Тема 2. Основы техники анализа и разрешения конфликтных ситуаций
Приволжский филиал
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российская академия правосудия»
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов заочной формы обучения
по специальности 030501.65 – Юриспруденция
Н. Новгород 2010
Автор Иванова Лидия Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия».
Рецензенты:
Кондратьева Е.Е., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права ПФРАП
Медведева Т.Ю., кандидат педагогических наук, зам. директора Профессионально-педагогического института Волжского государственного инженерно-педагогического университета, доцент кафедры психологии профессионального развития
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция».
Одобрен кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ РАП (протокол № 4 от 24 ноября 2010 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» 25 ноября 2010 г., протокол № 4.
© Приволжский филиал ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2010.
© Иванова Л.Н., 2010.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение............................................................................................................................ 4
2. Объем дисциплины и виды учебной работы........................................................... 7
3. Тематический план учебной дисциплины «Конфликтология».......................... 8
4. Программа курса.......................................................................................................... 11
5. Тематический план лекций и семинарских занятий для студентов
заочной формы обучения........................................................................................ 16
6. Планы семинарских (практических) занятий....................................................... 16
7. Методические рекомендации по изучению дисциплины................................... 18
8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 44
9. Примерная тематика рефератов по учебной дисциплине «Конфликтология» 45
10. Примерная тематика дипломных работ............................................................ 47
11. Литература................................................................................................................ 47
12. Вопросы для подготовки к зачету........................................................................ 53
13. Приложение................................................................................................................ 55
1. Введение
Учебная дисциплина «Конфликтология» предназначена для подготовки студентов выпускного курса, поэтому помимо собственно учебных целей, она может и должна преследовать дополнительные цели – цели психологической адаптации будущих специалистов судебной системы к условиям и требованиям профессиональной деятельности. Именно такой замысел учебной дисциплины и реализован в учебно-методическом комплексе. Актуальность нового подхода к традиционному учебному курсу вызвана задачами совершенствования системы юридического образования, сформулированными в Указе Президента РФ от 26 мая 2009г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации».
В процессе своей профессиональной деятельности работники судебной системы постоянно имеют дело с людьми в разнообразных ситуациях общения, наиболее сложными из которых являются конфликтные, острые споры, субъективно очень напряженные по динамике и по своим последствиям. Взаимодействие юристов как с гражданами, так и своими коллегами часто носит отчетливо выявленный конфликтный характер. Для управления развитием взаимоотношений с людьми в условиях конфликта необходима специальная конфликтологическая подготовленность, которая включает знания о видах и сущности конфликтов, их причинах, особенности протекания в различных сферах жизни. Также включает практические навыки диагностики, анализа, предупреждения и урегулирования конфликтных ситуаций, и, наконец, технологии управления психикой и поведением участников конфликтного взаимодействия, включая самого себя.
Целью учебной дисциплины «Конфликтология» является формирование конфликтологической компетентности (знание структуры, динамики, функций и типологии конфликтов в различных сферах жизни) и профессиональной конфликтологической подготовленности (владение приемами эффективного поведения в конфликтах) будущих специалистов судебной системы.
Задачами учебной дисциплины «Конфликтология» являются следующие:
1) формирование конфликтологической компетентности, проявляющейся в умении видеть те стороны межличностных отношений, которые влияют на их содержание, направленность и динамику;
2) формирование личных конфликтологических приемов действования в трудных ситуациях профессиональной деятельности;
3) психологическая адаптация студентов выпускного курса к завершению обучения в академии и вхождению в новую – профессиональную деятельность, в новый коллектив профессионального сообщества.
Место конфликтологии в системе профессиональной подготовки юристов определяется возрастающим значением субъективного фактора в решении задач правосудия. Сегодня в органах судебной власти отмечается повышение роли человеческого фактора в управлении и осуществлении профессиональной деятельности. В федеральной целевой программе «Развитие судебной системы в России» на 2007-2011гг. предусмотрено наряду с другими важными мероприятиями создание в системе судов общей юрисдикции ювенальной юстиции и психологической службы[1]. В числе мероприятий по кадровому обеспечению и государственной службе названы методическое и организационное обеспечение психологического сопровождения судебной деятельности и психодиагностического опроса кандидатов на должность судей[2].
