Административно-правовые отношения: понятие, особенности.
Административное правоотношение – урегулированное А-П нормой управленческое общественное отношение, складывающееся в сфере реализации исполнительной власти посредством государственного управления.
Структура административного правоотношения (АП) – совокупность нескольких элементов: субъекты, объекты, юридические факты (события, действия (правомерные/неправомерные), бездействие). В управлении реализоваться можно только вступая в общественные правоотношения. Они должны в них вступать.
Физические лица вступают в общественные отношения по мере своего желания, а иногда и не вступают в них.
Общий объект АП является осуществление государственного управления для реализации исполнительной власти.
АП возникают, изменяются, прекращаются под воздействие юридических фактов.
Классификация:
*По содержанию: материальные (статичные)/процессуальные (динамичные, возникают в том случае, когда речь идёт о деятельности, активности)
*По соотношению прав и обязанностей: когда один из участников подчинён другому (вертикальные)/когда участники не подчинены (горизонтальные)
*По характеру: возникшие в результате событий/в результате действий (правомерных или неправомерных)/в результате бездействия
2. Административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий и учреждений.
Отличия предприятия от учреждения:
1)Цель создания
у предприятия- извлечения прибыли в процессе осущ-я матер производства(произв-во продукции, осуществление работ, оказание услуг)
учреждения: деятельность в основном осуществляемая в соц сфере по предоставлению услуг(медиц, образоват-х, юрид и др)
2) Объект и результат
У предприятия: объект воздействия- материальный продукт. Рез-т- мат продукт
Учреждения: объект и результат - общ отношения
Услуги учрежденческие- академия отличаются от услуг предприятия - парикмахерская
Предприятие — это хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
*В зависимости от видов собственности предприятия подразделяются на:
государственные;
муниципальные;
находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц;
образованные на базе смешанных форм собственности.
*По значению и организационной форме государственные предприятия подразделяются на:
общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.);
предприятия субъектов федерации.
* По характеру (виду) выпускаемой продукции и оказанию услуг, то есть по отраслевой специализации, предприятия подразделяются на:
промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.);
сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.);
строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.);
транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо, пароходства, аэропорты и др.);
предприятия связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и др.);
предприятия торговли (универмаги, специализированные магазины, торговые базы и др.);
жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплуатационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети, газоснабжения и др.).
* Формы организации предприятий: товар-во, ТВ, кооперативы6 произв, коопер. Коопер: садоводческие, кредитные, строительные
ОО: открытые, закрытые
Зависимые , независимые
Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти, министерства, комитеты, управления, отделы и т.п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.).
*по форме собственности (государственные, муниципальные, частные, смешанные);
* в зависимости от правового режима имущество: хоз ведение(управление более широкое ) и оперативное управление
*по масштабу и значению своей деятельности (общефедеральные, субъектов федерации, местные (муниципальные);
* учреждения по форме соб-ти: Госуд: федер, уровень субъектов, Муниципальные
* По характеру и сфере деятельности выделяются учреждения:
образования (школы и иные образовательные учреждения);
науки (академии наук, научно-исследовательские институты и др.);
культуры (театры, музеи, библиотеки и др.);
здравоохранения (больницы, поликлиники и др.);
социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).
* делятся По Органы управления: коллегиальные , единаличные
*Учреждения: автономные , бюджетные
Предприятия и учреждения являются субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций.
Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений имеет свои особенности:
*они являются собственностью государства.
* Руководство осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями.
*Порядок образования и ликвидации предприятий и учреждений регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа.
*Муниципальные предприятия и учреждения — основанные на собственности муниципальной, т.е. органов местного самоуправления.
*Учреждение не имеет управленческих функции, а орган занимается исключительно управлением
Билет № 10