Судебной и прокурорско-следственной деятельности

Кафедра организации

Судебной и прокурорско-следственной деятельности

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки: Юриспруденция

Уровень: бакалавриат

Форма обучения: очная (Институт прокуратуры)

Москва

Программа одобрена на заседании кафедры

«15» мая 2017 г., протокол № 11

Авторы:

Смирнов А. Ф. – доктор юридических наук, профессор

Усачев А. А. – кандидат юридических наук, доцент

Рецензент:

Исаенко В. Н. – доктор юридических наук, доцент

Введение в профессию и профессиональная этика : рабочая программа / А. Ф. Смирнов, А. А. Усачев. – М., 2017. 43 с.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по

направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата).

© Университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2017

Оглавление

1. Цели освоения учебной дисциплины.. 4

2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы (ОП) 5

3. Структура и содержание учебной дисциплины.. 6

3.1. Тематические планы.. 6

3.2. Содержание дисциплины (программа курса) 8

3.3. Лекции. 11

3.4. Практические занятия. 18

3.5. Самостоятельная работа студента. 24

4. Образовательные технологии. 27

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов. 30

5.1. Темы контрольных работ, эссе и рефератов. 30

5.2. Контрольные вопросы для текущего и рубежного контроля. 31

5.3. Задания для самостоятельной работы.. 32

5.4. Примерные темы курсовых проектов (примеры индивидуальных письменных домашних заданий, модельных заданий, ситуаций и казусов для разбора на семинарах, фабул и заданий деловых игр) 35

5.5. Вопросы для зачета. 35

6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины.. 36

7. Учебно-методическое обеспечение. 40

7.1. Литература. 40

7.2. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.. 43

8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.. 43

1. Цели освоения учебной дисциплины

Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины: правоприменительная, правоохранительная.

Целью освоения учебной дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика» является достижение следующих результатов обучения (РО):

на уровне знания:

- знать содержание нормативных правовых актов, регламентирующих основы организации и деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации;

- представлять историю развития органов прокуратуры и Следственного комитета РФ;

на уровне понимания:

- иметь осознанное, творческое и серьезное отношение к будущей профессии прокурорского работника и сотрудника Следственного комитета РФ;

- владеть правовыми категориями, терминологией, понятийным аппаратом, связанными с осуществлением прокурорской и следственной деятельности;

- представлять структуру органов системы прокуратуры и органов Следственного комитета РФ, их целей и задач;

на уровне умения, навыка:

- адаптация студентов первого курса к учебе в институте прокуратуры;

- усиление мотивирующих обстоятельств выбора будущей профессии.

Успешно завершившим изучение специального курса «Введение в профессию и профессиональная этика» признается студент, который обладает следующими компетенциями:

Общепрофессиональные компетенции:

- способность работать на благо общества и государства (ОПК-2);

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3);

- способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4);

Профессиональные компетенции:

- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

Дополнительные профессиональные компетенции:

- готовность к активному противодействию правонарушениям, от кого бы то они не исходили. На основе присяги прокурора и следователя быть образцом моральной чистоты и неподкупности (ДПК-6).

2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы (ОП)

Учебная дисциплина «Введение в профессию и профессиональная этика» относится к вариативной части профессионального цикла ОП.

Условием успешного освоения дисциплины является следующий уровень подготовки студента:

в области знаний – из содержания школьных предметов, таких как «Основы государства и права», «Обществознание», должен знать основы деятельности правоохранительных органов;

в области понимания – должен иметь достаточное представление о роли прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета России в обеспечении режима законности;

в области умений и навыков – студент должен уметь работать с различными источниками правовой и иной социальной информации, с использованием средств компьютерной техники, иметь навыки решения познавательных задач, аргументировано отстаивать свою позицию.

