Ключевыми принципами корпоративного управления являются: справедливость, ответственность, прозрачность, подотчетность.
Справедливость: равное отношение к акционерам, включая миноритариев и иностранных акционеров.
Ответственность: ответственность за управление компанией возлагается на членов органов управления.
Прозрачность: структура корпоративного управления должна обеспечивать своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам деятельности компании.
Подотчетность: менеджмент компании подотчетен органам управления, а органы управления подотчетны акционерам.
Учитывая наибольшую распространенность создания юридических лиц в формах хозяйственных обществ, в настоящей главе мы будем рассматривать только модели организации органов управления корпораций - хозяйственных обществ.
С учетом изменений, внесенных в ГК РФ Законом N 99-ФЗ, можно выделить следующие основные модели построения структуры органов управления корпорацией.
Первая модель, которую в силу широкой распространенности в хозяйственных обществах можно считать классической, предполагает образование двух обязательных во всех корпорациях органов управления:
1) общее собрание участников (акционеров) корпорации - высший орган управления;
2) единоличный исполнительный орган (генеральный директор, директор, председатель и т.п.).
Вторая модель, также получившая распространение в российских компаниях, предполагает образование наряду с обязательными органами управления только одного факультативного органа - коллегиального органа управления (преимущественно именуется в российских компаниях советом директоров) и включает:
1) общее собрание участников (акционеров) корпорации - высший орган управления;
2) коллегиальный орган управления (совет директоров, наблюдательный совет) - общее руководство деятельностью корпорации;
3) единоличный исполнительный орган (генеральный директор) - текущее руководство деятельностью корпорации.
Третья модель, практикуемая преимущественно в группах компаний, предполагает образование непосредственно в основном (материнском) обществе наряду с обязательными органами управления также и факультативных органов и включает 4 уровня:
1) общее собрание участников (акционеров) корпорации - высший орган управления;
2) коллегиальный орган управления (совет директоров, наблюдательный совет) - общее руководство деятельностью корпорации;
3) коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) - текущее руководство деятельностью корпорации;
4) единоличный исполнительный орган (генеральный директор) - текущее руководство деятельностью корпорации.
Четвертая модель, почти не встречающаяся в практике, предусматривает образование всех факультативных органов управления и, кроме того, передачу полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему:
1) общее собрание участников (акционеров) корпорации - высший орган управления;
2) коллегиальный орган управления (совет директоров, наблюдательный совет) - общее руководство деятельностью корпорации;
3) коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) - текущее руководство деятельностью корпорации;
4) единоличный исполнительный орган (управляющая организация, управляющий) - текущее руководство деятельностью компании.
Необходимо отметить, что на момент написания настоящей главы реформа корпоративного законодательства не завершена. Требуется внесение изменений в специальные законы о хозяйственных обществах, в частности в ФЗ "Об акционерных обществах" и ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", на предмет приведения их в соответствие с новой редакцией ГК РФ.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов в соответствие с новыми положениями ГК РФ законодательные и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат указанным положениям.
Представляется, что отдельные положения ГК РФ в случае более детального регулирования соответствующих общественных отношений становятся специальными по отношению к положениям законов о хозяйственных обществах и подлежат преимущественному применению.
§ 2. Общее собрание акционеров (участников)
Общее собрание акционеров (участников) как высший орган
управления хозяйственных обществ
Российское законодательство признает общее собрание участников (акционеров) высшим органом управления корпорации - хозяйственного общества (ч. 1 ст. 65.3 ГК РФ, п. 1 ст. 47 Закона об АО, п. 1 ст. 32 Закона об ООО).
В силу специфики данного органа управления, включающего в себя, по сути, владельцев компании, его образование не предполагает никакого специального порядка, за исключением процедуры созыва, и происходит в силу наличия юридического факта - владения участниками собрания акциями (долями) корпорации.
Участниками (акционерами) корпорации будут являться лица, включенные в список участников (реестр акционеров) корпорации. Список участников в обществах с ограниченной ответственностью ведет непосредственно общество, а в акционерных обществах держателем реестра должна быть специализированная организация - регистратор.