В Основных направлениях деятельности правительства Российской Федерации на период до 2012г. указано, что одним из основных вызовов устойчивому социально-экономическому развитию нашей страны является «значительное усиление роли человеческого фактора во всех областях развития экономики и общества[3].
В этой связи целесообразно, чтобы профессиональная подготовка будущих специалистов, способных учитывать человеческий фактор» в работе с людьми, имела системный подход – целостную, непрерывную профессиональную социально-гуманитарную подготовку обучаемых к работе с людьми.
Учебная дисциплина «Конфликтология» занимает важное место в системе профессиональной подготовки будущего специалиста судебной системы, т.к. завершает цикл дисциплин, с которыми связано формирование профессионально значимых качеств личности и воспитание будущего профессионала. «Конфликтология» опирается на базовые знания, полученные студентами по учебным дисциплинам «Юридическая психология», «Социология», «Политология» и др., рассматривающими различные аспекты гармонии и дисгармонии социальных, межличностных отношений.
Она тесно связана с юридическими дисциплинами, рассматривающими правовые споры (конфликты) и правовые средства их урегулирования.
Учебная дисциплина состоит из двух разделов. Цель первого раздела «Личность и деятельность в конфликтной ситуации» заключается в овладении базовыми конфликтологическими знаниями и навыками анализа поведением людей и групп, вовлеченных в конфликтные взаимоотношения. Учебный материал раздела дает обучаемым представления о конфликтологии как науке и месте конфликтологических знаний в профессиональной деятельности юриста. Он позволяет не только получить знания по частным темам, но и создает условия, в которых обучаемые познают собственные возможности и ограничения, значимые для эффективного овладения профессией юриста.
Основной целью второго раздела «Конфликтология в профессиональной деятельности юристов» является формирование умений и навыков профессионального поведения в условиях конфликта. Содержание раздела знакомит обучаемых с подходами и частными приемами анализа и управления конфликтными взаимоотношениями, решения типичных профессиональных задач в конфликтах.
Требования к освоению содержания дисциплины
Студенты в результате изучения дисциплины должны иметь представление:
- о специфике конфликтологического подхода к изучению личности, малой группы, этноса и общества в целом;
- о правовых и криминальных конфликтах, личности субъектов конфликта, мотивации поведения в конфликтах;
- об основных методах изучения конфликтов и программе конфликтологического исследования;
- о средствах профессионально значимого саморазвития и построения профессиональной карьеры в условиях конкуренции на рынке юридических услуг;
знать:
- виды, структуру, динамику и источники конфликтных взаимоотношений;
- основы предупреждения и разрешения конфликтов в деятельности юриста;
- правила и приемы анализа и разрешения конфликтных ситуаций, основы психологического предупреждения негативных психологических последствий участия в конфликтах;
- основы техники ситуационного анализа конфликтов, стадии и приемы медиации, приемы и методы психологической диагностики личности противоборствующих сторон, а также способы разрешения межличностных споров;
уметь:
- применять навыки профессионального общения в конфликтах, выявления и учета игр и манипуляций участников конфликтных ситуаций, контригрового поведения и психологического воздействия в конфликтах;
- самостоятельно планировать профессиональную карьеру и контролировать реализацию плана.