Данная учебная дисциплина носит вводный (ознакомительный) характер. Начинающему обучение в Институте прокуратуры студенту важно понять, что специфика прокурорской и следственной службы определяет особенности профессиональной подготовки на должности прокуроров и следователей. Их профессиональные знания не могут ограничиваться только знаниями, характерными для юриста. Они должны сочетать солидную общеправовую подготовку с глубоким изучением специальных дисциплин, имеющих прикладной характер. Такой подход обеспечивает их быструю и необходимую адаптацию к реальной профессиональной деятельности в системе органов прокуратуры Российской Федерации и органов Следственного комитета России.

Учебная дисциплина «Введение в профессию и профессиональная этика» является специальным учебным курсом, позволяющим помочь студенту получить необходимые первоначальные специальные знания об организации и деятельности прокуратуры и Следственного комитета РФ, а в дальнейшем использовать эти знания при освоении других учебных дисциплин. Определенную часть учебной дисциплины составляют исторические вопросы, рассмотрение которых связано с изучаемыми на первом курсе историческими предметами. Определенная связь учебной дисциплины прослеживается и при изучении такой учебной дисциплины, как «Правоохранительные органы».

Вместе с тем, учебная дисциплина «Введение в профессию и профессиональная этика» имеет самостоятельный характер. Ее изучение, по сути, является первым приближением к профессии прокурора и следователя. Оно позволяет реально представить будущее профессиональное поприще, важность всесторонней и глубокой профессиональной подготовки для успешной профессиональной деятельности.

Спецкурс состоит из восьми автономных тем, отражающих важные исторические, организационные, функциональные стороны системы органов прокуратуры и органов Следственного комитета России.

3. Структура и содержание учебной дисциплины

3.1. Тематические планы

3.1.1. Тематический план для очной формы обучения

Общая трудоемкость учебной дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика» составляет 2 зачетной единицы, 72 часа.

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины Семестр Виды учебной деятельности (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля
Лекции Практические занятия СРС    
1 семестр
Тема 1. Предмет и основные понятия учебной дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика» Учебная управляемая дискуссия Задание для самостоятельной работы
Тема 2. Подготовка прокуроров и следователей Учебная управляемая дискуссия Задание для самостоятельной работы
Тема 3. Прокуратура Российской империи Учебная управляемая дискуссия Задание для самостоятельной работы
Тема 4. Особенности становления и развития прокуратуры в советский период. Создание и развитие прокуратуры Российской Федерации. Образование Следственного комитета России Учебная управляемая дискуссия Задание для самостоятельной работы
Тема 5. Построение прокурорской системы и системы Следственного комитета России   Учебная управляемая дискуссия Задание для самостоятельной работы
Тема 6. Прокуратура района (города) – основное звено прокурорской системы. Следственный отдел Следственного комитета России по району (городу) Учебная управляемая дискуссия. Разбор конкретных ситуаций Задание для самостоятельной работы
Тема 7. Прокуратура в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью   Учебная управляемая дискуссия. Разбор конкретных ситуаций Задание для самостоятельной работы
Тема 8. Профессиональная этика прокурора и следователя Учебная управляемая дискуссия. Разбор конкретных ситуаций Задание для самостоятельной работы
Зачет            
Всего по дисциплине    

3.2. Содержание дисциплины (программа курса)

Тема 1. Предмет и основные понятия учебной дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика».

Цели, задачи и содержание учебной дисциплины«Введение в профессию и профессиональная этика». Соотношение и связь учебной дисциплиныс другими юридическими дисциплинами.

Основные понятия учебной дисциплины«Введение в профессию и профессиональная этика». Прокурор. Прокурорский работник. Прокуратура. Прокурорский надзор. Отрасли прокурорского надзора. Функции и иные направления деятельности прокуратуры. Цели и задачи прокурорского надзора. Полномочия прокурора.

Следственный комитет Российской Федерации. Следователь. Классные чины и специальные звания.

Профессиональная этика: понятие и сущность.

Тема 2. Подготовка прокуроров и следователей.

Понятие и правовые основы службы в органах прокуратуры и Следственного комитета. Ограничения по службе и гарантии прав прокуроров и следователей.