В силу ч. 2 ст. 149 ГК РФ (в ред. п. 5 ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ "О внесении изменении в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации") с 1 октября 2014 г. все АО обязаны передать ведение реестра лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию. Публичные акционерные общества обязаны передать ведение реестра независимому регистратору в соответствии с п. 4 ст. 97 ГК РФ.
Общее собрание участников (акционеров) корпорации, в отличие от единоличного исполнительного органа, не является постоянно действующим органом управления, а его созыв подчиняется определенным правилам, соблюдение которых необходимо для легитимности принимаемых им решений.
Общие собрания участников (акционеров) могут быть очередными и внеочередными.
Проведение очередных собраний является обязательным для корпорации - хозяйственного общества, а сроки их проведения и вопросы, которые подлежат включению в их повестку, установлены законом.
Так, ежегодное годовое собрание акционеров в АО проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. На годовом общем собрании акционеров должны решаться вопросы об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества, утверждении аудитора общества, вопросы, предусмотренные пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона об АО, а также могут решаться иные вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров (ч. 1 ст. 47 Закона об АО). В ООО очередное общее собрание участников проводится в сроки, определенные уставом общества, но не реже чем один раз в год, а уставом общества должен быть определен срок проведения очередного общего собрания участников общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества. Указанное общее собрание участников общества должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года (ст. 34 Закона об ООО).
В силу ч. 2 ст. 65.3, ч. 2 ст. 67.1 ГК РФ к исключительной компетенции общего собрания участников (акционеров) корпорации - хозяйственного общества независимо от его организационно-правовой формы, если иное не предусмотрено ГК РФ или другим законом, относятся:
- определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;
- утверждение и изменение устава корпорации;
- определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;
- образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;
- утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;
- принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;
- принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
- избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации;
- изменение размера уставного капитала общества, если иное не предусмотрено законами о хозяйственных обществах;
- принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества другому хозяйственному обществу (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему), а также утверждение такой управляющей организации или такого управляющего и условий договора с такой управляющей организацией или с таким управляющим, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции коллегиального органа управления общества;
- распределение прибылей и убытков общества;
- решение иных вопросов, отнесенных к исключительной компетенции ее высшего органа законом и учредительным документом корпорации.
Вопросы, отнесенные ГК РФ и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено ГК РФ или другим законом.
Компетенция общего собрания участников ООО
Общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью согласно Закону об ООО (п. 2 ст. 33) имеет общую и исключительную компетенцию. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им к компетенции иных органов общества.
Помимо вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания участников корпорации - хозяйственного общества ч. 2 ст. 65.3, ч. 2 ст. 67.1 ГК РФ, компетенцию общего собрания участников ООО в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона об ООО составляют также следующие вопросы:
- утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества);
- принятие решения о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.
Компетенция общего собрания акционеров
Помимо вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания участников корпорации ч. 2 ст. 65.3, ч. 2 ст. 67.1 ГК РФ, компетенцию общего собрания акционеров в соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона об АО составляют также следующие вопросы:
- определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
- выплата (объявление) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года;
- определение порядка ведения общего собрания акционеров;
- избрание членов счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий;
- дробление и консолидация акций;
- принятие решений об одобрении сделок в случаях, предусмотренных ст. 83 Закона об АО (сделок, в совершении которых имеется заинтересованность);
- принятие решений об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных ст. 79 Закона об АО (крупных сделок);
- приобретение обществом размещенных акций в случаях, предусмотренных Законом об АО;
- утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества;
- принятие решения об обращении с заявлением о листинге акций общества и (или) эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции общества, если уставом общества решение указанного вопроса не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;
- принятие решения об обращении с заявлением о делистинге акций общества и (или) эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в его акции.
С учетом изменений, внесенных в ГК РФ Законом N 99-ФЗ, в частности, редакцией п. 2 ст. 65.3 ГК РФ, законодательно сняты ограничения на возможность расширения компетенции общего собрания акционеров уставом общества, которые в настоящее время содержатся в п. 3 ст. 48 Закона об АО.