2. Объем дисциплины и виды учебной работы
заочная форма обучения на базе общего среднего (6 лет)
Вид учебной работы | Количество часов |
Общая трудоемкость | |
Аудиторные занятия | |
Лекции | |
Семинарские (практические) занятия | |
Самостоятельная работа | |
НИРС | |
Форма итогового контроля | Зачет |
заочная форма обучения на базе СПО
Вид учебной работы | Количество часов |
Общая трудоемкость | |
Аудиторные занятия | |
Лекции | |
Семинарские (практические) занятия | - |
Самостоятельная работа | |
НИРС | |
Форма итогового контроля | Зачет |
заочная форма обучения на базе высшего образования
Вид учебной работы | Количество часов |
Общая трудоемкость | |
Аудиторные занятия | |
Лекции | |
Семинарские (практические) занятия | |
Самостоятельная работа | |
НИРС | |
Форма итогового контроля | Зачет |
3. Тематический план учебной дисциплины «Конфликтология»
заочная форма обучения на базе общего среднего (6 лет)
№ п\п | Темы дисциплины | Всего часов | Кол-во ауд. часов | Самостоя- тельная работа | |
Лекции | Сем. | ||||
Раздел 1. Личность и деятельность в конфликтной ситуации | |||||
Введение в курс. Цели и задачи конфликтологической подготовки юристов- будущих специалистов судебной системы | - | ||||
Основы техники анализа и разрешения конфликтных ситуаций | |||||
Личность в конфликтной ситуации | |||||
Конфликты в малой группе | |||||
Конфликты больших групп. Этнические конфликты | |||||
Всего в 10 семестре | - | ||||
Раздел 2. Конфликтология в профессиональной деятельности юристов | |||||
Насилие в криминальных конфликтах | |||||
Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров | |||||
Приемы эффективного познания и общения в условиях конфликта | |||||
Конфликтологическая компетентность юриста и пути ее формирования | |||||
Всего в 11 семестре | |||||
Всего по учебной дисциплине | |||||
Зачет, Всего за семестр | |||||
в т.ч. НИРС 8ч и зачет |
заочная форма обучения на базе СПО
№ п\п | Темы дисциплины | Всего часов | Кол-во ауд. часов | Самостоя- тельная работа | |
Лекции | Сем. | ||||
Раздел 1. Личность и деятельность в конфликтной ситуации | |||||
Введение в курс. Цели и задачи конфликтологической подготовки юристов- будущих специалистов судебной системы | - | ||||
Основы техники анализа и разрешения конфликтных ситуаций | |||||
Личность в конфликтной ситуации | |||||
Конфликты в малой группе | |||||
Конфликты больших групп. Этнические конфликты | |||||
Насилие в криминальных конфликтах | - | ||||
Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров | |||||
Приемы эффективного познания и общения в условиях конфликта | |||||
Конфликтологическая компетентность юриста и пути ее формирования | |||||
Всего в 2 семестре. Зачет в 8 семестре | - | ||||
Всего по учебной дисциплине | - | ||||
Зачет, Всего за семестр | - | ||||
в т.ч. НИРС 10ч и зачет |
заочная форма обучения на базе высшего образования
№ п\п | Темы дисциплины | Всего часов | Кол-во ауд. часов | Самостоя- тельная работа | |
Лекции | Сем. | ||||
Раздел 1. Личность и деятельность в конфликтной ситуации | |||||
Введение в курс. Цели и задачи конфликтологической подготовки юристов- будущих специалистов судебной системы | - | ||||
Основы техники анализа и разрешения конфликтных ситуаций | |||||
Личность в конфликтной ситуации | |||||
Конфликты в малой группе | |||||
Конфликты больших групп. Этнические конфликты | |||||
Всего в 7 семестре | - | ||||
Раздел 2. Конфликтология в профессиональной деятельности юристов | |||||
Насилие в криминальных конфликтах | |||||
Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров | |||||
Приемы эффективного познания и общения в условиях конфликта | |||||
Конфликтологическая компетентность юриста и пути ее формирования | |||||
Всего в 8 семестре | |||||
Всего по учебной дисциплине | |||||
Зачет, Всего за семестр | |||||
в т.ч. НИРС 8ч и зачет |
Программа курса
Тема 1. Введение в курс. Цели и задачи конфликтологической подготовки юристов - будущих специалистов судебной системы
Конфликтология как наука. Специфика конфликтологических знаний.
Значение конфликтологии в повышении эффективности юридической деятельности.
Актуальные проблемы судебной конфликтологии.
Понятие и виды конфликтов. Деструктивные и конструктивные конфликты. Сравнительная характеристика межгрупповых и внутригрупповых, межличностных и внутриличностных конфликтов.
Функции конфликтов (позитивные и негативные).
Структура конфликтов. Субъект, объект и предмет конфликта. Психологические и социально-психологические особенности субъекта конфликтного взаимодействия, возможные действия участников конфликта, анализ содержания деятельности в рамках конфликтного взаимодействия.
Основные этапы научного анализа конфликтов. Порядок разработки программы исследования конфликтов.
Цели, гипотеза, объект и предмет конфликтологического исследования.
