Судебный порядок взыскания налога.
Взыскание налога с организаций в судебном порядке производится в случаях, предусмотренных в п. 2 ст. 45 НК РФ, а также в случаях пропуска налоговыми органами срока на принятие решения о взыскании налога в рамках административного порядка взыскания.
В частности, законодатель устанавливает исключительно судебный порядок взыскания налога в следующих случаях (п. 2 ст. 45 НК РФ):
- с организации, если ее обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной такой организацией, или статуса и характера деятельности такой организации;
- с организации, если ее обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
- в других случаях, установленных указанной статьей.
Таким образом, в случае неисполнения организацией обязанности по уплате налогов в добровольном порядке взыскание налогов может быть осуществлено налоговыми органами принудительно в административном или судебном порядке.
§ 3. Налоговые проверки как форма налогового контроля
Формы налогового контроля
В целях осуществления контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах налоговые органы осуществляют налоговый контроль посредством проведения налоговых проверок, получения объяснения налогоплательщиков, проверок данных учета и отчетности, а также в других формах, установленных НК РФ.
Виды налоговых проверок
Налоговые проверки являются основным способом налогового контроля. Выделяют два вида налоговых проверок:
- камеральные налоговые проверки;
- выездные налоговые проверки.
Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ)
Место проведения. Камеральная налоговая проверка организации проводится по месту нахождения налогового органа.
Предмет проверки. Проводится на основе деклараций и расчетов, которые периодически представляются организацией в налоговый орган, а также на основе других документов о деятельности организации, имеющихся у налогового органа. Например, основанием для камеральной проверки может стать подача организацией в налоговый орган декларации или расчета авансовых платежей по НДС, налогу на прибыль или в связи с подачей в налоговый орган уточненной декларации и др.
Специальное разрешение руководителя налогового органа на проведение камеральной налоговой проверки должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, не требуется. Более того, о начале проверки не требуется и извещения организации. Таким образом, организация может и не знать, что в отношении ее в данный момент такая проверка проводится.
Срок проведения камеральной проверки - не более трех месяцев со дня представления организацией налоговой отчетности. Продление срока камеральной налоговой проверки законодательством не предусмотрено.
Налоговый орган вправе затребовать пояснения от организации, если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) расчете или противоречия между сведениями, представленными налогоплательщиком, и имеющимися у налогового органа. Организация вправе приложить к пояснениям документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Перечень документов, который налоговый орган вправе истребовать у организации в ходе камеральной налоговой проверки, ограничен следующими документами:
- документы, подтверждающие право организации на налоговые льготы, в случае если организация использует налоговые льготы;
- документы, подтверждающие правомерность применения организацией налоговых вычетов по НДС;
- при проверке декларации (расчета) по налогу на прибыль организации - участника инвестиционного товарищества - сведения о периоде участия в таком договоре, о приходящейся на него доли прибыли (убытков);
- при проверке уточненной декларации (расчета), которая подана по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной отчетности за соответствующий период, в которой сумма налога к уплате меньше либо сумма убытка больше, чем в ранее поданной отчетности за тот же период - могут быть затребованы первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в показателях налоговой декларации (расчета), а также аналитические регистры налогового учета, на основании которых были сформированы указанные показатели налоговой отчетности до и после их корректировки;
- при проверке налогов, связанных с использованием природных ресурсов, - документы, являющиеся основанием исчисления и уплаты таких налогов;
- иные документы, которые налогоплательщик был обязан представить вместе с налоговой декларацией.
Невыполнение требования налогового органа о представлении документов в установленный срок может повлечь наложение на налогоплательщика штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Требование о представлении документов должно относиться к предмету проверки и позволять организации четко определить, какие именно документы запрашивают налоговые органы. Нарушение данного требования влечет отсутствие оснований для применения к организации ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за невыполнение требования налогового органа <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07.
Оформление результатов камеральной налоговой проверки.
Если по результатам проведения камеральной налоговой проверки, а также рассмотрения представленных налогоплательщиком пояснений и документов налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт налоговой проверки в течение 10 рабочих дней после ее окончания (п. 5 ст. 88 НК РФ, п. 1 ст. 100 НК РФ). Акт вручается налогоплательщику или его представителю в срок 5 рабочих дней.
Таким образом, по результатам камеральной налоговой проверки акт составляется только в том случае, если выявлены какие-либо нарушения законодательства о налогах и сборах. В случае же, если по результатам проверки нарушений не выявлено, составления какого-либо документа, фиксирующего результаты камеральной проверки, не требуется.
Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ)
Место проведения. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении организации), однако если возможность в предоставлении помещения для проведения проверки у организации отсутствует, то указанная проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Предмет проверки. Предметом выездной налоговой проверки является правильность и своевременность исчисления и уплаты налогов. Выездная проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться как по одному (тематическая проверка), так и по нескольким (комплексная проверка) налогам одновременно. При этом организация должна учитывать ряд гарантий, установленных для нее в отношении пределов налоговой проверки, а именно:
- налоговые органы не вправе проводить в отношении одной организации более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС о необходимости проведения выездной налоговой проверки сверх указанного ограничения <1>;
--------------------------------
<1> При этом в расчете количества налоговых проверок организации не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок филиалов и представительств организации.
- налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
- указанные выше ограничения не распространяются на повторные выездные налоговые проверки, которые могут проводиться: 1) вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку; 2) ранее проводившим проверку налоговым органом - в случае представления организацией уточненной декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного <1>. Если при проведении повторной налоговой проверки будет выявлено налоговое правонарушение, не выявленное при первоначальной проверке, то к организации не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при первоначальной проверке явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа;
--------------------------------
<1> В этом случае в рамках повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
- в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносится руководителем или заместителем руководителя налогового органа (в отличие от камеральной проверки, которая не требует специального решения) <1>.
--------------------------------
<1>Форма решения утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ // Бюллетень нормативный актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 13.
Срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. Однако указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях до шести месяцев. Основания и порядок продления срока выездной налоговой проверки утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-0б/892@. Заметим, однако, что перечень оснований продления сроков выездной налоговой проверки в указанном акте, к сожалению, является открытым.
При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.
Законодательство предусматривает возможность приостановления срока выездной налоговой проверки по решению руководителя (заместителя руководителя налогового органа), что может существенно увеличить фактический срок проведения выездной налоговой проверки до года и более.
Перечень документов, которые налоговый орган вправе истребовать у организации в ходе проведения выездной налоговой проверки, в законе отсутствует (в отличие от перечня, предусмотренного в рамках камеральной налоговой проверки). В законе определено, что могут быть "истребованы необходимые для проверки документы". Таким образом, истребуемые налоговым органом документы должны соотноситься с предметом проверки.
Необходимо учитывать, что истребование у организации документов за пределами сроков проведения налоговой проверки недопустимо <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57.
Оформление результатов выездной налоговой проверки. Следует различать два документа - справку об окончании проверки и акт выездной проверки. Окончание выездной налоговой проверки фиксируется справкой о проведенной проверке, которая составляется в последний день выездной проверки и вручается организации. Таким образом, юридическое значение справки состоит в том, что она подтверждает завершение проверки и невозможность дальнейшего осуществления проверяющими действий, направленных на ее продолжение. Документом, фиксирующим результаты проверки и выводы проверяющих, является акт выездной проверки.
Таким образом, если по результатам камеральной налоговой проверки акт составляется только в случае выявления нарушений, то результаты выездной налоговой проверки всегда оформляются актом.
Акт является документом, который содержит результаты проверки. Акт выездной проверки составляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке, фиксирующей окончание проверки.
Акт по результатам выездной налоговой проверки составляется независимо от того, были ли в ходе выездной проверки выявлены какие-либо нарушения законодательства о налогах и сборах. В акте содержатся документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых (пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ).
Оформление результатов выездной налоговой проверки более формализовано, чем камеральной налоговой проверки. По результатам выездной налоговой проверки всегда составляется акт, и, кроме того, в последний день выездной проверки проверяющими должна быть составлена справка, подтверждающая окончание проверки.
Организация, не согласная с выводами и предложениями проверяющих, изложенными в акте налоговой проверки (камеральной или выездной), в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения, приложив к ним документы (или их копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт налоговой проверки, иные материалы налоговой проверки, а также письменные возражения организации по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем или заместителем руководителя налогового органа в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, предусмотренного для представления организацией возражений.
Организация должна быть извещена о времени и месте рассмотрения возражений: нарушение указанного условия является основанием для последующей отмены решения налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения возражений, вышестоящим налоговым органом или судом (п. 4 ст. 101 НК РФ).
По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимает одно из двух решений (п. 7 ст. 101 НК РФ):
- о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение налогового органа, вынесенное по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган и затем в суд в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.
§ 4. Ответственность организации
за нарушение налогового законодательства
Понятие и субъекты ответственности
за нарушение налогового законодательства
За нарушение законодательства о налогах и сборах лицо может понести юридическую ответственность. При этом ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах предусмотрена не только нормами НК РФ, но и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) <1>, а также Уголовного кодекса (далее - УК РФ) <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1) Ст. 1.