Поступление на службу в прокуратуру и Следственный комитет. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей. Назначения на должность и освобождение от должности в прокуратуре и Следственном комитете.

Прохождение службы в прокуратуре и Следственном комитете. Аттестация. Классные чины и специальные звания. Поощрение и ответственность прокуроров и следователей. Основания прекращения службы и правовые последствия.

Кадровая служба в органах прокуратуры и Следственного комитета. Подбор, расстановка, использование и воспитание кадров. Кадровый резерв. Подготовка кадров в образовательных организациях, организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Тема 4. Особенности становления и развития прокуратуры в советский период. Создание и развитие прокуратуры Российской Федерации. Образование Следственного комитета России.

Создание советской государственной системы. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов. Положение о прокурорском надзоре, принятое ВЦИК РСФСР 28 мая 1922 г. Письмо В.И. Ленина от 20 мая 1922 года « О «двойном» подчинении и законности».

Создание органов советской прокуратуры в структуре органов Наркомата юстиции. Совмещение должности Народного комиссара юстиции и прокурора РСФСР.

Роль и функции советской прокуратуры. Введение должности народных следователей.

Конституция СССР, 1924 года. Создание прокуратуры Верховного Суда СССР. Компетенция Прокуратуры Верховного Суда СССР.

Постановление ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1933 г. «Об учреждении прокуратуры Союза ССР». Независимость прокуратуры от государственных органов. Функции прокуратуры СССР, порядок их осуществления.

Введение классных чинов и знаков отличия, форменного обмундирования в 1943 году для работников прокуратуры. Присвоение Прокурору СССР звания Генерального прокурора СССР законом Верховного Совета СССР от 19 марта 1946 года.

Регламентация деятельности прокуратуры СССР по Конституции СССР, 1977 года. Принципы организации и деятельности прокуратуры. Осуществление прокуратурой Высшего надзора за исполнением законов.

Внесение дополнений в Конституцию СССР в 1987 году. Усиление надзорной роли прокуратуры.

Распад и ликвидация СССР. Прекращение деятельности прокуратуры СССР.

Закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года. Структура и компетенция органов прокуратуры Российской Федерации.

Определение прокуратуры Российской Федерации в ст. 129 Конституции РФ, 1993 года.

Функции и основные направления деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.

Образование Следственного комитета при прокуратуре. Выделение Следственного комитета из системы органов прокуратуры Российской Федерации. Создание самостоятельного Следственного комитета России.