Методы изучения конфликтов. Наблюдение. Эксперимент. Опросы. Анкетирование. Психодиагностические методики. Контент-анализ.
Планы семинарских (практических) занятий
План занятия
1. Понятие, виды, структура и динамика конфликтов.
2. Методы изучения конфликтов.
3. Личность и малые группы в конфликтах
4. Медиация в урегулировании споров.
5. Игры и контригровое поведение в конфликтах.
6. Конфликтологическая компетентность юриста.
Литература
Нормативные правовые акты
*[4]Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 193-ФЗ.
*Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 194-ФЗ.
*Федеральный закон «О гос. гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
*Указ Президента РФ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных госслужащих и урегулированию конфликта интересов».– 1 июля 2010г.– № 821.
*Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения госслужащих».– № 885.– 12 августа 2002г.
* Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 гг.» // Российская газета. – 2006. – 1 ноября.
* Кодекс судейской этики (Утвержден VI Всероссийским съездом судей 2.12.2004г.).
Основная
*Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М., 2003.
*Романов В.В. Юридическая психология: Учебник.– М., 2006.
*Иванова Л.Н. Основы психологии для сотрудников ПОО. – Н. Новгород, 2009.– С. 103-132, 158-186, 196-216. 239-248.
Дополнительная
Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб., 2006
*Бреннинкмейджер А. Справедливое управление. Опыт омбудсмена в контексте проблем законности и должного поведения // Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2010.– № 3.– С. 42–53.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.– М., 1987.
*Блакитная О.С. Возникновение и развитие примирительных процедур в Европе // Российское правосудие. – 2007.– № 8.
Восстановительное правосудие / Под общ. ред. И.Л. Петрухина.– М., 2003.
Вишнякова М.Ф. Конфликтология.– Минск, 2002.
Гришина Н.В. Психология конфликта.– СПб,. 2005.
Конфликтология / Под ред. А.С.Кармина.– СПб., 1999.
Морозов А.В. Деловая психология.– М., 2005.
Прикладная конфликтология: Хрестоматия / Сост. К.В. Сильченок.– М., 2003.
Петровская Л.А. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестник Моск. ун-та.– Сер. 14. Психология.– 1997.– № 4.
*Шимац С. Юридическое сообщество перед вызовом времени // Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2010.– № 3.– С. 54–68.
7. Методические рекомендации по изучению дисциплины
По теме 1
Основные этапы научного анализа конфликтов[5]
1. Составление программы– подробное, всестороннее и завершенное теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов анализа интересующего явления. Программа – стратегический документ, его обязательный начальный этап.
2. Определение конкретного объекта изучения (выборка).Она играет очень важную роль в достижении поставленных конфликтологом целей. Все множество конфликтов, являющееся объектом изучения, образует генеральную совокупность. Выборка – часть генеральной совокупности, которая реально изучается. В интересах сокращения времени и материальных затрат, которых потребует изучение, выборка должна быть наименьшей. Важным ее свойством является ее репрезентативность – способность воспроизводить характеристики генеральной совокупности, существенные для решения поставленных в ходе изучения задач.
3. Разработка методики анализа конкретного вида конфликтов– выработка системы методов и процедур для изучения конфликтов, которая должна соответствовать целям и задачам изучения, обеспечивать получение полной и достоверной информации.
4. Пробное изучение конфликтов– производится на небольшой выборке и имеет целью оценку достоверности получаемой информации, доработку программы и методики. Это позволяет повысить достоверность полученной информации, уточнить и даже выдвинуть новые гипотезы, проверить организационную процедуру анализа, дать предварительную оценку эффективности приемов качественного и количественного анализа.
5. Сбор первичной конфликтологической информации.На этом этапе важно изучить все то, что планировалось подвергнуть изучению. Важным элементом является контроль достоверности и надежности получаемых данных.
6. Качественная и количественная обработка собранных данныхреализуется за счет содержательного теоретического конфликтологического анализа. Она проводится в соответствии с выдвинутыми гипотезами, но может и выходить за их рамки. Использование математических методов расширяет возможности конфликтолога.
7. Анализ и объяснение полученных результатовзаключаются в систематизации собранных и обработанных данных, построении на этой основе описательной и объяснительной модели исследуемого аспекта конфликта. На этом этапе желательно установить систему факторов, влияющих на развитие изучаемого конфликта, вскрыть наиболее существенные закономерности в его динамике.