<2> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах представляет собой совокупность различных видов юридической ответственности, которую может понести лицо в связи с совершением правонарушения.
В НК РФ (ст. 107) установлено, что ответственность за совершение налогового правонарушения несут организации и физические лица. Отметим, что, поскольку обособленные подразделения российского юридического лица (включая филиалы и представительства) не охватываются термином "организация" (ст. 11 НК РФ), то они не могут выступать самостоятельным субъектом ответственности за нарушение норм налогового законодательства.
Указанное выше подтверждается и судебной практикой. Так, отменяя постановление кассационной инстанции о привлечении филиала банка к ответственности, Президиум ВАС РФ уточнил, что, привлекая филиал банка к ответственности, налоговый орган неправомерно расширительно истолковал нормы ст. 107 НК РФ о субъекте налогового правонарушения, что недопустимо <1>. Таким образом, ответственность за неисполнение налогового законодательства филиалом и представительством российского юридического лица несет само юридическое лицо, в состав которого и входит этот филиал или представительство <2>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2007 N 13617/05.
<2>Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9.
Общие условия привлечения к ответственности
за нарушение налогового законодательства
Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотрены в НК РФ (ст. 108). Содержание основных условий привлечения к ответственности организации сводятся к следующим положениям:
- привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения допускается только в порядке и по основаниям, предусмотренным НК РФ;
- не допускается повторность привлечения к ответственности за совершение одного и того же правонарушения;
- в качестве основания привлечения организации к ответственности за нарушение налогового законодательства выступает установление факта совершения нарушения решением налогового органа, вступившим в силу;
- привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной и иной ответственности, предусмотренной законами РФ;
- привлечение организации к ответственности не снимает с нее обязанности уплатить налоги;
- организация невиновна, пока ее вина в совершении правонарушения не будет доказана в предусмотренном законом порядке; организация не обязана доказывать свою невиновность, обязанность доказывания ее виновности возлагается на налоговые органы, а все неустранимые сомнения в виновности организации толкуются в пользу организации.
Таким образом, в рамках общих условий привлечения к ответственности сформулированы и важнейшие дополнительные гарантии защиты прав организаций при привлечении их к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Меры ответственности за нарушение
законодательства о налогах и сборах
Единственно возможной мерой ответственности (санкцией) за нарушение законодательства о налогах и сборах, закрепленной в НК РФ, является штраф <1>. Таким образом, санкции по НК РФ носят исключительно имущественный характер.
--------------------------------
<1> При этом следует учитывать, что пеня, которую налогоплательщик должен выплатить за уплату налога в бюджет в более поздние сроки, чем это предусмотрено законодательством, не поименована автором в качестве санкции по НК РФ, поскольку в налоговом праве пеня санкцией не является, а рассматривается как способ обеспечения исполнения налоговой обязанности и как компенсация потерь государственной казны в результате недополучения сумм налога в срок в случае задержки уплаты налога.
Размер штрафа варьируется в зависимости от налогового правонарушения. Штрафы по НК РФ установлены как в твердой сумме (см., например, п. 1 ст. 126 НК РФ) <1>, так и в процентах от определенной величины (см., например, п. 1 ст. 122 НК РФ) <2>.
--------------------------------
<1> Так, например, непредставление налоговому органу документов, необходимых для налогового контроля, в установленный срок повлечет взыскание с организации штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
<2> Так, например, неуплата или неполная уплата сумм налога повлечет взыскание с организации штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Ответственность должностных лиц
за правонарушения в налоговой сфере
Как было отмечено выше, следует учитывать, что при рассмотрении общих условий привлечения к ответственности наложение штрафа на организацию по НК РФ за нарушение законодательства о налогах и сборах не исключает привлечение к ответственности должностных лиц организации по нормам КоАП РФ или УК РФ. Причина этого заключается в том, что должностные лица субъектами ответственности по НК РФ не являются.
В частности, Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от 27.01.2003 N 2 <1> отметил, что субъектами ответственности по НК РФ являются сами организации-налогоплательщики, а не их должностные лица.
--------------------------------
<1> Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ. 2005. N 12. С. 376.
Таким образом, нарушение норм законодательства о налогах и сборах может повлечь не только привлечение организации к ответственности в виде штрафа, предусмотренного НК РФ, но в ряде случаев и привлечение к ответственности должностных лиц организации по нормам КоАП РФ или УК РФ.
Так, например, ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность организации за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. При этом привлечение организации к ответственности не исключает и привлечение к ответственности ее должностного лица, но уже по нормам КоАП РФ, а именно по ст. 15.5 КоАП РФ (нарушение сроков представления налоговой декларации).
Основания освобождения организации от ответственности
за нарушения налогового законодательства