Лекции

Наименование лекции Объем часов Тематика (план) лекции Задания для подготовки к лекции
Тема 1. Предмет и основные понятия учебной дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика» 2 ч. Цели, задачи и содержание учебной дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика». Соотношение и связь учебной дисциплины с другими юридическими дисциплинами. Основные понятия учебной дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика». Прокурор. Прокурорский работник. Прокуратура. Прокурорский надзор. Отрасли прокурорского надзора. Функции и иные направления деятельности прокуратуры. Цели и задачи прокурорского надзора. Полномочия прокурора. Следственный комитет Российской Федерации. Следователь. Классные чины и специальные звания. Прочитать ст. 54 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Прочитать раздел учебника по прокурорскому надзору, касающийся понятийного аппарата. Ознакомиться с Указом Президента РФ от 14.01.2011 № 38 с прилагаемым Положением о Следственном комитете Российской Федерации. Ознакомиться со ст. 38 УПК РФ о понятии следователя.
Тема 2. Подготовка прокуроров и следователей 2 ч. Понятие и правовые основы службы в органах прокуратуры и Следственного комитета. Ограничения по службе и гарантии прав прокуроров и следователей. Поступление на службу в прокуратуру и Следственный комитет. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей. Назначения на должность и освобождение от должности в прокуратуре и Следственном комитете. Прохождение службы в прокуратуре и Следственном комитете. Аттестация. Классные чины и специальные звания. Поощрение и ответственность прокуроров и следователей. Основания прекращения службы и правовые последствия. Кадровая служба в органах прокуратуры и Следственного комитета. Подбор, расстановка, использование и воспитание кадров. Кадровый резерв. Подготовка кадров в образовательных организациях, организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки   Изучить ст. 43.4 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Ознакомиться с Положением о Следственном комитете Российской Федерации. Ознакомиться со статьей Бессарабова В.Г. «Учебный курс «Прокурорский надзор» и подготовка прокурорских кадров // Законность. 2010. № 7. Ознакомиться со статьей В. Ямникова «Профессиональная подготовка следователей» // Законность. 2006. № 10.
Тема 3. Прокуратура Российской империи 2 ч. Периодизация истории прокуратуры в России. Исторические условия и необходимость создания прокуратуры в России. Причины создания прокуратуры. Указ Петра 1 «Об учреждении Правительствующего Сената» от 22 февраля 1711 г. Осуществление Сенатом высшего надзора в государстве. Основные документы, регламентирующие деятельность прокуратуры: Указ Петра 1 от 12 января 1722 г. Об учреждении должности генерал- прокурора и обер-прокурора; от 18 января 1722 г. «Об установлении долж-ности прокуроров в надворных судах»; Указ от 27 января 1722 г. «О должности генерал-прокурора». Место прокуратуры в системе органов власти и управления России. Положительные и отрицательные стороны деятельности прокуратуры в России в период ее создания. Превращение прокуратуры в высший орган управления общей компетенции в период правления Екатерины II. Тенденция бюрократизации прокуратуры и сращивание ее с местной администрацией. Манифест об учреждении министерств от 8 сентября 1802 года. Слияние прокуратуры с министерством юстиции. Основные положения о прокуратуре в связи с судебной реформой 1864 года. Изменение целей, задач, функций и содержания общенадзорной деятельности прокуратуры. Ознакомиться с монографией С.М. Казанцева «История царской прокуратуры». Изд-во СПб ун-т, 1993. - 216 с.
Тема 4. Особенности становления и развития прокуратуры в советский период. Создание и развитие прокуратуры Российской Федерации. Образование Следственного комитета России 2 ч. Создание советской государственной системы. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов. Положение о прокурорском надзоре, принятое ВЦИК РСФСР 28 мая 1922 г. Письмо В.И. Ленина от 20 мая 1922 года « О «двойном» подчинении и законности». Создание органов советской прокуратуры в структуре органов Наркомата юстиции. Совмещение должности Народного комиссара юстиции и прокурора РСФСР. Роль и функции советской прокуратуры. Введение должности на-родных следователей. Конституция СССР, 1924 года. Создание прокуратуры Верховного Суда СССР. Компетенция Прокуратуры Верховного Суда СССР. Постановление ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1933 г. «Об учреждении прокуратуры Союза ССР». Независимость прокуратуры от государственных органов. Функции прокуратуры СССР, порядок их осуществления. Введение классных чинов и знаков отличия, форменного обмундирования в 1943 году для работников прокуратуры. Присвоение Прокурору СССР звания Генерального прокурора СССР законом Верховного Совета СССР от 19 марта 1946 года. Регламентация деятельности прокуратуры СССР по Конституции СССР, 1977 года. Принципы организации и деятельности прокуратуры. Осуществление прокуратурой Высшего надзора за исполнением законов. Внесение дополнений в Конституцию СССР в 1987 году. Усиление надзорной роли прокуратуры. Распад и ликвидация СССР. Прекращение деятельности прокуратуры СССР. Закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года. Структура и компетенция органов прокуратуры Российской Федерации. Определение прокуратуры Российской Федерации в ст. 129 Конституции РФ, 1993 года. Функции и основные направления деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Образование Следственного комитета при прокуратуре. Выделение Следственного комитета из системы органов прокуратуры Российской Федерации. Создание самостоятельного Следственного комитета России. Изучить работу В.