ВОПРОС: наследование по закону
Законы XII таблиц устанавливали три очереди наследования.
Первоочередными наследниками являлись непосредственные подвластные наследодателя (дети, внуки от ранее умерших детей, не вышедшие из-под власти домовладыки к моменту смерти последнего). Они получали наследство независимо от воли принять его, т.е. являлись "необходимыми наследниками".
Если после наследодателя не оставалось "необходимых наследников", к наследству призывался ближайший агнатский родственник умершего. Он мог не принимать наследство, в таком случае наследуемое имущество становилось выморочным, преемство правомочий наследника не допускалось.
Только если совсем не оставалось агнатских родственников, к наследованию призывались члены одного с ним рода, т.е. когнатские родственники (являвшиеся лишь наследниками третьей очереди).
По мере разложения патриархальной семьи система наследования на основании агнатского родства теряла свою актуальность и значимость.
Преторский эдикт в первую очередь наследников поставил детей наследодателя, в их число были также включены эмансипированные дети умершего.
Вторую очередь составили агнатские родственники наследодателя.
Третью очередь образовали кровные (когнатские) родственники наследодателя, вплоть до шестого колена.
Лишь в четвертой очереди наследования стоял супруг.
Если наследники первой очереди не принимали наследство, то оно открывалось для наследников второй очереди, а не становилось автоматически выморочным, как ранее.
Последнее изменение условий римского наследования по закону относится к Юстиниановому праву и содержится в новеллах Юстиниана.
Первую очередь наследников составили нисходящие родственники наследодателя (сыновья и дочери, внуки и т.д.). Между нисходящими родственниками одной степени родства (напр., между всеми сыновьями и дочерьми наследодателя) наследство при наследовании по закону делилось поровну. К наследству в первоочередном порядке призывались нисходящие родственники более близкого к наследодателю родства (напр., если у наследодателя были дети и они не отказывались от наследства, внуки к наследованию уже не призывались). Эти правила распространялись и при наследовании наследниками других очередей наследования.
Вторую очередь наследования составляли восходящие родственники наследодателя (родители наследодателя, его бабушки, дедушки и т.д.).
Третью очередь составляли братья и сестры наследодателя.
Четвертую очередь образовывали все остальные кровные (когнатские) родственники наследодателя (без учета степени родства).
Как и прежде, лишь в последнюю очередь к наследованию призывался переживший наследодателя супруг. Однако при этом пережившая мужа вдова получала право на необходимое наследование в размере одной четверти от наследства; если наследников было более трех, то наследственная доля вдовы равнялась их долям.
ВОПРОС: понятие и виды легатов
Легат – распоряжение, которое делалось в завещании наследодателем и состояло в предоставлении определенному лицу какого – то права или иной выгоды за счет наследственного имущества.
Легат – специально установленный завещателем наследственный дар, предназначенный конкретному третьему лицу.
Легат – это сингулярное преемство. Легаторийполучал из наследства какую – то вещь, денежную сумму и т.п.
Поскольку легат можно было оставить только в завещании, нельзя было возложить легаты на наследников по закону.
Легаты по своему правовому статусу делились на легаты pervindicationem (виндикационный) и легаты perdamnationem.
С помощью легата pervindicationemлегатарий получал право собственности на конкретную вещь наследодателя (это его право в полной мере обеспечивалось виндикационным иском).
Легат perdamnationem назначался в форме "пусть наследник будет обязан передать то-то такому-то". Легатарию предоставлялось только обязательственное право требования исполнения воли завещателя в части предоставления данного легата.
ВОПРОС: фидеикомиссы
Фидеикомисс – обращение к чести другого – неформальные легаты, заключавшие в себе просьбу (устную или письменную) дать или сделать что – либо для другого лица, не упомянутого в завещании, под честное слово.
Так как в доклассический период такого рода распоряжения физических лиц не обеспечивались исковой защитой, их исполнение зависело лишь от совести наследника, то и сам фидеикомисс являлся скорее моральным, чем правовым институтом, отсюда и само - название фидеикомисса, переводимое с латыни как "порученный совести".
При императоре Августе им стали придавать юридическое значение, связанное с обращением к административной власти – консулу.
Позже фидеикомиссы, снабженные исковой защитой, по своему правовому положению фактически слились с легатами, что было окончательно закреплено новеллами Юстиниана