От имени управляющего общества без доверенности действует лицо, исполняющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации, либо иное лицо по выданной им доверенности.

§ 7. Ревизионная комиссия (ревизор) общества

Создается для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Является обязательным органом для публичных АО.

Избрание членов ревизионной комиссии и досрочное прекращение их полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания (пп. 9 п. 1 ст. 48 Закона об АО; п. 2 ст. 33 Закона об ООО) <*>.

--------------------------------

<*> Уставом непубличного акционерного общества может быть предусмотрена передача этого вопроса в компетенцию совета директоров (п. 2.1 ст. 48 Закона об АО).

Права и обязанности ревизионной комиссии определяются уставом общества.

Порядок деятельности регулируется в АО в соответствии с Законом и внутренними документами, в ООО - в соответствии с уставом и внутренними документами (п. 2 ст. 85 Закона об АО; п. 4 ст. 47 Закона об ООО).

Основания проверок финансово-хозяйственной

деятельности общества

АО   ООО
Проверка осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также в любое время по инициативе: - самой ревизионной комиссии; - по решению общего собрания акционеров; - по решению совета директоров; - по требованию акционера (акционеров), владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества (п. 3 ст. 85 Закона об АО) Ревизионная комиссия проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием участников. Общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы при отсутствии заключений ревизионной комиссии (п. 3 ст. 47 Закона об ООО). Проверка в других случаях может осуществятся по инициативе: - самой ревизионной комиссией; - по решению общего собрания участников; - по решению совета директоров; - по требованию участников (порядок деятельности ревизионной комиссии в ООО должен быть предусмотрен уставом и положением о ревизионной комиссии)

§ 8. Внутренний и внешний аудит

Аудит проводится для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

┌───────────────────────────────────┐┌───────────────────────────────────────┐

│ Внутренний аудит - ││ Внешний аудит - │

│ в обществе создается ││ приглашается аудитор, не связанный │

│ подразделение внутреннего аудита ││ имущественными интересами │

│ ││ с обществом или его участниками │

└───────────────────────────────────┘└──────────────────┬────────────────────┘

┌───────────────┴─────────────┐

V V

┌───────────────────────────────────────┐┌─────────────┐

│ ООО ││ АО │

│ ││ │

│обязателен только в случаях, ││ обязателен │

│предусмотренных законом ││ │

│(ст. 5 ФЗ "Об аудиторской деятельности"││ │

└───────────────────────────────────────┘└─────────────┘

Внешний аудит, помимо случаев, определенных Законом, проводится:

- В ООО - по требованию любого из участников общества;

- В АО - по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале акционерного общества составляет десять и более процентов, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, уставом общества.

Основные нормативные акты и судебная практика

- ГК РФ;

- АПК РФ;

- ТК РФ;

- Закон об АО;

- Закон об ООО;

- Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ;

- письмо Банка России от 10 апреля 2014 г. N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления";

- письмо Банка России от 31 июля 2014 г. N 015-55/6227 "Об обязанности акционерных обществ, ведущих реестр акционеров самостоятельно, передать ведение реестра акционеров регистратору, а также о ведении реестра акционеров публичных акционерных обществ независимым регистратором";

- Постановление Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах";

- Постановление Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25;

- Постановление Пленума ВС РФ от 2 июня 2015 г. N 21.

Глава 10. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ

После злоупотреблений при учреждении, главнейшею причиною

неурядиц в акционерных оборотах служит искание места

в членах Правления или Совета... Сплошь и рядом в

акционерной области повторяются не только при учреждении,

но и по управлению одни и те же имена.

Э.Р.Вреден

§ 1. Правовое регулирование аффилированности

Понятие и цель правового регулирования аффилированности

"АФФИЛИРОВАННОСТЬ - основанное на законе и имеющее юридическое значение отношение связанности между двумя и более лицами (ст. 53.2 ГК РФ).

АФФИЛИРОВАННЫЕ ЛИЦА - юридические и (или) физические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 4 Закона о конкуренции).

