То есть от имени управляемого общества без доверенности будет действовать единоличный исполнительный орган - директор управляющей организации.
§ 6. Коллегиальный исполнительный орган
Образование коллегиального исполнительного органа
В силу ч. 3 ст. 65.3 ГК РФ в случаях, предусмотренных ГК РФ, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.).
По смыслу закона коллегиальный исполнительный орган является факультативным органом управления и может не образовываться в корпорации любой организационно-правовой формы, за исключением случаев, когда его образование предусмотрено законом или уставом.
Образование этого органа осуществляется общим собранием акционеров или советом директоров, в зависимости от того, что предусмотрено уставом (пп. 8 п. 1 ст. 48, пп. 9 п. 1 ст. 65 Закона об АО; п. 1 ст. 41 Закона об ООО).
Наиболее распространенным способом образования коллегиального исполнительного органа являются избрание правления корпорации.
Количество членов правления, срок их полномочий, компетенция определяются уставом общества; сроки, порядок созыва и проведения заседаний коллегиального исполнительного органа, а также порядок принятия им решений устанавливаются уставом и внутренними документами.
Компетенция коллегиального исполнительного органа
К компетенции коллегиального исполнительного органа относятся вопросы, не входящие в компетенцию высшего и коллегиального органа управления корпорацией (ч. 3 ст. 65.3 ГК РФ).
Компетенция коллегиального исполнительного органа не должна дублировать полномочия единоличного исполнительного органа.
В компетенцию правления очень часто включаются вопросы об утверждении оперативных финансово-хозяйственных планов общества и отчетов об их исполнении, разработка методических документов по осуществлению бизнес-процессов.
В силу ч. 3 ст. 66.3 ГК РФ в непубличных обществах на рассмотрение коллегиального исполнительного органа могут быть переданы вопросы, отнесенные законом к компетенции общего собрания участников, за исключением вопросов, непосредственно указанных в этой статье.
Кроме того, в непубличных обществах функции коллегиального исполнительного органа общества могут быть переданы единоличному исполнительному органу, закреплены за коллегиальным органом управления полностью или в части, либо возможно отказаться от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются коллегиальным органом управления (п. п. 2, 3 ч. 3 ст. 66.3 ГК РФ).
Коллегиальный исполнительный орган зачастую служит механизмом ограничения полномочий единоличного исполнительного органа. Так, в компетенцию коллегиального органа передаются полномочия по утверждению наиболее важных сделок - в зависимости от предмета (например, с недвижимым имуществом, основными средствами и прочими ценными активами) или по сумме - в размере определенной стоимости активов общества, более низком, чем это требуется для признания сделки крупной, но значительном, чтобы предоставить возможность ее заключения непосредственно единоличному исполнительному органу общества.
Состав коллегиального исполнительного органа и
порядок принятия решений
Членом коллегиального исполнительного органа является физическое лицо, которое может не быть акционером или участником хозяйственного общества.
Как правило, в состав коллегиального исполнительного органа избираются лица, занимающие в корпорации значимые руководящие должности.
Коллегиальный исполнительный орган принимает решения на своих заседаниях. Каждый член коллегиального исполнительного органа имеет при голосовании один голос и не может передавать его иному лицу, в том числе другому члену этого органа. Это правило обусловлено индивидуальной ответственностью каждого члена правления за результаты своей деятельности (ст. 53.1 ГК РФ, ст. 71 Закона об АО, ст. 44 Закона об ООО).
По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены положения о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального исполнительного органа общества (п. 6 ч. 3 ст. 66.3 ГК РФ). Представляется, что многие компании воспользуются такой возможностью с целью облегчения решения процедурных вопросов.
Образование правления в структуре органов управления корпорацией имеет ряд преимуществ, в числе которых:
- повышение степени персональной ответственности топ-менеджеров за принимаемые решения;
- "разгрузка" совета директоров, освобождение его от незначительных оперативных решений, повышение качества и степени проработки вопросов, выносимых на рассмотрение совета директоров и общего собрания участников (акционеров);
- повышение качества и степени проработки решений, принимаемых топ-менеджером;
- снижение финансовых рисков по заключаемым сделкам.
§ 7. Контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью общества
Ревизионная комиссия как орган внутреннего контроля
Ревизионная комиссия - орган внутреннего контроля хозяйственного общества, избираемый на общем собрании акционеров (участников).
Ревизионная комиссия создается для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.
Ревизионная комиссия вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества и иметь доступ ко всей документации, касающейся его деятельности (ч. 2 ст. 47 Закона об ООО, ч. ч. 3, 4 ст. 85 Закона об АО).
В силу п. 4 ч. 3 ст. 66.3 ГК РФ по решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены положения об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества.
