Коап рф как основной источник производства.
Концептуальные позиции нового КоАП РФ (далее — Кодекс) направлены на укрепление законности в сфере применения принудительных мер административного воздействия. Для реализации этой задачи в Кодексе:
1) усилена роль закона в регулировании отношений, связанных с привлечением виновных лиц к административной ответственности;
2) разграничены предметы ведения Федерации и ее субъектов в области законодательства об административных правонарушениях;
3) проведена кодификация законодательства об административных правонарушениях;
4) расширена компетенция судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях;
5) существенно усилены процессуальные гарантии сторон, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях[2].
В статье 1.1 Кодекса закреплено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законом субъектов Российской Федерации[3], то есть основным источником законодательства об административной ответственности является только закон.
В связи с введением в действие КоАП РФ полностью или частично утратили силу 135 нормативных актов и были внесены изменения в 11 законодательных актов Российской Федерации, содержащих конкретные составы административных правонарушений[4].
Следует отметить, что в КоАП РФ сосредоточены составы правонарушений, которые ранее находились в Таможенном, Градостроительном кодексах, иных законах об административной ответственности. Это имело важное значение для кодификации законодательства об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями ст. 72 Конституции Российской Федерации произошло разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в области законодательства об административных правонарушениях. К ведению Федерации отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях; перечня органов (должностных лиц) как субъектов административной юрисдикции (ст. 1.3 Кодекса).
Идея разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами прослеживается вч. 3 ст.3.2 Кодекса «Виды административных наказаний» и в ст. 22.1 Кодекса «Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях».
Новый Кодекс приобрел более гуманный вид. Прежде всего, в статье 1.5 он юридически закрепил повседневное применение конституционного положения о презумпции невиновности гражданина, подозреваемого в правонарушении, то есть лицо не может быть признанно виновным, пока его вина не будет доказана. Теперь не надо оправдываться, достаточно отрицать свою виновность, причем любое неустранимое сомнение толкуется в пользу обвиняемого.
В Кодексе введено новое понятие «административное наказание» взамен ранее существовавшего «административное взыскание». Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения (ст. 3.1 Кодекса). Из перечня наказаний справедливо исключены исправительные работы, так как они по сути стали штрафом в рассрочку. Изменены также названия некоторых наказаний: возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (статьи 3.6 и 3.7 Кодекса[5]. Установлено новое административное наказание — дисквалификация (ст. 3.11 Кодекса)[6].
Новеллой является установление Кодексом административной ответственности юридических лиц. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст. 2.1 Кодекса). В статье 2.10 Кодекса указывается, что юридические лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения в случаях, прямо предусмотренных Особенной частью (разделом II) или законом субъекта Федерации. Если же в иных разделах КоАП не указано, что та или иная норма применяется только к физическому или только к юридическому лицу, то в этом случае норма действует в равном отношении к указанным лицам[7].
В Кодексе впервые дается понятие должностного лица, под которым понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
К должностным лицам «по ответственности» приравнены индивидуальные предприниматели, а также руководители и иные работники коммерческих организаций в случае выполнения имифункций, аналогичных функциям должностных лиц в государственном секторе (ст.2.4 Кодекса).
Важным для укрепления законности является определение перечня должностных лиц, полномочных составлять протоколы об административных правонарушениях. Часть 2 ст.28.3 Кодекса содержит 84 позиции, в каждой из которых перечислены соответствующие лица и даются ссылки на статьи Особенной части Кодекса, определяющие составы административных правонарушений, о совершении которых эти должностные лица вправе составлять протоколы[8]. Таких норм в старом КоАП РСФСР не было, что существенно затрудняло применение принудительных мер к правонарушителям.
Значительно увеличилась Особенная часть Кодекса: если в прежнем КоАП РСФСР в этом разделе содержался 291 состав административных правонарушений, то в новом Кодексе таких составов 414. В новый Кодекс включены, например, составы административных правонарушений, связанные с нарушением требований при обращении с отходами производства, с предоставлением несертифицированных услуг связи, информационным обеспечением, государственной регистрацией прав на недвижимость, с незаконным использованием в частной детективной и охранной деятельности специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, с невыполнением в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию, с заведомо ложными показаниями свидетеля, пояснениями специалиста, заключениями эксперта, с заведомо ложным вызовом специализированных служб, с нарушением миграционного законодательства и др.
Новыми также являются главы — о нарушениях в области предпринимательской деятельности (гл. 14), связи и информации (гл. 13), финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15), таможенного дела (гл. 16)[9].