И. Ленина «О «двойном» подчинении и законности» от 20 мая 1922 г.// Полн.собр. соч.Т.45.С.197-201. Ознакомиться с Положением о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. № 44.Ст.539. Ознакомиться с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. «Об учреждении прокуратуры СССР» //СЗ СССР.1933.№40. Ст.239. Ознакомиться с Конституцией СССР 1936 г.//Хрестоматия по истории государства и права России. С.342-357. Ознакомиться с Положением о прокурорском надзоре в СССР 1955 г.//Ведомости Верховного Совета СССР. 1955. № 9. Ст.222. Ознакомиться с Конституцией СССР, 1977 г.// Хрестоматия по истории государства и права России. С.374-402. Ознакомиться с Законом СССР от 30 ноября 1979 г. «О прокуратуре СССР». Ознакомиться с Концепцией судебной реформы / Под ред. Б.А.Золотухина. М., 2001. Изучить ст. 129 Конституции РФ. Ознакомиться с Федеральным законом от 28.12.2010 г. «О Следственном комитете Российской Федерации».
Тема 5. Построение прокурорской системы и системы Следственного комитета России 2 ч. Система органов и организаций прокуратуры. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Территориальные органы прокуратуры. Специализированные органы прокуратуры. Следственный комитет Российской Федерации. Главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления и следственные отделы Следственного комитета. Межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные следственные подразделения Следственного комитета. Изучить федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (с посл. изм. и доп.) «О прокуратуре Российской Федерации». Изучить Положение о Следственном комитете Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 14.01.2011. № 38.
Тема 6. Прокуратура района (города) – основное звено прокурорской системы. Следственный отдел Следственного комитета России по району (городу). 2 ч. Прокуратура района (города). Место и роль в системе органов прокуратуры Российской Федерации. Распределение служебных обязанностей. Принципы организации и деятельности. Прокуратура города с районным делением. Межрайонные прокуратуры. Прокуратура административного округа. Полномочия прокурора го-рода, района. Взаимодействие прокуратуры района (города) с контролирующими органами, правоохранительными органами и судом. Руководитель Следственного отдела. Первый заместитель (заместитель) руководителя Следственного отдела. Старший помощник (помощник) руководителя Следственного отдела. Руководитель (заместитель руководителя) Следственного отделения (в составе Следственного отдела). Следователь по особо важным делам, старший следователь, следователь. Следователь-криминалист. Старший инспектор (инспектор). Старший эксперт (эксперт). Распределение обязанностей. Организация взаимодействия с прокуратурой района (города). Ознакомиться с методическим пособием «Организация работы городской (районной) прокуратуры». – М., 2001. Изучить Положение о Следственном комитете Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 14.01.2011. № 38.
Тема 7. Прокуратура в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью 2 ч. Понятие и значение координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Правовые основы координации. Сущность термина «борьба с преступностью». Участники координационной деятельности по борьбе с преступностью. Цели, задачи и принципы координации. Уровни координационной деятельности. Формы координации. Роль и полномочия прокуроров в координационной деятельности по борьбе с преступностью. Подготовка и организация исполнения решений координационных совещаний. Изучить ст.8 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (с посл. изм. и доп.) «О прокуратуре Российской Федерации». Ознакомиться с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утв. Указом Президента РФ от 18.04.1996 № 567 ( в ред.от 25.11.2003). Ознакомиться со статьей Князевой Е.Г. «Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» / Российский следователь. 2009. № 6. Ознакомиться со статьей Руденко Ю.И. «К вопросу о координации правоохранительной деятельности». «Российская юстиция». 2010, № 11.
Тема 8. Профессиональная этика прокурора и следователя 2 ч. Принцип законности в деятельности прокуроров и следователей. Понятие и содержание профессиональной этики прокурора и следователя. Присяга прокурора и следователя - основа профессиональной этики. Моральные качества и нравственные требования, предъявляемые к прокурору и следователю. Ответственность за нарушение норм профессиональной этики. Изучить текст присяги прокурора и следователя. Изучить приказ Генерального прокурора РФ от 17.03.2010 № 114 « Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации», Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации, утвержденный Председателем Следственного комитета РФ 11.04.2011.