Цель правового регулирования аффилированности - отслеживание возникновения отношений неравенства и возможное его устранение для защиты интересов экономически подчиненных субъектов, а также для защиты государственных интересов.

Применение института аффилированности в корпоративном праве

Институт аффилированности применяется в том числе в случаях:

- определения лиц, заинтересованных в совершении хозяйственным обществом сделки (ст. 81 Закона об АО, ст. 45 Закона об ООО);

- определения независимых директоров, имеющих право принимать решение о совершении акционерным обществом с числом акционеров более одной тысячи сделки, в совершении которой имеется заинтересованность (ст. 83 Закона об АО);

- определения перечня лиц, информация о которых предоставляется участниками хозяйственного общества этому обществу (ст. ст. 82 и 93 Закона об АО, ст. 45 Закона об ООО);

- определения перечня лиц, информация о которых раскрывается акционерным обществом (ст. 93 Закона об АО);

- определения лиц, обязанных в соответствии с главой XI.1 Закона об АО соблюдать определенный порядок приобретения более 30% акций публичного общества.

Основания аффилированности

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Основания │

└──────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┘

┌────────────────────┬─────────┴──────────┬──────────────────┐

V V V V

┌───────────────────┐┌──────────────────┐┌──────────────────┐┌─────────────────┐

│имущественная - ││договорная - ││организационно- ││родственная - │

│владение 20 и более││наличие договорных││управленческая - ││наличие │

│% голосующих акций ││обязательств, ││участие физических││между лицами, │

│(долей участия) в ││позволяющих одной ││лиц в органах ││входящими в │

│уставном капитале ││стороне определят ││управления ││органы управления│

│хозяйственного ││условия ведения ││юридических лиц ││различных │

│общества ││предприниматель- ││ ││организаций, │

│ ││ской деятельности ││ ││отношений родства│

│ ││другой стороной ││ ││и свойства │

│ ││(например, договор││ ││ │

│ ││кредита с залогом ││ ││ │

│ ││имущества) ││ ││ │

└───────────────────┘└──────────────────┘└──────────────────┘└─────────────────┘

Аффилированные лица юридического лица.

Ст. 4 Закона о конкуренции

- члены совета директоров (наблюдательного совета) данного юридического лица, члены его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

- лица, имеющие право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный (складочный) капитал, вклады, доли данного юридического лица;

- юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

- члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы (ФПГ), а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников ФПГ (если юридическое лицо является членом ФПГ) (ст. 4 Закона о конкуренции).

Аффилированные лица физического лица.

Ст. 4 Закона о конкуренции

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

- юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал, вклады, доли данного юридического лица;

- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо.

Несмотря на отсутствие прямого указания в Законе, в правоприменительной практике встречается установление аффилированности физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, по критерию принадлежности к группе лиц.

Для целей применения положений п. 1 ст. 81 Закона об АО статус индивидуального предпринимателя или занятие предпринимательской деятельностью не требуются ни для физических лиц, по отношению к которым устанавливаются аффилированные лица, ни для самих аффилированных лиц (Постановление Президиума ВАС РФ от 22 марта 2012 г. N 14613/11 по делу N А60-41550/2010-С4).

Аффилированность публично-правовых образований

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Позиции признания публично-правовых образований аффилированными лицами │

└────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────┴───────────────────┐

V V

┌──────────────────────────────────────┐┌─────────────────────────────────────┐

│Возможность признания аффилированности││ Невозможность признания │

│ (менее обоснованная) ││аффилированности (более обоснованная)│

│- обосновывается распространением на ││- обосновывается наличием у │

│ публично-правовые образования норм, ││ государства особых задач, │

│ определяющих участие юридических ││ заключающихся в осуществлении │

│ лиц в гражданских правоотношениях ││ контроля за социально значимыми │

│ (п. п. 1, 2 ст. 124 ГК РФ) ││ отраслями экономики (п. 2 ст. 124 │

│ ││ ГК РФ; письмо Минэкономразвития РФ │

│ ││ от 16 ноября 2009 г. N Д06-3271; │

│ ││ Постановление ВАС РФ от 6 декабря │

│ ││ 2011 г. N 11523/11) │

└──────────────────────────────────────┘└─────────────────────────────────────┘

Публично-правовые образования не признаются аффилированными лицами кредитной организации (письмо ЦБ РФ от 19 ноября 2007 г. N 33-2-14/5345).