8. Обоснование и формулировка выводов, практических рекомендацийтребует использовать не только информацию, полученную в ходе исследования, но и, опираясь на свой опыт, учитывать знания, имеющиеся по данной проблеме во всех отраслях конфликтологии.
Порядок разработки программы исследования конфликтов
Программа изучения конфликтного взаимодействия– изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез, анализа различных явлений с указанием правил, процедуры и логической последовательности операций проверки гипотез.
Обоснование и формулировка проблемы анализа.В процессе формулировки проблемы необходимо стремиться к тому, чтобы в пей получили как можно более точное отражение проблемная ситуация и определяющее ее реальное противоречие. При этом важно избегать постановки мнимых, решенных и второстепенных проблем. Изучение нескольких проблем в рамках одного исследования обычно нецелесообразно.
Определение объекта и предмета исследования.Объектом изучения для конфликтолога обычно выступают отдельные люди и группы различного уровня. Предмет анализа включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают изучаемую проблему (скрывающееся в ней противоречие).
Определение цели изучения.Целью изучения должно быть познание конфликтов и выработка практических рекомендаций, направленных на их конструктивное регулирование.
Логический анализ основных понятийпредполагает всестороннее объяснение их содержания и структуры, уяснение на этой основе соотношения элементов и свойств изучаемого конфликта.
Выдвижение рабочих гипотез.Гипотеза (по В.А. Ядову) – это система умозаключений, посредством которой на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать абсолютно достоверным. Предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса изучения. Важно, чтобы при всей своей четкости гипотезы не сковывали мысли конфликтолога, заранее не предопределяли итоговые результаты его работы.
Определение задач исследования конфликтов– поиск ответов на основные вопросы: каковы пути и средства решения проблемы, каковы цели, достигаемые на промежуточных этапах анализа?
Составление принципиального (стратегического) плана исследования.Решение этой задачи необходимо для эффективной работы на следующих после составления программы этапах. В процессе предварительного планирования можно выявить проблемы, которые легко решить в начале исследования, но трудно или вообще невозможно в его процессе.
Набросок основных процедур сбора и обработки первичных данных.Этот этап призван решить практически те же задачи, что и предварительное планирование. Отличие заключается в том, что здесь предварительно планируется порядок сбора и анализа первичной конфликтологической информации. Это важно для определения выборки и разработки методики конкретного исследования.
По теме 2
Экспресс-диагностика стратегии поведения в конфликтной ситуации (Опросник Томаса)
Инструкция. Тест оценивает психологические особенности, определяющие успех и неудачи в работе, взаимоотношениях с людьми. Позволяет проанализировать поведение участников конфликтной ситуации. Выберите из двух утверждений то, которое больше соответствует вам. Если какое-либо утверждение покажется неподходящим, постарайтесь дать наилучший предположительный ответ.
Опросник
1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
4. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
5. А) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б) Я стараюсь добиться своего.
6. А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
7. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
8. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
9. А) Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
10. А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
11. А) Я предлагаю среднюю позицию.
Б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
12. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
13. А) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
14. А) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
15. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
16. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
17. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
18. А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
19. А) Я предлагаю среднюю позицию.
Б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
20. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Анализ результатов теста и ключевые вопросы
· Стратегия соперничества (конкуренции) проявляется как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому). Ключевые утверждения: 3а, 5б, 7а, 8б, 9а, 11б, 12б, 14а.
· Стратегия сотрудничества, при которой участник конфликтной ситуации стремится прийти к альтернативе, удовлетворяющей интересы обеих сторон. Ключевые утверждения: 2б, 4а, 7б, 10а, 12а, 16а, 17б, 19б.
· Стратегия компромисса – готовность отказаться в конфликте от части своих притязаний и ожидание ответных уступок: 2а, 6б, 9б, 11а, 15б, 16б, 18б, 19а.
· Стратегия избегания – характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Ключевые утверждения: 1а, 4б, 5а, 6а, 8а, 13б, 14б, 20а.
· Стратегия приспособления, для которой типично привнесение в жертву собственных интересов ради другого. Ключевые утверждения: 1б, 3б, 10б, 13а, 15а, 17а, 18а, 20б.