Существенно расширился круг органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (62 органа). Кодекс впервые наделяет правом рассматривать дела о соответствующих правонарушениях органы, осуществляющие государственный контроль в сфере информации и информатизации, органы, осуществляющие охрану государственных природных заповедников и национальных природных парков, осуществляющие контроль за безопасность взрывоопасных производств, органы государственной статистики, Федеральной архивной службы России и др. (гл.23 Кодекса).
В то же время такие органы, как комиссии по борьбе с пьянством, административные комиссии Кодексом не предусмотрены. Тем не менее за законодательным органом субъекта Федерации закреплено право сохранить подобные субъекты административной юрисдикции для рассмотрения ими дел об административных правонарушениях, ответственность за которые устанавливается законами субъекта Федерации (ст. 22.1 Кодекса).
Значительно выросла роль судей. Новый Кодекс усиливает гарантии законности при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях с тем, чтобы были обеспечены такие основополагающие принципы, как всесторонность, полнота и объективность выяснения всех обстоятельств совершенного правонарушения, законность и справедливость принимаемых решений.
В главе 25 Кодекса определено правовое положение участников производства по этим делам. В частности, лицо, в отношении которого ведется административное производство, вправе заявлять ходатайства и отводы, иметь защитника, обжаловать принимаемые решения. Расширен круг дел, при рассмотрении которых личное участие правонарушителя обязательно (например, при рассмотрении дел о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, либо совершение которых влечет административное наказание в виде ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации).
Статьи 25.1, 25.2 Кодекса подробно регламентируют порядок предоставления юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, и потерпевшему. В качестве защитника и представителя допускается адвокат и иное лицо, оказывающее юридическую помощь. Защитник и представитель получают доступ к участию в деле с момента административного задержания лица, привлекаемого к административной ответственности, или составления протокола об административном правонарушении.
Важным нововведением является статья 26.2 Кодекса, предписывающая, что использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается. Нужны не только протокол об административном правонарушении, но и объяснения нарушителя, показания свидетелей, заключения экспертов, показания специальных технических средств. К последним статья 26.7 Кодекса относит материалы фото- и видеосъемки, звукозаписи, информационных баз и банков данных, других носителей информации.
Регламентировано и применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В их число, помимо задержания, личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств, изъятия вещей и документов у физических лиц, включены: доставление физического лица, совершившего правонарушение; привод; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, транспортных средств; наложение ареста на товары, транспортные средства; медицинское освидетельствование на состояние опьянения[11].
Впервые в Кодексе закреплена возможность проведения административного расследования по наиболее сложным делам, требующим проведения экспертизы, и других процессуальных действий, связанных со значительными затратами времени (ст.28.7 Кодекса).
В отдельные главы (28 и 29) выделены нормы, касающиеся возбуждения дел об административном правонарушении и порядке рассмотрения таких дел[12].
В Кодексе усовершенствован институт пересмотра постановлений и решений, вынесенных по делам об административных правонарушениях, обеспечена судебная защита прав и законных интересов как граждан, так и юридических лиц (гл. 30 Кодекса).
3. Понятие,задачи,структура производства по делам об АП.
Производство по делам об административных правонарушениях – это основанная на законе деятельность уполномоченных органов и должностных лиц (органы исполнительной власти, их должностные лица, судьи районных судов, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов, мировые судьи) по рассмотрению конкретного дела об административном правонарушении и принятию по нему решения.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются (ст. 24.1 КоАП РФ):
1) всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела;
2) разрешение дела в точном соответствии с действующим законодательством;
3) обеспечение исполнения вынесенного по делу постановления;
4) выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Производство по делам об административных правонарушениях имеет свою организационную структуру, состоящую из самостоятельных взаимосвязанных процессуальных стадий, которые подразделяются на две группы: основные стадии и факультативная стадия.
Основные стадии производства по делам об административных правонарушениях:
1) возбуждение дела об административном правонарушении;
2) рассмотрение дела об административном правонарушении;
3) исполнение постановления по делу об административном правонарушении.
Факультативные стадии производства по делам об административных правонарушениях:
1) административное расследование;
2) пересмотр постановления по делу об административном правонарушении.
Возбуждение дела об административном правонарушении представляется собой первоначальную стадию производства, в рамках которой должностные лица осуществляют процессуальные действия по рассмотрению материалов, сообщений, заявлений и принятию решения о возбуждении дела.