содержащихся в них правовых предписаний и обеспечении должного поведения участников управленческих отношений.
Бывает – исполнение – точное следование участников управленческих отношений тем юридическим предписаниям, обязательным правилам поведения, запретам и ограничениям на те или иные действия, применение – издание полномочным органом НПА или индивидуального правового акта, которые определяют применение АП-нормы к конкретной ситуации.
Использование – применение ОИВ того или иного варианта исполнительной деятельности при наличии в АП-норме альтернативы.
Соблюдение – воздержание субъекта от совершения запрещенных действий, отличается пассивным действием.
Уяснение/разъяснение нормы (виды толкования, различаются внутренним направлением и внешним).
Толкование – процесс выяснения содержания нормы и ее целей применительно к конкретной ситуации и ее связей с иными правовыми нормами. Толкование и применение норм неразрывны. Цель толкования – исследование позиции законодателя с целью эффективного применения нормы на практике.
Методы – филологическое, логическое, историческое, генетическое, систематическое, компаративное(сравнительное), телеологическое.
Бывает официальным и неофициальным (оно в свою очередь обыденное, доктринальное)
Бывает нормативное толкование – обязательно для всех субъектов применения нормы (ВС РФ), казуальное (по отношению к отдельному делу), судебное и административное.
19. Административно-правовые отношения: понятие, содержание и виды.
Существуют две концепции понимания признаком АП-отношений. 1 – вознкают в процессе ГУ, имеют в качестве субъекта ОГУ, являются отношениями власти-подчинения. 2 – возникают в сфере ГУ, могут иметь место между любыми субъектами, могут быть основаны как на императивности, так и на диспозитивности. Важнейшим признаком отношений, по мнению авторов, также является гарантия судебной защиты.
АП-отношения – регулируемые нормами АП общественные отношения, складывающиеся в сфере управления. В АП-отношении стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей.
АП-отношение имеет структуру, в которую входят субъект, объект и содержание отношения. Субъекты – его участники, т.е. те, кто наделен компетенцией – ОГВ, ДЛ, или те, кто имеет иной статус. Индивидуальные и коллективные субъекты бывают.
У субъектов имеется определенный АП-статус, который выражается в их право- и дееспособности (при Старилове дефинируй)
Объект АП-отношений – действия или решения субъектов АП, их положительное или негативное поведение, выраженное, например, в принятии ПАУ или в совершении правонарушения.
Содержание – права, обязанности. запреты, ограничения субъектов АП, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Один из важнейших элементов содержания АП-отношения – публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правовых отношений.
АП-отношение – вид правоотношения. Во-первых, правовые нормы в них первичны, во-вторых, правовой нормой регламентируется действие субъектов, которая и придает им юрсилу. Права и обязанности взаимно корреспондируются. Специфичен состав правоотношения – элементы указаны, различается юридическая сторона (нормы) и фактическая (поведение).
Особенности АП-отношений:
- Построены, как правило, на отношениях власть-подчинение, бывают также и договорные отношения (административные договоры о координации, взаимодействии и т.д.)
- Выделяется субъект управления – сторона АП-отношений, которая в пределах компетенции обязана реализовывать государственно-властные полномочия для защиты публичных интересов, КП и свобод граждан.
- АП-отношения связаны с ГУ, с его фактической стороной
- АП-отношения являются организационными, возникают по инициативе любой из сторон
- Между сторонами могут возникать споры, которые разрешаются, как правило, во внесудебном административном порядке. Сторона, интересы которой нарушены, также вправе обратиться в суд.
- Основания для возникновения …. прекращения отношений – юрфакты – обстоятельства, при которых в соответствии с нормой должны произойти конкретные правоотношения. Бывают действия и события. Действия – правомерные и неправомерные.
- Современные черты – возникают в процессе ГУ, имеют в качестве обязательного субъекта ОГУ, возникают для решения задач управления, имеют организующее начало, отличаются особым режимом обеспечения законности.
По целям отношения делятся на охранительные и регулятивные, по составу участников – государственно-аппартаные, ОИВ – государственные предприятия, организации ОИВ – общественные формирования, ОИВ – граждане, то же с МА.
По направлению деятельности – АП-отношения ОИВ общей компетенции, отраслевой и межотраслевой компетенции, аппаратные отношения.
Вертикальные/горизонтальные, выделяют также внутриорганизационные отношения.
Субординационные отношения – базируются на полномочии субъектов использовать распорядительные полномочия по отношению к другим.