Среди вопросов, которые могут быть переданы на решение совету директоров, можно выделить вопросы так называемой альтернативной и смешанной компетенции. Вопросы общего собрания можно отнести к альтернативной компетенции, если это установлено уставом общества в соответствии с диспозитивной нормой закона: образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий, увеличение уставного капитала путем выпуска дополнительных акций (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 3, 4 ст. 39 Закона об АО).
По вопросам смешанной компетенции решения могут принимать оба органа: и общее собрание, и совет директоров. Примером смешанной компетенции может быть вопрос об одобрении крупной сделки с имуществом, стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества (п. 2 ст. 79 Закона об АО).
Важно учитывать, что распределение компетенции может не носить единожды заданный характер, поскольку участники непубличных обществ (обществ с ограниченной ответственностью и непубличных АО) достаточно свободны в определении компетенции органов управления общества. Для этого они должны внести соответствующие изменения в устав общества.
Так, в непубличных акционерных обществах к компетенции общего собрания акционеров могут быть отнесены вопросы, не относящиеся к ней в соответствии с ГК РФ или Законом об АО (п. 8 ч. 3 ст. 66.3 ГК РФ).
С учетом изменений, внесенных в ГК РФ Законом N 99-ФЗ, в непубличных обществах по единогласному решению его участников (учредителей) в устав общества могут быть включены положения о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества (совета директоров, наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением наиболее значимых вопросов:
- внесения изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;
- реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;
- определения количественного состава коллегиального органа управления общества и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;
- определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
- увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;
- утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов хозяйственного общества.
Таким образом, в непубличных хозяйственных обществах часть компетенции высшего органа управления может быть перераспределена в пользу иных органов управления, за исключением единоличного исполнительного органа.
Порядок подготовки, созыва и проведения общих
собраний акционеров (участников) хозяйственного общества
В хозяйственных обществах, по общему правилу, подготовкой и созывом общего собрания занимается совет директоров (подп. 3, 4 п. 1 ст. 65 Закона об АО, подп. 10 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО), и только если этот орган не образуется, его полномочия, связанные с организацией работы общего собрания, передаются исполнительным органам.
Особенностью процедуры формирования повестки дня собрания акционеров является то, что целый ряд вопросов могут быть внесены для решения собранием только по предложению совета директоров, если иное не предусмотрено уставом общества.
Предложения подают акционеры общества, владеющие не менее чем двумя процентами голосующих акций АО, не позднее чем через 30 дней после окончания финансового года, если уставом общества не установлен более поздний срок (п. 1 ст. 53 Закона об АО).
В обществах с ограниченной ответственностью любой участник вправе вносить предложения о включении в повестку дня общего собрания участников общества дополнительных вопросов не позднее чем за пятнадцать дней до его проведения (п. 2 ст. 36 Закона об ООО).
- Уведомление о созыве общего собрания АО.
Сообщение должно быть сделано не позднее чем за 20 дней, а сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, - не позднее чем за 30 дней до даты его проведения (п. 1 ст. 52 Закона об АО).
- Уведомление о созыве общего собрания ООО.
Уведомление направляется не позднее чем за 30 дней до проведения собрания заказным письмом по адресу, указанному в списке участников общества, если уставом не предусмотрен иной порядок.
- Право на участие в общем собрании акционеров.
Право на участие в общем собрании акционеров имеют все акционеры - владельцы обыкновенных акций, а также акционеры, обладающие привилегированными акциями, в случаях, когда эти акции становятся голосующими (п. п. 4, 5 ст. 32 Закона об АО). Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составляется на основании данных реестра акционеров общества.
- Право на участие в общем собрании участников.
В Законе об ООО отсутствуют специальные требования к составлению списка участников собрания. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании, принимать участие в обсуждении вопросов его повестки дня и голосовать при принятии решений.
- Кворум общего собрания акционеров.
Общее собрание акционеров правомочно, если в нем приняли участие акционеры, обладающие по совокупности более 50% голосов размещенных голосующих акций на дату составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании (п. 1 ст. 58 Закона об АО).
