Тема 1. Конфликтология в профессиональной деятельности юриста

План занятия

1. Понятие, виды, структура и динамика конфликтов.

2. Методы изучения конфликтов.

3. Личность и малые группы в конфликтах

4. Медиация в урегулировании споров.

5. Игры и контригровое поведение в конфликтах.

6. Конфликтологическая компетентность юриста.

Литература

Нормативные правовые акты

*[4]Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 193-ФЗ.

*Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 194-ФЗ.

*Федеральный закон «О гос. гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ

*Указ Президента РФ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных госслужащих и урегулированию конфликта интересов».– 1 июля 2010г.– № 821.

*Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения госслужащих».– № 885.– 12 августа 2002г.

* Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 гг.» // Российская газета. – 2006. – 1 ноября.

* Кодекс судейской этики (Утвержден VI Всероссийским съездом судей 2.12.2004г.).

Основная

*Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М., 2003.

*Романов В.В. Юридическая психология: Учебник.– М., 2006.

*Иванова Л.Н. Основы психологии для сотрудников ПОО. – Н. Новгород, 2009.– С. 103-132, 158-186, 196-216. 239-248.

Дополнительная

Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб., 2006

*Бреннинкмейджер А. Справедливое управление. Опыт омбудсмена в контексте проблем законности и должного поведения // Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2010.– № 3.– С. 42–53.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.– М., 1987.

*Блакитная О.С. Возникновение и развитие примирительных процедур в Европе // Российское правосудие. – 2007.– № 8.

Восстановительное правосудие / Под общ. ред. И.Л. Петрухина.– М., 2003.

Вишнякова М.Ф. Конфликтология.– Минск, 2002.

Гришина Н.В. Психология конфликта.– СПб,. 2005.

Конфликтология / Под ред. А.С.Кармина.– СПб., 1999.

Морозов А.В. Деловая психология.– М., 2005.

Прикладная конфликтология: Хрестоматия / Сост. К.В. Сильченок.– М., 2003.

Петровская Л.А. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестник Моск. ун-та.– Сер. 14. Психология.– 1997.– № 4.

*Шимац С. Юридическое сообщество перед вызовом времени // Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2010.– № 3.– С. 54–68.

7. Методические рекомендации по изучению дисциплины

По теме 1

Основные этапы научного анализа конфликтов[5]

1. Составление программы– подробное, всестороннее и завершенное теоре­тическое обоснование методологических подходов и методических приемов анализа интересующего явления. Программа – стратегический документ, его обязательный начальный этап.

2. Определение конкретного объекта изучения (выборка).Она играет очень важную роль в достижении поставленных конфликтологом целей. Все мно­жество конфликтов, являющееся объектом изучения, образует генеральную совокупность. Выборка – часть генеральной совокупности, которая реально изучается. В интересах сокращения времени и материальных затрат, кото­рых потребует изучение, выборка должна быть наименьшей. Важным ее свойством является ее репрезентативность – способность воспроизводить характеристики генеральной совокупности, существенные для решения по­ставленных в ходе изучения задач.

3. Разработка методики анализа конкретного вида конфликтов– выработка системы методов и процедур для изучения конфликтов, которая должна соответствовать целям и задачам изучения, обеспечивать получение пол­ной и достоверной информации.

4. Пробное изучение конфликтов– производится на небольшой выборке и имеет целью оценку достоверности получаемой информации, доработку программы и методики. Это позволяет повысить достоверность полученной информации, уточнить и даже выдвинуть новые гипотезы, проверить орга­низационную процедуру анализа, дать предварительную оценку эффектив­ности приемов качественного и количественного анализа.

5. Сбор первичной конфликтологической информации.На этом этапе важно изучить все то, что планировалось подвергнуть изучению. Важным элемен­том является контроль достоверности и надежности получаемых данных.

6. Качественная и количественная обработка собранных данныхреализует­ся за счет содержательного теоретического конфликтологического анализа. Она проводится в соответствии с выдвинутыми гипотезами, но может и вы­ходить за их рамки. Использование математических методов расширяет воз­можности конфликтолога.

7. Анализ и объяснение полученных результатовзаключаются в систематиза­ции собранных и обработанных данных, построении на этой основе описа­тельной и объяснительной модели исследуемого аспекта конфликта. На этом этапе желательно установить систему факторов, влияющих на разви­тие изучаемого конфликта, вскрыть наиболее существенные закономерно­сти в его динамике.

8. Обоснование и формулировка выводов, практических рекомендацийтре­бует использовать не только информацию, полученную в ходе исследования, но и, опираясь на свой опыт, учитывать знания, имеющиеся по данной про­блеме во всех отраслях конфликтологии.

Порядок раз­работки программы исследования конфликтов

Программа изучения конфликтного взаимодействия– изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез, анализа различных явлений с указанием правил, процедуры и логической последовательности операций про­верки гипотез.

Обоснование и формулировка проблемы анализа.В процессе формулировки проблемы необходимо стремиться к тому, чтобы в пей получили как можно более точное отражение проблемная ситуация и определяющее ее реальное противоре­чие. При этом важно избегать постановки мнимых, решенных и второстепенных проблем. Изучение нескольких проблем в рамках одного исследования обычно нецелесообразно.

Определение объекта и предмета исследования.Объектом изучения для конфликтолога обычно выступают отдельные люди и группы различного уров­ня. Предмет анализа включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают изучаемую проблему (скрывающееся в ней про­тиворечие).

