Принципы международного бизнеса.
(Декларация «круглого стола» в швейцарском городе Ко,
принята в 1994 г. лидерами бизнеса Японии,
Западной Европы, США).
(Извлечения).
ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Принцип 1. Ответственность бизнеса от акционеров – к владельцам своей доли в бизнесе.
Ценность бизнеса для общества заключается в благосостоянии и рабочей занятости, которые он порождает, а также в пользующихся спросом товарах и услугах, которыми он обеспечивает покупателей за разумную цену, соизмеримую с их качеством Для создания такой ценности бизнес должен поддерживать свое собственное экономическое здоровье и жизнеспособность, однако выживание является не главной целью.
Роль компаний – содействовать улучшению уровня жизни всех своих клиентов, служащих и акционеров, разделяя с ними богатство, которое они создают Поставщики и конкуренты также вправе рассчитывать на уважение своих обязанностей со стороны компаний.
Как добропорядочные граждане местных, национальных, региональных и мировых общин, в которых они действуют, компании участвуют в проектировании будущего этих общин.
Принцип 2. Экономическое и социальное влияние бизнеса к прогрессу, справедливости и мировому сообществу.
Компании, создаваемые за рубежом для разработки, производства или продажи своей продукции, должны также содействовать прогрессу этих стран, обеспечивая продуктивную занятость и помогая повышать покупательную способность их граждан Эти компании должны также вносить свой вклад в соблюдение прав человека, в образование, благосостояние и обновление стран, в которых они работают.
Компании должны способствовать экономическому и социальному прогрессу не только тех стран, в которых они работают, но и всего мирового сообщества в целом посредством эффективного и бережного использования природных ресурсов, свободной и честной конкуренции, придавая особое значение модернизации технологии, методов производства, маркетинга и коммуникаций.
Принцип 3. Этика бизнеса от буквы закона – к духу доверия Признавая законность коммерческих секретов, компании должны осознавать, что искренность беспристрастие, правдивость, выполнение обещаний и открытость способствуют не только повышению доверия к себе и собственной стабильности, но и смягчению и большей эффективности коммерческих сделок, особенно на международном уровне.
Принцип 4. Уважение правовых норм.
Для того чтобы избежать разногласий в торговле и способствовать обеспечению равных условий для конкуренции в свободной торговле, а также справедливому и беспристрастному подходу ко всем участникам торговли, компании должны уважать международные и внутренние нормы Кроме того, они должны признавать, что некоторые действия, даже совершаемые по закону, могут, тем не менее, привести к нежелательным последствиям.
Принцип 5. Поддержка многосторонних торговых отношений Фирмы должны оказывать поддержку многосторонним торговым системам GATT /Всемирная организация торговли и им подобным международным соглашениям (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT – Общее соглашение о тарифах и торговле – Примеч. переводчика). Они должны содействовать прогрессивной и разумной либерализации торговли и смягчать те внутренние нормы, которые необоснованно препятствуют мировой торговле, даже если это делается во имя интересов национальной политики.
Принцип 6.Уважительное отношение к окружающей среде Бизнес должен охранять и там, где это возможно, улучшать окружающую среду, способствовать ее развитию и избегать расточительного использования природных ресурсов.
Принцип 7. Избегать противозаконных действий.
Бизнес не должен участвовать или мириться со взяточничеством, отмыванием денег или с другими бесчестными приемами Без сомнения, он должен стремиться к сотрудничеству с остальными для искоренения подобной практики Он не должен заниматься торговлей оружием или другими материалами, используемыми в террористической деятельности, распространением наркотиков или другими видами организованной преступности.
ПРИНЦИПЫ КЛЮЧЕВОГО ПАРТНЕРСТВА В БИЗНЕСЕ.
Покупатели.
Мы придаем большое значение отношениям со всеми покупателями, уважая их достоинство, независимо от того, покупают ли они наши товары и услуги непосредственно у нас или приобретают их другими путями на рынке. Следовательно, мы имеем следующие обязательства перед ними:
обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями.
обходиться со своими клиентами честно во всех аспектах своей коммерческой деятельности, обеспечивая высокий уровень обслуживания для удовлетворения их потребностей.