Координационные – совместная деятельность нескольких субъектов.
Реординационные – образуются в целях обратного воздействия управляемого на управляющий субъект.
История развития административно-правовой науки (камералистика; полицейское право; административно-правовая наука в конце XVIII в. - начале XIX в., административное право конца XIX в. - начала XX в., основные достижения науки административного права в XX в.). История развития российской науки административного права (1991 – 2008 годы).
Начало развитию АП положила камералистика – наука о финансах, экономике, хозяйстве, управлении в 16 веке. До 19 века назначением полицейской государственной деятельности считалось обеспечение счастья, безопасности и благосостояния граждан – полицейская наука. АП сфолрмировалось в течение 500-летнего развития.
Полицейское право, право внутреннего управления – смотреть вопрос про историю АП, синонимы АП.
Внутреннее управление – деятельности административных органов по осуществлению ГУ, организация этих органов и их действия. Право ВУ – законы, определяющие это.
Предпосылки становления АП – обеспечение общественного благополучия, защита правопорядка, создание аппарата управления и упорядочение управленческой деятельности, создание порядка управления.
«Полиция» - «состояние хорошего порядка в обществе» в 16 веке. Ранее полиция не ограничивалась в компетенции – отсюда термин «полицейское государство»
Первые попытки уточнения термина «полиция» - в трудах Пюттера. Главная задача полиции – защита общества от опасностей, обеспечение порядка и общественной безопасности. (Кройцберг-решение 1882 г.). Были изданы уголовные кодексы полиции.
В России также появилось полицейское управление (1700-е года), изменялась роль полиции. Впервые она возникла в 1718 году. Позднее полиция присвоила законодательные функции. 1782 – Устав благочиния – организация городской полиции, обязанности и функции полиции. В 1810 году – министерство полиции.
19 век – учение об управлении достигло апогея – фон Моль, Штейн. Система управления хар-ся разделением властей, сокращением задач государства, связыванием законом властителей, прав индивида. АП отделилось от науки государственного права. Возник новый взгляд на АП – управление, основанное на законе, ПСЧГ.
В конце 18 – 19 веке – французские работы по вопросам управления. Управление дБ регламентировано законом.
1864 г. – монография «Правовое государство» - только тогда, когда публичное право будет установлено законом, а управление будет подчинено судопроизводству
Направления развития – государственно-правовое направление (Гос. Право + управленческие категории, описание функционирования гос. Власти в различных областях деятельности, исходил из анализа управления, не создавая АП)
Научно-правовой метод – создание АП путем выявления присущих ему институтов
В эти годы появилась система административных судов, в которые можно было обжаловать решения власти, продолжило развитие муниципальное самоуправление
В конце 19 – начале 20-го века наука АП постепенно превращалась в самостоятельную дисциплину. Оскар Майер «Германское административное право» 1895 г. Этот ученый разделял государственную деятельности в области законодательства, юстиции и управления, над всякой государственной деятельностью должен стоять закон.
В 20 веке большой вклад в развитие АП внесен германскими учеными. Основными достижениями АП являются возрастание государственного вмешательства в эокномику, внутренние преобразования законодательства, развитие судебной практики, разработка правовых проблем процесса публичного управления, административное судопроизводство, установление законодательных основ публичной службы, повышение качества нормативного регулирования административного договора, новая структура АП.
В России развитие науки АП включало в себя многие из институтов – управленческое право, полицейское право, охрана общественного порядка, госслужба. Юрий Крижанич – сторонник принудительного государственного вмешательства во все области жизни.
1840 г., Рождественский (под влиянием фон Моля) – «Основания государственного благоустройства с применением к российским законам»
1856 г. – Платонов, 1871 г. – Андреевский «Полицейское право». Наука российского АП развивалась как наука полицейского права, которое изучало полицейское законодательство, представляло его систематизирование, выявляло обстоятельства и причины, обусловившие появление полицейских законов и положений. ПП (понятие и содержание науки, меры принуждения, источники, деятельность полиции безопасности, деятельность полиции благосостояния)
АП в широком смысле – совокупность юр.норм, определяющих деятельность административных органов
Следующим периодом стал советский, который тоже можно систематизировать.
До 1918 года – ликвидация сословий, чинов, национализация, власть Советов
1918 – 1921 – политика военного коммунизма, централизация власти
1921 – 1928 – НЭП, частная инициатива в мелком производстве, государство брало ответственность за незаконные акты, которые могли быть признаны таковыми обычными судами. Создана прокуратура.