- Специфика определения кворума на общем собрании ООО.
Закон об обществах с ограниченной ответственностью не регулирует порядок определения кворума общих собраний участников, поскольку принятие решения и подсчет голосов в обществах с ограниченной ответственностью осуществляются не от присутствующих участников, а от общего числа голосов участников.
- Порядок голосования.
Голосование на общем собрании акционеров осуществляется по принципу "одна голосующая акция - один голос". В обществе с ограниченной ответственностью каждый участник имеет на общем собрании число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале. Уставом общества с ограниченной ответственностью по единогласному решению участников может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников общества (абз. 5 п. 1 ст. 32 Закона об ООО). Это означает, что участники ООО могут отказаться от принципа пропорциональности при голосовании.
Исключением из обозначенных выше правил подсчета голосов является кумулятивное голосование, применяемое в АО при избрании членов совета директоров, а в ООО, если это предусмотрено уставом общества, - при избрании членов совета директоров, членов коллегиального исполнительного органа и (или) членов ревизионной комиссии общества.
При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому участнику общества, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в орган общества, и участник общества вправе отдать полученное таким образом число голосов полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее количество голосов.
- Порядок принятия решений.
По общему правилу, решения общего собрания акционеров принимаются простым большинством голосов, за исключением случаев, специально оговоренных в законе, решение по которым может быть принято большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций (п. 4 ст. 49 Закона об АО, п. п. 3, 4 ст. 39 Закона об АО). При этом круг вопросов, решения по которым могут быть приняты квалифицированным большинством голосов, не может быть расширен уставом акционерного общества (п. 2 ст. 49 Закона об АО).
Напротив, для общества с ограниченной ответственностью установлено правило о возможности расширения в его уставе перечня вопросов, решения по которым могут быть приняты квалифицированным большинством голосов участников (не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена законом или уставом общества) или единогласно (п. 8 ст. 37 Закона об ООО). То есть участники ООО гораздо более свободны в определении порядка принятия решений. Так, например, установив единогласие по отдельным вопросам общего собрания, участники практически предусматривают право вето для миноритарного участника, поскольку решение не может быть принято без его согласия.
По результатам проведения общего собрания акционеров не позднее 3 рабочих дней после его закрытия составляется протокол общего собрания.
В отношении ООО законом не установлен срок составления протокола общего собрания участников, но не позднее чем в течение 10 дней после его составления исполнительный орган общества или иное осуществлявшее ведение протокола лицо обязаны направить копию протокола всем участникам общества в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания участников общества (ч. 6 ст. 37 Закона об ООО).
Федеральным законом от 07.05.2013 N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела 1 части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса РФ" ГК РФ дополнен главой 9.1 - "Решения собраний".
Статьей 181.2 данной главы установлены требования к протоколам голосований, которые применимы и к протоколам общих собраний участников (акционеров) хозяйственных обществ.
Так, в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:
- дата, время и место проведения собрания;
- сведения о лицах, принявших участие в собрании;
- результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
- сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
- сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.
В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:
- дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества;
- сведения о лицах, принявших участие в голосовании;
- результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
- сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
- сведения о лицах, подписавших протокол.
Способы принятия решений общим собранием акционеров
(участников)
Решения на общих собраниях акционеров (участников) могут быть приняты:
- путем совместного присутствия акционеров (участников);
- путем заочного голосования.
Общее собрание акционеров (участников) проводится путем совместного присутствия акционеров (участников) общества для обсуждения вопросов повестки дня и принятия по ним решений путем голосования.
Заочное голосование не предполагает совместного присутствия акционеров (участников) и заключается в получении их мнения по вопросам повестки дня и принятии по ним решений путем сбора бюллетеней для голосования.
Проведение общего собрания в форме заочного голосования не допускается: для акционерных обществ в случае, если повестка дня общего собрания акционеров включает вопросы годового общего собрания, в том числе об избрании совета директоров общества, ревизионной комиссии, утверждении аудитора и т.д. (п. 2 ст. 50 Закона об АО); для обществ с ограниченной ответственностью при утверждении годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов (п. 1 ст. 38 Закона об ООО).