Таким образом, ревизионная комиссия является обязательным органом внутреннего контроля только для публичных обществ.
При этом нашей рекомендацией является создание ревизионной комиссии во всех обществах, включая непубличные, в случае, если владение отделено от управления бизнесом, то есть если владельцы бизнеса не принимают непосредственного участия в текущем управлении, не занимают должностей в исполнительных органах. В этом случае ревизионная комиссия будет являться дополнительным инструментом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, который может быть использован собственниками бизнеса в любое время.
Для ООО законодательно установлена и еще одна особенность: функции ревизионной комиссии общества, если это предусмотрено уставом, может осуществлять утвержденный общим собранием участников общества аудитор, не связанный имущественными интересами с обществом, членами его органов управления и участниками (п. 6 ст. 32 Закона об ООО).
Избрание членов ревизионной комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для формирования других органов общества, и регулируется, соответственно, ст. 53 Закона об АО и ст. 36 Закона об ООО. Избрание членов ревизионной комиссии и досрочное прекращение их полномочий относятся к исключительной компетенции общего собрания (п. 2 ст. 48 Закона об АО, п. 2 ст. 33 Закона об ООО).
В ревизионную комиссию целесообразно избирать лиц, имеющих профильное образование и опыт в сфере финансов, бухгалтерского учета, налогообложения, юриспруденции, а также лиц, обладающих компетенциями по профилю основной деятельности компании.
Членами ревизионной комиссии (ревизором) общества не могут быть члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, и члены коллегиального исполнительного органа общества (ч. 6 ст. 32 Закона об ООО, ч. 6 ст. 85 Закона об АО).
Компетенция ревизионной комиссии
Компетенция ревизионной комиссии определяется уставом общества. Порядок ее деятельности регулируется в АО в соответствии с законом и внутренними документами, а в ООО - в соответствии с уставом и внутренними документами (п. 2 ст. 85 Закона об АО, п. 4 ст. 47 Закона об ООО).
В акционерном обществе ревизионная проверка осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также в любое время по инициативе самой ревизионной комиссии либо решению общего собрания акционеров, совета директоров, акционера (акционеров), владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества (п. 3 ст. 85 Закона об АО).
В обществах с ограниченной ответственностью ревизионная комиссия в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием участников. Общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы при отсутствии заключений ревизионной комиссии (п. 3 ст. 47 Закона об ООО).
Аудит
Общество с ограниченной ответственностью для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вправе, а в случаях, предусмотренных законом, обязано ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (внешний аудит). Такой аудит также может быть проведен по требованию любого из участников общества (ч. 4 ст. 67.1 ГК РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", проведение аудита является обязательным в случае, если объем выручки от продажи продукции организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб. (пп. 4 п. 1 ст. 5).
Акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, уставом общества, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества должен быть проведен по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале акционерного общества составляет десять и более процентов (ч. 5 ст. 67.1 ГК РФ).
§ 8. Вознаграждения членов совета директоров и ревизионной
комиссии хозяйственного общества
По решению общего собрания участников (акционеров) членам совета директоров в период исполнения ими своих обязанностей по осуществлению общего руководства деятельностью общества могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания участников (акционеров) (ч. 2 ст. 32 Закона об ООО, ч. 2 ст. 64 Закона об АО).
Аналогичное положение предусмотрено в отношении выплат вознаграждений и компенсаций членам ревизионной комиссии акционерного общества (ч. 1 ст. 85 Закона об АО).
Законом об ООО выплата вознаграждения членам ревизионной комиссии не предусмотрена, однако это не препятствует общему собранию участников принять соответствующее решение.
Таким образом, выплата вознаграждений членам совета директоров и ревизионных комиссий является прерогативой общего собрания акционеров (участников), то есть правом, а не обязанностью общества.
При отсутствии экономической целесообразности вознаграждение членам совета директоров и ревизионной комиссии можно не выплачивать.
Заметим, что законодательство не связывает возможность выплаты этих вознаграждений с наличием прибыли у общества. Другое дело, что средства, направленные на выплату вознаграждений, не уменьшают налогооблагаемую прибыль компании. Так, в силу п. 48.8 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм вознаграждений и иных выплат, осуществляемых членам совета директоров.
В отношении выплат членам ревизионной комиссии Налоговый кодекс РФ не содержит каких-либо норм, позволяющих (запрещающих) относить эти выплаты на расходы и уменьшать налогооблагаемую прибыль.
Позиция фискальных органов состоит в том, что выплаты членам ревизионной комиссии также не уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Так, в письме Минфина России от 10.07.2007 N 0303-06/1/475 отмечено, что деятельность членов ревизионной комиссии не основана на трудовых или гражданско-правовых договорах, а выплаты им по этой причине не могут быть признаны расходами.