1928 – национализация, введение паспортов
С 1936 года (КСССР) – новый этап развития науки АП, восстановлено преподавание в ВУЗах, подчеркивался социалистический характер права.
1950 – 80-е – развитие АП, учебники по АП, монографии. Манохин – советская государственная служба, анализ госслужбы (но не было правовой регламентации госслужбы). 80-90-е – анализ теоретических вопросов АП, курс «Советское АП», материалы, посвященные управлению отдельными отраслями права.
конец 90-х – учебники по АП, госслужба – Манохин, Бахрах, Козлов, Коренев, Тихомиров.
Возрос интерес к проблеме админдоговора, административно-деликтного и полицейского права, к деятельности ОВЖ.
Основные проблемы после КРФ – кодификация АП, современные задачи, функции, принципы ГУ и МСУ, становление системы МСУ, проблемы функционирования ИВ, современного АП, создание зак-ва, процесс, применительная деятельность, админюстиция, выделение новых подотраслей, проблемы госслужбы.
Понятие, система и виды субъектов административного права. Физические и юридические лица. Индивидуальные и коллективные субъекты. Административная правосубъектность (правоспособность и дееспособность).
Субъектом АП считается ФЛ или ЮЛ, которое в соответствии с установленными А-законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций ИВ. Субъект АП – одна из сторон публичной административной деятельности, участник правоотношений, наделенный зак-вом правами, обязанностями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в отношения. Субъект АП вступает в правоотношения либо по своему усмотрению, либо в силу обязанности, возложенной на него правовой нормой. (обжалование постановления по делу об АП в суде, етс.)
Субъекты АП участвуют в организации публичного управления, а также в процессе управления. АП-статус раскрывается в отношениях между органами управления и гражданами, другими субъектами права.
Субъекты АП могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех видов отношений:
- организационно-управленческое право (отношения по организации управления)
- управленческий процесс – использование управленческих процедур, подготовки и принятия ПАУ и применения иных АП-форм и методов
- административный процесс
- административно-деликтное право
Выделяются индивидуальные и коллективные субъекты АП. Индивидуальные – граждане РФ, иностранные граждане, апатриды. Они не состоят в устойчивых отношениях с ОИВ, субъектами становятся в силу необходимости совершения какого-либо действия, получения разрешения, оспаривания в суде решения, действия или бездействия. К индивидуальным также относятся госслужащий и ДЛ. Они занимают должности в ОГВ, находятся в устойчивых отношениях с ОГВ, статус регламентирован НПА, осуществляют компетенцию ОГВ, имеют госполномочия, выполняют действия и принимают решения от имени госорганов.
Коллективные субъекты – группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права, порядок их создания и деятельность регламентированы НПА. В АП-отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени, имеют права и обязанности.
Субъект АП всегда есть субъект права. Суть соответствующих правоотношений раскрывается через правоспособность, ее содержание, характер и объем.
Административная правоспособность и дееспособность – составляющие АП-статуса субъектов права. Этот термин лишен правового регулирования и рассматриваются лишь в науке. Правоспособность субъекта сочетает его юридические права и обязанности, она традиционно обозначает способность субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности. Это вид общей правоспособности. АП-отношения возникают только у правоспособных субъектов. Различается у индивидуальных и коллективных субъектов.
Правоспособность есть потенциальная возможность для осуществления действия.
Все субъекты АП имеют свой особый статус, обладают общими чертами. Субъекты АП становятся участниками отношений тогда, когда на практике реализуют свою правоспособность. Таким образом, субъекты должны наряду с правоспособностью обладать и дееспособностью, т.е. возможностью реализации принадлежащих им прав в области публичного управления Под дееспособностью понимается способность лица своими решениями и действием или бездействием приобретать и осуществлять прва, создавать для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать ПСЧГ. Это также способность понимать свои действия, руководить ими и гарантировать законность применения. Дееспособность есть способность лица самостоятельно реализовывать свои права, осуществлять установленную компетенцию, гарантировать и защищать ПСЧГ, нести правовую ответственность, применять меры принуждения (для ОГВ), нести в случае А-проступка А-ответственность, деликтоспособность.
У разных субъектов дееспособность возникает по разному – от возраста у ФЛ (16 лет при админответственности), должностного положения (т-ко специально уполномоченные субъекты могут осуществлять ГУ), правового режима (при ЧП ограничение прав), результатов регистрации (ЮЛ).