Практические занятия

Занятие 1. Тема 1. Предмет и основные понятия учебной дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика». 2 часа.

План занятия:

1. Цели, задачи и содержание учебной дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика». Соотношение и связь учебной дисциплины с другими юридическими дисциплинами.

2. Основные понятия учебной дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика».

3. Профессиональная этика: понятие и сущность.

Рефераты, доклады:

1. Значение профессии прокурора и следователя в деле обеспечения законности и правопорядка.

2. Значение профессиональной этики.

Занятие 2. Тема 2. Подготовка прокуроров и следователей. 2 часа.

План занятия:

1. Понятие и правовые основы службы в органах прокуратуры и Следственного комитета.

2. Поступление на службу в прокуратуру и Следственный комитет.

3. Прохождение службы в прокуратуре и Следственном комитете.

4. Кадровая служба в органах прокуратуры и Следственного комитета. Подготовка кадров в образовательных организациях, организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Рефераты, доклады:

1. Психологическое тестирование при отборе на службу в прокуратуру и Следственный комитет.

2. Подготовка кадров для органов прокуратуры и Следственного комитета в Институте прокуратуры МГЮА.

3. Подготовка кадров для органов прокуратуры и Следственного комитета в специализированных учебных заведениях.

Занятие 4. Тема 4. Особенности становления и развития прокуратуры в советский период. Создание и развитие прокуратуры Российской Федерации. Образование Следственного комитета России. 2 часа.

План занятия:

1. Создание советской государственной системы.

2. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов.

3. Положение о прокурорском надзоре, принятое ВЦИК РСФСР 28 мая 1922 г. Письмо В.И. Ленина от 20 мая 1922 года « О «двойном» подчинении и законности».

4. Создание органов советской прокуратуры в структуре органов Наркомата юстиции. Совмещение должности Народного комиссара юстиции и прокурора РСФСР.

5. Роль и функции советской прокуратуры. Введение должности народных следователей.

6. Конституция СССР, 1924 года. Создание прокуратуры Верховного Суда СССР. Компетенция Прокуратуры Верховного Суда СССР.

7. Постановление ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1933 г. «Об учреждении прокуратуры Союза ССР». Независимость прокуратуры от государственных органов. Функции прокуратуры СССР, порядок их осуществления.

8. Введение классных чинов и знаков отличия, форменного обмундирования в 1943 году для работников прокуратуры. Присвоение Прокурору СССР звания Генерального прокурора СССР законом Верховного Совета СССР от 19 марта 1946 года.

9. Регламентация деятельности прокуратуры СССР по Конституции СССР, 1977 года. Принципы организации и деятельности прокуратуры. Осуществление прокуратурой Высшего надзора за исполнением законов.

10. Внесение дополнений в Конституцию СССР в 1987 году. Усиление надзорной роли прокуратуры.

11. Распад и ликвидация СССР. Прекращение деятельности прокуратуры СССР.

12. Закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года. Структура и компетенция органов прокуратуры Российской Федерации.

13. Определение прокуратуры Российской Федерации в ст. 129 Конституции РФ, 1993 года.

14. Функции и основные направления деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.

15. Образование Следственного комитета при прокуратуре.

16. Создание самостоятельного Следственного комитета России.

Рефераты, доклады:

1. Судебная реформа 1922 года. Дискуссия по вопросу создания

прокуратуры.

2. Конституция СССР, 1936 года о прокуратуре СССР.

3. Положение о прокурорском надзоре в СССР, 1955 года.

4. Закон «О прокуратуре СССР» от 30 ноября 1979 года.

5. Место и роль прокуратуры в системе органов власти России.

6. Современные тенденции развития прокуратуры Российской Федерации.

7. Следственный комитет России: цели, задачи, функции.