Одной из новелл ГК РФ, внесенных Законом N 99-ФЗ, является необходимость удостоверения решений, принятых общим собранием участников и состава участников общества, присутствовавших при их принятии (ч. 3 ст. 67.1 ГК РФ).
В отношении акционерных обществ решения и состав участников подтверждаются лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров АО и выполняющим функции счетной комиссии, а в отношении непубличного акционерного общества - путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии.
В ООО решения и состав участников подтверждаются путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.
Полагаем, что обществам с ограниченной ответственностью целесообразно воспользоваться предоставленной возможностью и предусмотреть в уставе иной способ удостоверения решения или единогласно принимать решение о способе его удостоверения на каждом собрании участников. К иным способам удостоверения решений может относиться, например, подписание решения всеми присутствующими на собрании участниками или их председателем и секретарем собрания, избранными на соответствующем собрании. Перечень таких способов является открытым. При этом важно, чтобы избранный способ удостоверения решений предотвращал возможный отказ любого участника от подписания решения. В противном случае, например, участник, голосовавший против какого-либо решения на собрании, может заблокировать оформление решения общего собрания.
В связи с наделением нотариата новыми функциями, связанными с удостоверением решений органов управления юридических лиц, в Основы законодательства о нотариате Федеральным законом от 29.12.2014 N 457-ФЗ внесены изменения, регламентирующие данную процедуру.
В частности, согласно ст. 103.10 Основ законодательства о нотариате для совершения данного нотариального действия нотариус должен присутствовать при проведении собрания или заседания органа управления юридического лица, проверить правоспособность юридического лица, определить компетенцию его органа управления в части принятия решения, наличие кворума на собрании или заседании и на основании подсчета голосов, представленного счетной комиссией или иным уполномоченным на подсчет голосов лицом, наличие необходимого количества голосов для принятия решения в соответствии с законодательством и учредительными документами юридического лица.
Об удостоверении факта принятия решения органом управления юридического лица и о составе участников (членов) этого органа, присутствовавших при принятии данного решения, нотариус выдает свидетельство. Нотариус отказывает в удостоверении факта принятия решения, ничтожность которого очевидна для нотариуса в момент выдачи свидетельства. Нотариус не проверяет соблюдение порядка созыва собрания или заседания органа управления юридического лица.
Кроме того, Федеральной налоговой палатой подготовлено пособие по применению в нотариальной практике ст. 67.1 ГК РФ (письмо Федеральной нотариальной палаты от 01.09.2014 в редакции от 30.11.2014).
В соответствии с разъяснениями, данными Федеральной нотариальной палатой, удостоверение может быть совершено любым нотариусом в пределах нотариального округа, в котором проводится собрание участников хозяйственного общества, при этом нотариус не может удостоверить принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, если решения принимались в форме заочного голосования.
Нотариус не может удостоверять и принятие ничтожных решений. Кроме того, Федеральная нотариальная палата отмечает, что нотариус не выполняет функции счетной комиссии и не отвечает за достоверность данных о результатах голосования, представленных счетной комиссией (лицом, ответственным за подсчет голосов).
На ООО с одним участником и АО с одним акционером требования ГК об удостоверении решений не распространяются.
Также необходимо отметить, что с учетом внесенных в ГК РФ Законом N 99-ФЗ изменений в непубличных хозяйственных обществах по единогласному решению их участников (учредителей) в устав общества могут быть включены положения о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников хозяйственного общества, принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании непубличного общества и на получение информации о нем (п. 5 ч. 3 ст. 66.3 ГК РФ).
Таким образом, в уставе непубличного общества можно предусмотреть иной (упрощенный или усложненный) порядок созыва, подготовки и проведения собрания, например, изменить срок уведомления о созыве общего собрания участников (акционеров) и т.п.
Мы рекомендуем непубличным обществам воспользоваться данной возможностью и упростить порядок созыва, подготовки и проведения общего собрания, предусмотрев это в уставе. Например, непубличное общество может предусмотреть отправку уведомлений о созыве собрания по электронным каналам связи, телефонным уведомлением, публикацией на официальном сайте в сети Интернет и т.п.