По теме 3
Задание 1.Ответьте на вопросы опросника «Адаптивность» (источник: *Иванова Л.Н. Психологическая подготовка сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях.– Н.Новгород, 2008.– С. 173-181). Проанализируйте результаты. Сделайте выводы об особенностях своего поведения и эмоционального состояния в адаптационных конфликтах.
Задание 2.Ответьте на вопросы опросника «Психологические защиты личности» (источник: *Иванова Л.Н. Основы психологии для сотрудников ПОО.– Н.Новгород, 2009.– С. 151-156). Проанализируйте результаты. Сделайте выводы. Какие ошибки в оценке ситуаций и других людей вы чаще допускаете (по результатам теста). Какова специфика вашего осознания отдельных аспектов поведения участников конфликтной ситуации и самого себя?
По теме 4
Влияние позиции личности на групповые конфликты
Позиция | Характер конфликтного поведения в группе |
1) внушаемый | Положение в группе бесконфликтное, неосознанное |
2) конформист | Переживает конфликт, осознает положение в группе |
3) нонконформист | Не считается с коллективным мнением по эгоистическим соображениям, переживает конфликт, осознает его |
4) негативист | Переживает состояние непрерывного конфликта, чужим мнением интересуется, но часто выступает против |
5) агрессор | Зачастую «глух и слеп» к групповому мнению, безотносительно к нему проводит свою точку зрения, ему присуще переживание озлобленности |
6) коллективист | Руководствуется ценностями более высокого порядка, чем групповые нормы, расхождения переживает остро, внимателен к групповому мнению |
По теме 5
Задание. Сформулируйте основные положения теории Л.Н.Гумилева дайте понятие этноса, пассионарности, фазы этногенеза. Определите основные причины этнических конфликтов.
Вся история человечества состоит из череды изменений[6]. Может быть, смена империй и царств, вер и традиций не имеет никакой внутренней закономерности, а представляет собой не поддающийся объяснению хаос? Издавна люди пытливые (а такие есть всегда) стремились найти ответ на этот вопрос, понять и объяснить истоки своей истории. Ответы получались, естественно, разные, ибо история многогранна: она может быть историей социально-экономических формаций или военной историей, то есть описанием походов и сражений; историей техники или культуры; историей литературы или религии. Все это – разные дисциплины, относящиеся к истории. И потому одни – историки юридической школы – изучали человеческие законы и принципы государственного устройства; другие – историки-марксисты – рассматривали историю сквозь призму развития производительных сил; третьи опирались на индивидуальную психологию и т.д.
А можно ли представить человеческую историю как историю народов? Попробуем исходить из того, что в пределах Земли пространство отнюдь не однородно. И именно пространство – это первый параметр, который характеризует исторические события. Еще первобытный человек знал границы территории своего обитания, так называемый кормящий и вмещающий ландшафт, в котором жил он сам, жили его семья и его племя.
Второй параметр – время. Каждое историческое событие происходит не только где-то, но когда-то. Те же первобытные люди вполне сознавали не только «свое место», но и то, что у них есть отцы и деды и будут дети и внуки. Итак, временные координаты существуют в истории наряду с пространственными.
Но в истории есть еще один, не менее важный параметр. С географической точки зрения, все человечество следует рассматривать как антропосферу – одну из оболочек Земли, связанную с бытием вида Homo sapiens. Человечество, оставаясь в пределах этого вида, обладает замечательным свойством – оно мозаично, то есть состоит из представителей разных народов, говоря по-современному, этносов. Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретного народа. Присутствие в биосфере Земли этих определенных целостностей – этносов – составляет третий параметр, характеризующий исторический процесс. Этносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в театре истории.
Этнос – коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности – подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей, определяющего противопоставление «мы – они» и деление на «своих» и «чужих».
Каждый такой коллектив, чтобы жить на Земле, должен приспособиться (адаптироваться) к условиям ландшафта, в пределах которого ему приходится жить. Связи заноса с окружающей природой и рождают пространственные взаимоотношения этносов между собой. Но естественно, что, живя в своем ландшафте, члены этноса могут приспособиться к нему, только изменяя свое поведение, усваивая какие-то специфические правила поведения – стереотипы. Ус