Этика разрешения конфликтных ситуаций.

Свойства конфликта: противоречие между интересами, ценностями, целями, мотивами и роями субъектов; противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту; негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу.

Варианты разрешения конфликта:

Полный антагонизм: стороны видят выход из конфликта по принципу «победа или поражение».

2. Уступка: принять любое решение партнера (вышестоящего руководства).

3. Уклонение (избегание): изоляция и безразличие: нет активного противостояния, нет активного сотрудничества. Любой толчок может вновь обострить конфликт.

4. Мирное сосуществование: возможна совместная работа, а спорные вопросы просто не обсуждаются.

5. Компромисс: взаимная договоренность и взаимные уступки. Наилучшим вариантом выступает совместное решение проблем и совместная работа.

Факторы, которые препятствуют возникновению конфликтов:

Правильный подбор и расстановка кадров, учитывая профессиональные и психологические качества.

Авторитет руководителя, позитивное признание его заслуг.

Позитивные традиции в коллективе, носителями которых является большая часть сотрудников.

Любой конфликт разрешается с наименьшими потерями и проще, если заранее проанализированы предпосылки конфликта и если он конструктивно устраняется на ранних стадиях.

Меры и средства предовращения и ликвидации конфликта:

· Строгое соблюдение основных правил ведения дискуссии:

· Восприятие оппонента в качестве партнера, ищущего вместе с вами разумный выход из ситуации.

· Понимание целей и интересов оппонента.

· Признание каждого на собственное мнение, не совпадающего с Вашим.

· Выводы всегда подтверждайте фактами.

· Пытайтесь выслушивать оппонента и имейте силы сообщать ему неприятные аргументы.

· Старайтесь меньше обсуждать личностные особенности оппонента.

· Соблюдение дисциплины в дискуссии, дающей возможность оппоненту высказать собственное мнение.

· Умение уделять внимание анализу возможных противоречий, предпосылок конфликта, определению возможных оппонентов и их вероятных позиций. С этой целью необходимо:

· Понять то, что объединяет оппонентов.

· Выделить четко причину зависимости оппонентов друг от друга и их потребность друг в друге.

· Четко выделить сущность основного конфликта, отделить несущественное, случайные компоненты, усложняющие конфликт.

· Создать условия для совместной работы, где оппоненты лучше узнают и помогают друг другу.

· Необходимо избегать мелочного анализа столкновений и ссор, чтобы не отвлекаться от основной задачи.

Этические аспекты принятия деловых решений.

На нравственный аспект деловых решений оказывают воздействие многие факторы, главными из которых являются:

Свойства личности

Организационная культура

Процесс принятия решений

Раскроем эти факторы.

Свойства личности

Индивидуальные ценности. Нравственность обнаруживает себя через поведение человека, принимающего решения. Основополагающими факторами, побуждающими к желаемым и значимым действиям, выступают ценности. Ценности можно разделить на инструментальные и конечные, связанные с достижением желаемых целей. Инструментальные ценности есть предпочтительные образы поведения, которые способствуют достижению целей.

Модераторы личностных ценностей - свойства личности, которые влияют на индивидуальные ценности человека: а) сила эго; б) зависимость от обстоятельств; в) источник влияния.

Сила эго – это степень уверенности в себе, развитое чувство самоуважения. Человек, имея эти качества, способен действовать независимо от влияния окружающих и нести ответственность за принимаемые решения. Поэтому воздействие организации на человека, уверенного в себе, окажется меньшим, чем на того. Кто обладает слабым эго.

Зависимость от обстоятельств. В организации люди, зависимые от обстоятельств, часто принимают решения, идущие вразрез со своими нравственными принципами. Те же, кто способен отделить информацию, порожденную обстоятельствами, от той, которая требуется для сохранения нравственных ценностей, обычно являются независимыми по складу людьми, способными взять на себя личную ответственность за принимаемые решения.

Источник влияния. По этому критерию выделяются экстерналы и интерналы. Экстернал, т.е. человек, убежденный в том, что контроль над происходящими событиями осуществляется извне, поэтому верит в судьбу, рок и фортуну. Интернал убежден в том, что он сам управляет течением своих жизненных событий. Именно интерналы способны переживать чувство ответственности за результаты своей деятельности и склонны полагаться на свои личностные ценности и представления о добре и зле.



Наши рекомендации