предпринимать всемерные усилия для того, чтобы гарантировать то, что наши товары и услуги будут поддерживать или улучшать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей среды.
гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах, маркетинге и рекламе.
уважать целостность культуры клиентов.
Работники.
Мы придаем большое значение уважению достоинства всех работников, серьезному отношению к их интересам. Следовательно, мы имеем перед ними следующие обязательства:
обеспечивать своих работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни.
создавать такие условия труда для работников, которые не наносят ущерб их здоровью и человеческому достоинству.
быть честными в коммуникациях со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченной лишь рамками закона и условиями коммуникации.
прислушиваться и, по возможности, реагировать на предложения работников, их идеи, требования и жалобы;
в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с работниками.
избегать дискриминационной политики и гарантировать работникам равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений.
стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех рабочих местах, где они могут принести наибольшую пользу.
обеспечивать охрану труда работников во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и знаний, внимательно относиться к серьезным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы.
Владельцы и инвесторы.
Мы придаем большое значение доверию к нам со стороны наших инвесторов. Следовательно, мы имеем перед ними следующие обязательства:
обеспечивать профессиональный и тщательный менеджмент для гарантирования справедливой и конкурентоспособной прибыли на капитал наших владельцев и инвесторов.
обеспечивать владельцам и инвесторам открытый доступ к информации, ограниченной только рамками закона и условиями конкуренции.
сохранять, защищать и преумножать активы владельцев и инвесторов.
с вниманием относиться к требованиям, предложениям, жалобам и официальным резолюциям владельцев и инвесторов.
Поставщики.
Наши отношения с поставщиками и субподрядчиками должны быть основаны на взаимном уважении. Следовательно, мы имеем перед ними следующие обязательства:
стремиться к справедливым и честным отношениям с ними во всех своих действиях, включая ценообразование, лицензирование и права на торговлю.
гарантировать им то, что наша коммерческая деятельность свободна от принудительных действий и ненужных судебных разбирательств.
способствовать развитию долговременных и устойчивых отношений с поставщиками в ответ на ценность, качество, конкурентоспособность и надежность нашего бизнеса.
делиться информацией с поставщиками и привлекать их к участию в процессе планирования.
расплачиваться с поставщиками вовремя и в соответствии с условиями договора о торговле.
поддерживать и отдавать предпочтение отношениям с поставщиками и субподрядчиками, которые в своей практике уважают человеческое достоинство.
Конкуренты.
Мы убеждены в том, что здоровая экономическая конкуренция является одним из основных условий для повышения благосостояния стран и в конечном итоге – для справедливого распределения товаров и услуг. Следовательно, мы имеем следующие обязательства:
благоприятствовать развитию открытых рынков для торговли и инвестирования.
способствовать такому конкурентному поведению, которое выгодно в социальном и экологическом плане и при котором демонстрируется взаимное уважение между конкурентами.
воздерживаться как от стремления, так и от участия в сомнительных платежах или услугах для получения преимуществ в условиях конкуренции.
уважать как физические, так и интеллектуальные права на собственность.
отказаться от добывания коммерческой информации нечестными или неэтичными средствами, такими, как промышленный шпионаж.
Общины.
Мы убеждены, что, будучи гражданами мировой общины, можем также содействовать преобразованиям и восстановлению прав человека в этой общине, как если бы мы действовали в своих общинах. Мы, таким образом, обязаны.
поддерживать мир, безопасность, разноплановость и социальную интеграцию.
уважать целостность культуры каждой из общин.
быть добропорядочными корпоративными гражданами, осуществлять благотворительные пожертвования, делать вклады в образование и культуру, привлекать служащих к участию в делах общины и гражданских мероприятиях.
Приложение 8
ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Извлечения).
Статья 23. Понятие социального партнерства.
Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статья 24. Основные принципы социального партнерства.
Основными принципами социального партнерства являются равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон.
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях, содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе.
соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов.
полномочность представителей сторон.
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, добровольность принятия сторонами на себя обязательств, реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами, обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений, контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений, ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Статья 26. Система социального партнерства.
Система социального партнерства включает следующие уровни.
федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации.
региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации.
отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях).
территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании.
уровень организации устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.