Основные направления этических исследований.
В повседневной жизни понятия «мораль», «нравственность», «этика» обычно употребляются как синонимы, между ними, как уже говорилось, не делается различий Они бедны в смысловом отношении и в обыденной речи обозначают лишь нечто положительное, одобряемое, желательное в противоположность безнравственному, аморальному, осуждаемому, как правило, используются для выражения оценки и поэтому несут минимум информации.
Профессиональное этическое знание существует в трех основных формах (традициях) это теоретическая философская этика, объясняющая (и, соответственно, оправдывающая) мораль и пытающаяся дать определение морали; описательная, или дескриптивная, этика (иногда ее называют феноменологической), которая описывает явления морального сознания, поведения, речи; нормативная этика, предписывающая и обосновывающая определенные моральные стандарты, принципы, нормы, кодексы.
Этические исследования ведутся по трем основным направлениям, представляющим собой три различных способа мыслительного поведения:
• объяснение, при котором «прожектор» нашего сознания направляется внутрь – попытайтесь объяснить кому-нибудь, что такое справедливость, любовь или честь;
• описание – «прожектор» сознания направляется вовне – во внешний мир – попытайтесь описать себе или кому-либо особенности проявления справедливости, любви или чести у какой-то группы людей или отдельного человека;
• предписание – «прожектор» сознания направлен в зону фантазии – попытайтесь потребовать от кого-либо, чтобы он (или она) был справедливым или следовал бы какому-нибудь определенному образцу любви или кодексу чести.
Философско-этическое (теоретическое) направление в основном разрабатывается профессиональными философами и писателями-моралистами и «живет» в текстах их сочинений. За долгую историю этики создано множество концепций, объясняющих мораль. Это и светские этические концепции Платона, Аристотеля, Эпикура, Канта, Гегеля, Фейербаха, Швейцера, Э. Фромма, и концепции религиозной этики христианства, ислама, буддизма. Едва ли можно однозначно сказать, что существует одна единственно верная теория (концепций) морали. Мир морали настолько сложен и многообразен, что только в совокупности философско-этические концепции способны передать наиболее адекватно ее сущность. Более того, для объяснения и решения этических проблем люди часто вынуждены обращаться к смежным областям знаний: психологии, экономике, истории, антропологии, социологии, биологии и пр.
В рамках теоретической философской этики выделяют два основных направления в способах объяснения морали. Первое направление – это этика абсолютизма, в рамках которой источником моральных требований считаются вечные неизменные начала: законы Вселенной, Божественные заповеди, абсолютные, существующие до всякого опыта (априорные) идеи (Сократ, Платон, Кант, Спенсер, христианская этика). Второе направление – это относительная этика, или этический релятивизм. Его сторонники считают, что нравственные принципы, понятия добра и зла носят не абсолютный, а относительный, условный характер, зависят от общественных условий, связаны с интересами, убеждениями, склонностями людей, временем и местом (софисты, Гоббс, Мандевиль, эмотивисты).
Помимо указанных направлений в объяснении морали существуют еще позиции нормативного этического релятивизма, описательного транскультурного релятивизма, морального плюрализма.
Специалисты выделяют несколько образцов суждений людей о морали, которые представляют собой их естественные (неосознаваемые, непреднамеренные) или принципиальные (осознаваемые, преднамеренные) установки:
1) мораль – дело чисто субъективное, личное. Я морален, потому что поступаю как должно. Мое действие правильно потому, что я считаю его нравственным. Все, что человек считает нравственным, таковым и является – это позиция этического релятивиста;
2) нравственные суждения, например «X – добрый человек», не являются ни истинными, ни ложными, ни правильными, ни неправильными, так как они являются выражениями – кон-статациями ощущений или эмоций. Эмоции не являются ни истинными, ни ложными. Если я сегодня оцениваю это действие, например, забастовку трудящихся, нравственно положительно, а завтра – нравственно отрицательно, то я просто выражаю разные эмоции и поэтому мои нравственные суждения всегда верны. Если два общества имеют разные нравственные представления об одном и том же, например забота о стариках, эти два общества могут быть правы – позиций сторонника нормативного этического релятивизма;
3) существуют различия в нравственных позициях людей, живших в разные эпохи и разных обществах и живущих внутри одного общества в данную историческую эпоху – позиция сторонникаописательного релятивизма;
4) существуют вечные моральные ценности и вечные нравственные принципы, которые пригодны для всех времен и всех стран, – позиция сторонника морального абсолютизма;
5) общество плюралистично, оно есть комбинация разных культур и традиций. Мораль не вечна, а идея абсолютного вечного нравственного принципа «составляет тот идеал, к которому стремится этика». Я довольствуюсь изучением различных моральных принципов, выдвигавшихся на протяжении истории человечества, и различных теорий этики, выработанных людьми, выясняю, какие теории лучше выдерживают критику, какие полезны, какие в большей степени соответствуют близким мне ценностям, – позиция морального плюралиста. (См.: Де Джордж Р. Т. Деловая этика. Т. 1 СПб , 2001. С 73–85.)