Публично-правовые образования не должны признаваться аффилированными лицами.

§ 2. Правовое регулирование группы лиц

Понятие, цели правового регулирования группы лиц

ГРУППА ЛИЦ - совокупность юридических и физических лиц, которые в результате определенных способов экономического контроля и влияния друг на друга рассматриваются как единый субъект рынка.

Цели правового регулирования - определить носителей реальной экономической власти и эффективно воздействовать на их деятельность для обеспечения конкуренции.

Основания для признания группы лиц содержатся в ст. 9 Закона о защите конкуренции.

Основания установления группы лиц.

Часть 1 ст. 9 Закона "О защите конкуренции"

Критерии между юр. лицами между юр. лицом и физ. лицом между физ. лицами
наличие права распоряжаться более 50% голосующих акций (долей участия) в уставном капитале V V -
осуществление функций единоличного исполнительного органа (управляющей организацией, управляющим) V V -
наличие права давать обязательные указания на основании учредительных документов или заключенного договора V V -
совпадение количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) СД более чем на 50% V - -
назначение (избрание) ЕИО по предложению другого лица V V -
избрание более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров по предложению другого лица V V -
наличие родственных отношений - - V
вхождение в группу лиц с одним и тем же лицом по основаниям п. п. 1 - 7 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции V V V
наличие права распоряжаться более 50% голосующих акций (долей участия) в уставном капитале совместно с другими лицами, образующими группу лиц, по основаниям п. п. 1 - 8 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции V V V

Контролирующие лица

(в целях применения Закона о защите конкуренции)

КОНТРОЛЬ (в целях применения Закона о защите конкуренции) - возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через одно или несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

- распоряжение более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

- осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Соотношение категорий "аффилированные лица",

"контролирующие лица" и "группа лиц"

Понятия "аффилированные лица" и "группа лиц" соотносятся как общее и частное, поскольку аффилированность возможна по иным критериям, а не только в связи с принадлежностью к группе лиц.

Контролирующие лица - еще более тесное образование внутри группы лиц, квалифицируемое на основании способности юридического (физического) лица определять решения, принимаемые юридическим лицом.

Различия между категориями "группа лиц" и "аффилированные лица":

- различны степень влияния и глубина экономического контроля: для признания лица аффилированным достаточно наличия менее тесных взаимосвязей, чем для установления группы лиц;

- категория "группа лиц" распространяется как на "влияющее лицо", так и на подверженное влиянию; аффилированным может быть признано только влияющее лицо;

- в отличие от категории "группа лиц", понятие "аффилированность" не применяется в сфере антимонопольного законодательства.

Правовые последствия аффилированности

и признания хозяйствующих субъектов группой лиц

Правовые последствия признания субъектов аффилированными лицами:

- необходимость раскрытия информации об аффилированности;

- необходимость преодоления конфликта интересов путем одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Правовые последствия признания хозяйствующих субъектов группой лиц:

- распространение на действия (бездействие) группы лиц запретов, наложенных ФАС на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, входящего в группу;

- установление доли группы лиц как единого хозяйствующего субъекта на рынке с учетом доли на рынке каждого участника группы лиц;

- согласование действий хозяйствующих субъектов внутри группы не признается экономической координацией, следовательно, на нее не распространяется запрет;

- установление особого правового режима государственного контроля за экономической концентрацией в отношении группы лиц.

Правовые последствия установления контроля

в антимонопольной сфере

Наши рекомендации