Процесс выполнения выпускной квалификационной работы
Собрав и изучив литературные источники, нормативные правовые акты, судебную практику и практический материал, студент приступает к написанию выпускной квалификационной работы. Студенту необходимо скорректировать план в зависимости от изученного и набранного материала, и согласовать его с руководителем выпускной квалификационной работы. Утвержденный план позволит спланировать график написания работы. План по выпускной квалификационной работе является кратким описанием ее логической структуры, включающей основные и второстепенные вопросы, различные классификации и т.д. Поэтому в нем должны быть четко выделены главы и параграфы. Необходимо помнить, что в соответствии со стандартными требованиями выпускная квалификационная работа должна включать введение, основную часть и заключение. После чего необходимо поэтапно приступать к написанию выпускной квалификационной работы.
Излагать материал в выпускной квалификационной работе рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников.
Не допускается также произвольное сокращение слов. Приводимые в тексте цитаты следует тщательно сверить и снабдить их ссылками на источники. Справочные материалы, если они заимствованы, также должны иметь ссылки на источник. Работа без ссылок на источники не принимается к рассмотрению.
При любом цитировании должна быть сделана сноска на первоисточник.
Одно из требований, предъявляемых к выпускной квалификационной работе – четкое и логичное изложение. Перед каждой главой или параграфом должна быть поставлена совершенно конкретная цель. Автору нужно следить за тем, чтобы изложение материала точно соответствовало цели и названию параграфа.
Проверяя работу, особенно тщательно следует сверить фамилии, инициалы, даты, номера статей и т.д. Ответственность за правильность приведенных данных несет студент.
Структура научной работы
Структура выпускной квалификационной работы должна соответствовать утвержденному научным руководителем плану и, как правило, состоять из следующих частей:
– титульный лист (приложение 3);
– задание и календарный план (приложение 4);
– аннотация (приложение 5);
– оглавление (приложение 6);
– введение;
– основная часть (главы и параграфы);
– заключение (приложение 7);
– библиографический список;
– приложения (в случае необходимости).
Введение
В среднем объем введения может варьироваться от 3 до 5 страниц.
Во введении дается краткое обоснование выбора темы выпускной квалификационной работы, обосновывается актуальность проблемы исследования, объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи, методы исследования в выпускной квалификационной работе. При этом важно помнить, что формулировка цели исследования должна отражать название темы работы, а формулировка задач – названия соответствующих глав и параграфов.
Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования, т.е. перечислены авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме; сформулировано и обосновано отношение студента-выпускника к их научным позициям. Далее следует показать научную новизну и практическую значимость работы. В конце «ВВЕДЕНИЯ» приводится структура работы с кратким описанием содержания последующих глав и параграфов выпускной квалификационной работы в виде аннотации к каждой главе и параграфу.
Актуальность
Обоснование актуальности темы исследования − одно из обязательных требований, предъявляемых к выпускной квалификационной работе студента-выпускника. Именно поэтому выпускная квалификационная работа начинается с обоснования актуальности. Выпускная квалификационная работа является квалификационной и то, как автор может выбрать тему и насколько правильно студент-выпускник понимает и оценивает ее с точки зрения современности и социальной значимости, характеризует профессиональную подготовку выпускника.
Для студента-выпускника выбор темы исследования начинается, прежде всего, с выбора наиболее интересующей его отрасли права из ранее изученных, а также с учетом его интересов в дальнейшей профессиональной деятельности.
Студент-выпускник должен кратко показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Если автору выпускной квалификационной работы удастся показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему будет не трудно четко и однозначно определить проблему и сформулировать ее суть. Автору выпускной квалификационной работы не следует отождествлять проблему с вопросом (т.е. с положением, которое также нужно разрешить). Принято считать, что проблема это тот же вопрос, только наиболее важный и сложный. Специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого уже достигнутого знания, а для ответа на вопрос вполне достаточно старого знания, следовательно, вопрос проблемой не является.