§ 3. Совет директоров (наблюдательный совет)
Образование совета директоров
Согласно п. 4 ст. 65.3 ГК РФ наряду с исполнительными органами в корпорации может быть образован в случаях, предусмотренных ГК РФ, другим законом или уставом корпорации, коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации.
Буквальное толкование нормы п. 4 ст. 65.3 ГК РФ позволяет сделать вывод, что коллегиальный орган управления является факультативным (необязательным) органом управления и может образовываться в случаях, когда это предусмотрено законодательством или уставом корпорации.
Обязательное образование коллегиального органа управления предусмотрено лишь для публичных акционерных обществ. Порядок его образования и компетенция определяются Законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества (ч. 3 ст. 97 ГК РФ).
В практике корпоративного управления в хозяйственных обществах коллегиальным органом управления, как правило, является совет директоров (наблюдательный совет).
Совет директоров (наблюдательный совет) - коллегиальный орган управления хозяйственным обществом, осуществляющий общее руководство его деятельностью.
Мы рекомендуем создавать коллегиальный орган управления - совет директоров - и в непубличных обществах, в частности в компаниях, имеющих значительные активы, выручку, дочерние компании и филиалы по следующим причинам.
Совет директоров является органом акционерного контроля и стратегического управления. Представляется, что наличие совета директоров обеспечивает баланс интересов собственников и менеджеров, то есть способствует решению "агентской проблемы". Нередко в уставах корпораций предусматривают ограничения полномочий единоличных исполнительных органов в пользу совета директоров.
Кроме того, совет директоров выступает своеобразным "буфером" ответственности для контролирующих акционеров (участников), которые могут проводить свою волю не напрямую, а посредством формирования совета директоров и влияния на принимаемые им решения.
В непубличных обществах за коллегиальным органом управления могут быть закреплены функции коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) полностью или в части, а также возможно вообще не создавать коллегиальный исполнительный орган, если его функции осуществляются коллегиальным органом управления (советом директоров, наблюдательным советом) (п. 2 ч. 3 ст. 66.3 ГК РФ).
Кроме того, как мы уже отмечали, в непубличных обществах в пользу коллегиального органа управления может быть перераспределена компетенция общего собрания участников (акционеров), за исключением вопросов, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 66.3 ГК РФ.
Члены коллегиального органа управления корпорации имеют право:
- получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;
- требовать возмещения причиненных корпорации убытков;
- оспаривать совершенные корпорацией сделки по основаниям, предусмотренным ст. 174 ГК РФ или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также требовать применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации в порядке, установленном п. 2 ст. 65.2 ГК РФ.
Заметим, что права членов коллегиального органа управления предъявлять требования о возмещении причиненных убытков и оспаривании совершенных корпорацией сделок впервые предусмотрены в отечественном законодательстве и коррелируют возрастающей ответственности членов советов директоров (наблюдательных советов) <1>.
--------------------------------
<1> Об ответственности членов советов директоров (наблюдательных советов) см. § 2 главы XIII этой книги.
Общим требованием к составу коллегиального органа управления любой корпорации является требование о том, что лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями (ч. 4 ст. 65.3 ГК РФ).
Деятельность совета директоров (наблюдательного совета) АО регулируется главой VIII Закона об акционерных обществах.
При этом в текущей редакции Закона об акционерных обществах (ч. 1 ст. 64) его образование в акционерном обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций 50 и более является обязательным.
Учитывая, что в соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ впредь до приведения законодательных актов в соответствие с положениями ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) законодательные акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ, образование совета директоров в АО с числом акционеров - владельцев голосующих акций 50 и более не является обязательным, если такое АО является непубличным.
Компетенция совета директоров АО
Компетенция совета директоров может быть расширена уставом общества путем включения любых вопросов, касающихся общего руководства, кроме отнесенных Законом об АО к компетенции общего собрания акционеров.
В числе наиболее значимых вопросов компетенции совета директоров АО можно выделить следующие вопросы (ч. 1 ст. 65 Закона об АО):
- определение приоритетных направлений деятельн