Тема 1. Конфликтология в профессиональной деятельности юриста
План занятия
1. Понятие, виды, структура и динамика конфликтов.
2. Методы изучения конфликтов.
3. Личность и малые группы в конфликтах
4. Медиация в урегулировании споров.
5. Игры и контригровое поведение в конфликтах.
6. Конфликтологическая компетентность юриста.
Литература
Нормативные правовые акты
*[4]Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 193-ФЗ.
*Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 194-ФЗ.
*Федеральный закон «О гос. гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
*Указ Президента РФ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных госслужащих и урегулированию конфликта интересов».– 1 июля 2010г.– № 821.
*Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения госслужащих».– № 885.– 12 августа 2002г.
* Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 гг.» // Российская газета. – 2006. – 1 ноября.
* Кодекс судейской этики (Утвержден VI Всероссийским съездом судей 2.12.2004г.).
Основная
*Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М., 2003.
*Романов В.В. Юридическая психология: Учебник.– М., 2006.
*Иванова Л.Н. Основы психологии для сотрудников ПОО. – Н. Новгород, 2009.– С. 103-132, 158-186, 196-216. 239-248.
Дополнительная
Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб., 2006
*Бреннинкмейджер А. Справедливое управление. Опыт омбудсмена в контексте проблем законности и должного поведения // Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2010.– № 3.– С. 42–53.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.– М., 1987.
*Блакитная О.С. Возникновение и развитие примирительных процедур в Европе // Российское правосудие. – 2007.– № 8.
Восстановительное правосудие / Под общ. ред. И.Л. Петрухина.– М., 2003.
Вишнякова М.Ф. Конфликтология.– Минск, 2002.
Гришина Н.В. Психология конфликта.– СПб,. 2005.
Конфликтология / Под ред. А.С.Кармина.– СПб., 1999.
Морозов А.В. Деловая психология.– М., 2005.
Прикладная конфликтология: Хрестоматия / Сост. К.В. Сильченок.– М., 2003.
Петровская Л.А. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестник Моск. ун-та.– Сер. 14. Психология.– 1997.– № 4.
*Шимац С. Юридическое сообщество перед вызовом времени // Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2010.– № 3.– С. 54–68.
7. Методические рекомендации по изучению дисциплины
По теме 1
Основные этапы научного анализа конфликтов[5]
1. Составление программы– подробное, всестороннее и завершенное теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов анализа интересующего явления. Программа – стратегический документ, его обязательный начальный этап.
2. Определение конкретного объекта изучения (выборка).Она играет очень важную роль в достижении поставленных конфликтологом целей. Все множество конфликтов, являющееся объектом изучения, образует генеральную совокупность. Выборка – часть генеральной совокупности, которая реально изучается. В интересах сокращения времени и материальных затрат, которых потребует изучение, выборка должна быть наименьшей. Важным ее свойством является ее репрезентативность – способность воспроизводить характеристики генеральной совокупности, существенные для решения поставленных в ходе изучения задач.
3. Разработка методики анализа конкретного вида конфликтов– выработка системы методов и процедур для изучения конфликтов, которая должна соответствовать целям и задачам изучения, обеспечивать получение полной и достоверной информации.
4. Пробное изучение конфликтов– производится на небольшой выборке и имеет целью оценку достоверности получаемой информации, доработку программы и методики. Это позволяет повысить достоверность полученной информации, уточнить и даже выдвинуть новые гипотезы, проверить организационную процедуру анализа, дать предварительную оценку эффективности приемов качественного и количественного анализа.
5. Сбор первичной конфликтологической информации.На этом этапе важно изучить все то, что планировалось подвергнуть изучению. Важным элементом является контроль достоверности и надежности получаемых данных.
6. Качественная и количественная обработка собранных данныхреализуется за счет содержательного теоретического конфликтологического анализа. Она проводится в соответствии с выдвинутыми гипотезами, но может и выходить за их рамки. Использование математических методов расширяет возможности конфликтолога.
7. Анализ и объяснение полученных результатовзаключаются в систематизации собранных и обработанных данных, построении на этой основе описательной и объяснительной модели исследуемого аспекта конфликта. На этом этапе желательно установить систему факторов, влияющих на развитие изучаемого конфликта, вскрыть наиболее существенные закономерности в его динамике.
8. Обоснование и формулировка выводов, практических рекомендацийтребует использовать не только информацию, полученную в ходе исследования, но и, опираясь на свой опыт, учитывать знания, имеющиеся по данной проблеме во всех отраслях конфликтологии.
Порядок разработки программы исследования конфликтов
Программа изучения конфликтного взаимодействия– изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез, анализа различных явлений с указанием правил, процедуры и логической последовательности операций проверки гипотез.