Позиция морального плюралиста является наиболее гибкой и демократичной, так как позволяет прощать людям их моральные предпочтения и исключить дискриминационный подход. В целом знание данных моральных установок людей и умение их различать (идентифицировать) помогает юристам проявлять толерантность планировать свои профессиональные коммуникации.
В современной литературе по деловой этике в рамках теоретической этики выделяют также аналитическое, или метаэтическое, направление, которое исследует моральные суждения людей, рассматривает вопросы принятия и обоснования этических решений, создает модели морального выбора.
Описательная, или дескриптивная (позитивная), этика сосредоточивает свои усилия на конкретно-социологическом и историческом анализе морали того или иного общества, группы, слоя, профессии, изучает и описывает реальные нравственные явления – феномены: обычаи, нравы, традиции, структуру морального сознания. С дескриптивной этикой можно познакомиться на примере книги польского философа и социолога – М. Оссовской «Рыцарь и буржуа» (М., 1987). Явления морали, считает этот автор, следует изучать таким же образом, как ботаник изучает растения, а специалист в области языкознания изучает язык. Моральные явления, например любовь, дружба, предательство, случаются, происходят, подобно тому, как дует ветер, идет дождь. Явления нравственного сознания общества настолько уникальны и разнообразны, что изучить закономерности их возникновения невозможно. Так же невозможно доказать или обосновать их правильность, например невозможно доказать что суждение «X является добрым человеком» – это правильное суждение. Если ваш собеседник считает, что X – злой человек, то никакими научными аргументами вы не докажете ему свою правоту.
Дескриптивная этика занимается также исследованием и описанием существующих этических норм, принятых на производстве, в рамках профессии, в различных культурах, сопоставлением различных моральных систем, индивидуальных и групповых стереотипов в различных культурах. Данный метод научного исследования используется при проведении социологических опросов. В частности, в 1993 г. было проведено сравнительное исследование правовой социализации (формирования в период детства и отрочества устойчивых индивидуальных систем представлений и установок по отношению к праву) среди школьников Москвы и Парижа, в рамках которого изучались их моральные и правовые высказывания по поводу вины и наказания, власти, свободы, равенства, закона, договора и т. д. (приложение 1).
Нормативная, или прескриптивная (увещевательная), этика обосновывает и предписывает определенные моральные принципы и нормы. Назначение моральных принципов состоит в руководстве поведением, и именно это делает этику достойной изучения: вопрос «Что я должен делать?» чрезвычайно важен для каждого человека. Функции морального языка – влиять на выбор, давать рекомендации, советы, команды. Язык морали – это язык команд, предписаний, это один из видов прескриптивного языка.
Профессиональная этика в большей степени является именно нормативной, язык профессиональных этических кодексов – это язык прескрипций, предписаний.
Основную массу литературы данного направления составляют публикации в популяризаторском стиле, этические руководства, пособия по тренингам этичного поведения и др.
Вопросы для самопроверки.
1. В каком значении употребляются понятия «мораль» и «этика» в обыденной, повседневной речи?
2. В каком значении употребляются понятия «мораль» и «этика» в профессиональной литературе?
3. Чем различаются универсальная и профессиональная этика?
4. В каких основных направлениях осуществляются этические исследования? В чем состоят различия между ними?
5. Какими проблемами занимается социальная (институциональная) этика?
Приложение 1.