Образовательные технологии

Программа дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика» построена таким образом, чтобы обучение сопровождалось не столько традиционными методами обучения, но в большей степени элементами активных форм усвоения учебного материала. Особенностью образовательного процесса является то, что по данной дисциплине нет единого учебного пособия. Студентам предлагается готовиться к занятиям по первоисточникам, возникающие при этом вопросы, на которые студент затрудняется ответить, являются дополнением к тем, которые указаны в планах практических занятий. С их рассмотрения начинаются практические занятия.

К активным образовательным технологиям, которые предлагается применять, относятся:

- подготовка письменных заданий и их обсуждение на учебном занятии;

- самостоятельное изучение дополнительной литературы и выступление перед учебной группой о ее содержании.

- участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение;

- анализ конкретных ситуаций, решение практических задач;

- подготовка письменных организационно-распорядительных документов.

- участие практических работников органов прокуратуры в проведении учебных занятий.

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
Лекции Тема 1. Предмет и основные понятия учебной дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика». Участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение. 2 часа
Практические Занятия Тема 1 Подготовка рефератов, докладов и их обсуждение на учебном занятии; самостоятельное изучение дополнительной литературы и выступление перед учебной группой с изложением основного содержания. 2 часа
Лекции Тема 2. Подготовка прокуроров и следователей. Участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; мозговой штурм. 2 часа
Практические занятия Тема 2. Подготовка рефератов, докладов и их обсуждение на учебном занятии; самостоятельное изучение дополнительной литературы и выступление перед учебной группой с изложением основного содержания. 2 часа
Лекции Тема 3. Прокуратура Российской империи. Участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение. 2 часа
Практические занятия Тема 3. Самостоятельное изучение дополнительной литературы и выступление перед учебной группой с изложением основного содержания; анализ конкретных ситуаций, решение практических задач; подготовка выступления; презентация проекта. 2 часа
Лекции Тема 4. Особенности становления и развития прокуратуры в советский период. Создание и развитие прокуратуры Российской Федерации. Образование Следственного комитета России. Участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; мозговой штурм. 2 часа
Практические занятия Тема 4. Самостоятельное изучение дополнительной литературы и выступление перед учебной группой с изложением основного содержания; анализ конкретных ситуаций, решение практических задач; презентация проекта. 2 часа
Лекции Тема 5. Построение прокурорской системы и системы Следственного комитета России. Участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; участие практических работников в проведении учебных занятий; мозговой штурм. 2 часа
Практические занятияТема 5. Самостоятельное изучение дополнительной литературы и выступление перед учебной группой с изложением основного содержания; анализ конкретных ситуаций, решение практических задач. 2 часа
Лекции Тема 6. Прокуратура района (города) – основное звено прокурорской системы. Следственный отдел Следственного комитета России по району (городу).   Участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; мозговой штурм. 2 часа
Практические занятияТема 6. самостоятельное изучение дополнительной литературы и выступление перед учебной группой с изложением основного содержания; анализ конкретных ситуаций, решение практических задач; презентация проекта. 2 часа
ЛекцииТема 7. Прокуратура в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; мозговой штурм. 2 часа
Практические Занятия Тема 7. Самостоятельное изучение дополнительной литературы и выступление перед учебной группой с изложением основного содержания; анализ конкретных ситуаций, решение практических задач; презентация проекта. 2 часа
ЛекцииТема 8. Профессиональная этика прокурора и следователя. Участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; мозговой штурм. 2 часа
Практические занятия Тема 8. Самостоятельное изучение дополнительной литературы и выступление перед учебной группой с изложением основного содержания; анализ конкретных ситуаций, решение практических задач. 2 часа
Итого: 32

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов

Вопросы для зачета

1. Причины и обстоятельства образования прокуратуры в царской России.

2. Исторические периоды развития органов прокуратуры в России.

3. Характерные особенности развития прокуратуры в советский период.

4. Характеристика современной прокуратуры России.

5. Образование Следственного комитета России.

6. Цели и задачи прокурорского надзора в России.

7. Отрасли прокурорского надзора и иные направ

Наши рекомендации