Обоснование и формулировка проблемы анализа.В процессе формулировки проблемы необходимо стремиться к тому, чтобы в пей получили как можно более точное отражение проблемная ситуация и определяющее ее реальное противоречие. При этом важно избегать постановки мнимых, решенных и второстепенных проблем. Изучение нескольких проблем в рамках одного исследования обычно нецелесообразно.
Определение объекта и предмета исследования.Объектом изучения для конфликтолога обычно выступают отдельные люди и группы различного уровня. Предмет анализа включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают изучаемую проблему (скрывающееся в ней противоречие).
Определение цели изучения.Целью изучения должно быть познание конфликтов и выработка практических рекомендаций, направленных на их конструктивное регулирование.
Логический анализ основных понятийпредполагает всестороннее объяснение их содержания и структуры, уяснение на этой основе соотношения элементов и свойств изучаемого конфликта.
Выдвижение рабочих гипотез.Гипотеза (по В.А. Ядову) – это система умозаключений, посредством которой на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать абсолютно достоверным. Предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса изучения. Важно, чтобы при всей своей четкости гипотезы не сковывали мысли конфликтолога, заранее не предопределяли итоговые результаты его работы.
Определение задач исследования конфликтов– поиск ответов на основные вопросы: каковы пути и средства решения проблемы, каковы цели, достигаемые на промежуточных этапах анализа?
Составление принципиального (стратегического) плана исследования.Решение этой задачи необходимо для эффективной работы на следующих после составления программы этапах. В процессе предварительного планирования можно выявить проблемы, которые легко решить в начале исследования, но трудно или вообще невозможно в его процессе.
Набросок основных процедур сбора и обработки первичных данных.Этот этап призван решить практически те же задачи, что и предварительное планирование. Отличие заключается в том, что здесь предварительно планируется порядок сбора и анализа первичной конфликтологической информации. Это важно для определения выборки и разработки методики конкретного исследования.
По теме 2
Экспресс-диагностика стратегии поведения в конфликтной ситуации (Опросник Томаса)
Инструкция. Тест оценивает психологические особенности, определяющие успех и неудачи в работе, взаимоотношениях с людьми. Позволяет проанализировать поведение участников конфликтной ситуации. Выберите из двух утверждений то, которое больше соответствует вам. Если какое-либо утверждение покажется неподходящим, постарайтесь дать наилучший предположительный ответ.
Опросник
1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
4. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
5. А) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б) Я стараюсь добиться своего.
6. А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
7. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
8. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
9. А) Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
10. А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
11. А) Я предлагаю среднюю позицию.
Б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
12. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
13. А) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
14. А) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
15. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
16. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
17. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
18. А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
19. А) Я предлагаю среднюю позицию.
Б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
20. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Анализ результатов теста и ключевые вопросы
· Стратегия соперничества (конкуренции) проявляется как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому). Ключевые утверждения: 3а, 5б, 7а, 8б, 9а, 11б, 12б, 14а.
· Стратегия сотрудничества, при которой участник конфликтной ситуации стремится прийти к альтернативе, удовлетворяющей интересы обеих сторон. Ключевые утверждения: 2б, 4а, 7б, 10а, 12а, 16а, 17б, 19б.
· Стратегия компромисса – готовность отказаться в конфликте от части своих притязаний и ожидание ответных уступок: 2а, 6б, 9б, 11а, 15б, 16б, 18б, 19а.
· Стратегия избегания – характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Ключевые утверждения: 1а, 4б, 5а, 6а, 8а, 13б, 14б, 20а.
· Стратегия приспособления, для которой типично привнесение в жертву собственных интересов ради другого. Ключевые утверждения: 1б, 3б, 10б, 13а, 15а, 17а, 18а, 20б.
По теме 3
Задание 1.Ответьте на вопросы опросника «Адаптивность» (источник: *Иванова Л.Н. Психологическая подготовка сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях.– Н.Новгород, 2008.– С. 173-181). Проанализируйте результаты. Сделайте выводы об особенностях своего поведения и эмоционального состояния в адаптационных конфликтах.
Задание 2.Ответьте на вопросы опросника «Психологические защиты личности» (источник: *Иванова Л.Н. Основы психологии для сотрудников ПОО.– Н.Новгород, 2009.– С. 151-156). Проанализируйте результаты. Сделайте выводы. Какие ошибки в оценке ситуаций и других людей вы чаще допускаете (по результатам теста). Какова специфика вашего осознания отдельных аспектов поведения участников конфликтной ситуации и самого себя?