Определение цели изучения.Целью изучения должно быть познание конф­ликтов и выработка практических рекомендаций, направленных на их конструк­тивное регулирование.

Логический анализ основных понятийпредполагает всестороннее объясне­ние их содержания и структуры, уяснение на этой основе соотношения элемен­тов и свойств изучаемого конфликта.

Выдвижение рабочих гипотез.Гипотеза (по В.А. Ядову) – это система умо­заключений, посредством которой на основе ряда факторов делается вывод о су­ществовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя счи­тать абсолютно достоверным. Предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса изучения. Важно, чтобы при всей своей четкости гипотезы не сковывали мысли конфликтолога, заранее не предопределяли итоговые результаты его работы.

Определение задач исследования конфликтов– поиск ответов на основные вопросы: каковы пути и средства решения проблемы, каковы цели, достигаемые на промежуточных этапах анализа?

Составление принципиального (стратегического) плана исследования.Реше­ние этой задачи необходимо для эффективной работы на следующих после со­ставления программы этапах. В процессе предварительного планирования мож­но выявить проблемы, которые легко решить в начале исследования, но трудно или вообще невозможно в его процессе.

Набросок основных процедур сбора и обработки первичных данных.Этот этап призван решить практически те же задачи, что и предварительное планиро­вание. Отличие заключается в том, что здесь предварительно планируется поря­док сбора и анализа первичной конфликтологической информации. Это важно для определения выборки и разработки методики конкретного исследования.

По теме 2

Экспресс-диагностика стратегии поведения в конфликтной ситуации (Опросник Томаса)

Инструкция. Тест оценивает психологические особен­но­сти, определяю­щие успех и неудачи в работе, взаимоот­но­ше­ниях с людьми. Позволяет проанализировать поведение уча­стников конфликтной ситуации. Выберите из двух утвержде­ний то, которое больше соответствует вам. Если какое-либо утвержде­ние покажется неподходя­щим, постарайтесь дать наи­лучший предположитель­ный ответ.

Опросник

1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного во­проса.

Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обра­тить внимание на то, с чем мы оба не со­гласны.

2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным обра­зом, сохра­нить наши отношения.

4. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время ста­раюсь найти поддержку у другого.

Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать беспо­лезной на­пряженности.

5. А) Я пытаюсь избежать возникновения неприят­ностей для себя.

Б) Я стараюсь добиться своего.

6. А) Я стараюсь отложить решение спорного во­проса с тем, чтобы со временем решить его оконча­тельно.

Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

7. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем со­стоят все затронутые интересы и вопросы.

8. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться сво­его.

9. А) Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

10. А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем со­стоят все затронутые интересы и вопросы.

Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным об­разом, сохра­нить наши отношения.

11. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

12. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б) Я пытаюсь показать другому логику и пре­имущества моих взглядов.

13. А) Я стараюсь успокоить другого и, главным об­разом, сохра­нить наши отношения.

Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать на­пряженности.

14. А) Обычно я настойчиво стараюсь добиться сво­его.

Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать беспо­лезной на­пряженности.

15. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

16. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши раз­ногласия.

Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

17. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть вниматель­ным к жела­ниям другого.

Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

18. А) Если позиция другого кажется ему очень важ­ной, я поста­раюсь пойти навстречу его желаниям.

Б) Я стараюсь убедить другого прийти к компро­миссу.

19. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовле­творить желания каждого из нас.

20. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, кото­рая может вы­звать споры.

Б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

Анализ результатов теста и ключевые вопросы

· Стратегия соперничества (конкуренции) проявляется как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому). Ключевые утверждения: 3а, 5б, 7а, 8б, 9а, 11б, 12б, 14а.

· Стратегия сотрудничества, при которой участник кон­фликтной ситуации стремится прийти к альтернативе, удовле­творяющей интересы обеих сторон. Ключевые ут­вер­ж­де­ния: 2б, 4а, 7б, 10а, 12а, 16а, 17б, 19б.

· Стратегия компромисса – готовность отказаться в кон­фликте от части своих притязаний и ожидание ответных усту­пок: 2а, 6б, 9б, 11а, 15б, 16б, 18б, 19а.

· Стратегия избегания – характерно как отсутствие стремле­ния к кооперации, так и отсутствие тенденции к дос­тиже­нию собственных целей. Ключевые утверждения: 1а, 4б, 5а, 6а, 8а, 13б, 14б, 20а.

· Стратегия приспособления, для которой типично привне­сение в жертву собственных интересов ради другого. Клю­че­вые утверждения: 1б, 3б, 10б, 13а, 15а, 17а, 18а, 20б.

По теме 3

Задание 1.Ответьте на вопросы опросника «Адаптивность» (источник: *Иванова Л.Н. Психологическая подготовка сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях.– Н.Новгород, 2008.– С. 173-181). Проанализируйте результаты. Сделайте выводы об особенностях своего поведения и эмоционального состояния в адаптационных конфликтах.

Задание 2.Ответьте на вопросы опросника «Психологические защиты личности» (источник: *Иванова Л.Н. Основы психологии для сотрудников ПОО.– Н.Новгород, 2009.– С. 151-156). Проанализируйте результаты. Сделайте выводы. Какие ошибки в оценке ситуаций и других людей вы чаще допускаете (по результатам теста). Какова специфика вашего осознания отдельных аспектов поведения участников конфликтной ситуации и самого себя?

Наши рекомендации