Авторы составители: к.ю.н., доцент В.В. Геранин

К.ю.н. И.Н. Романова

Программа производственной практики по направлению подготовки 40.03.01 / 030900.62 «Юриспруденция». / Сост. к.ю.н., доцент В.В. Геранин, к.ю.н. И.Н. Романова. – Рязань, 2015. С. 45.

Программа одобрена на заседании:

кафедры «Уголовно-правовые дисциплины» от 2 сентября 2011 года, протокол № 1

кафедры «Гражданско-правовые дисциплины» от 2 сентября 2011 года, протокол № 2

Рецензент:

Председатель судебной коллегии по уголовным делам Рязанского областного суда А. И.Платонов

Программа производственной практики составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (4 мая 2010 г. № 464) по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция». В программе содержатся рекомендации по прохождению производственной практики, распределению баланса времени студентов, составлению отчета о прохождении практики, по выполнению задания по практике.

Программа предназначена для студентов очной и заочной форм обучения гражданско-правового и уголовно-правового и профиля подготовки.

Содержание

1. Общие положения

2. Цели и задачи практики

3. Тип производственной практики, форма и способы ее проведения

4. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

5. Место производственной практики в структуре ООП бакалавриата

6. Объем производственной практики и ее продолжительность

7. Порядок направления студентов на производственную практику

8. Права и обязанности лиц, участвующих в организации и проведении практики

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике

10. Основное содержание производственной практики

11. Формы отчетности по производственной практике

12. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по производственной практике

13. Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения производственной практики

14. Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

15. Описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики

1. Общие положения

Производственная практика студентов направления подготовки 40.03.01 / 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) бакалавр) организуется и проводится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (4 мая 2010 г. № 464), Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1154 и Положением о практике студентов филиала ЧОУВО «МУ имени С.Ю. Витте» в г. Рязани, утвержденным приказом директора от 22 сентября 2015г. № 51.

Производственная практика является неотъемлемой составной частью учебного процесса и проводится после освоения студентами теории и практики по соответствующей ООП.

Практика, как вид учебной деятельности, направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию теоретических знаний, полученных студентом в процессе изучения профилирующих дисциплин, а также на формирование, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Навыки практической деятельности, полученные в процессе прохождения производственной практики, могут быть использованы при составлении отчета, выполнении научно-исследовательской работы, а в будущем - при подготовке выпускной квалификационной бакалаврской работы.

Характерной особенностью производственной практики является ее комплексный характер и системный подход к изучению практической деятельности органа места прохождения практики.

2. Цели и задачи практики

Цели производственной практики:

-закрепление, углубление и систематизация теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин профессионального цикла;

- развитие имеющихся и приобретение новых практических умений и навыков в области избранной профессиональной деятельности (нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, педагогической);

- повышение мотивации к самосовершенствованию в рамках профессиональной деятельности;

- укрепление связи теоретического обучения с практической деятельностью;

- использование результатов производственной практики для подготовки выпускной квалификационной работы.

Задачи производственной практики:

- ознакомление студентов по месту прохождения практики с работой ведомства, организации (учреждения), практическое освоение основ профессиональной деятельности;

- развитие представлений о содержании конкретных видов профессиональной деятельности;

- выработка умений и навыков самостоятельно применять теоретические знания и проявлять инициативу на практике;

- проверка профессиональной готовности будущего выпускника (бакалавра юриспруденции) к самостоятельной трудовой деятельности;

- приобретение навыков работы с процессуальными и иными документами;

- приобретение навыков профессионального общения с различными категориями граждан при проведении приема граждан и во время присутствия на различных мероприятиях по реализации основных направлений профессиональной деятельности указанных ведомств, организаций (учреждений) (проверках, следственных действиях, судебных заседаниях и др.);

- собирание материалов, необходимых для составления итогового отчета по производственной практике и подготовки выпускной квалификационной работы;

- проверка и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения в Академии по различным отраслям права, а также в сфере прикладных юридических наук.

3. Тип производственной практики, форма и способы ее проведения

Тип производственной практики.

Производственная практика проводится с целью овладения необходимым набором общекультурных и профессиональных компетенций, углубления имеющегося практического опыта, сбора и анализа фактического материала для выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), проверки на практике ее основных положений и рекомендаций.

Форма проведения производственной практики.

Производственная практика может быть проведена стационарно:

- на предприятиях, в учреждениях и организациях, включенных в банк данных баз прохождения практики студентами Филиала;

- на предприятиях, в учреждениях и организациях по выбору студента (соответствующих профилю подготовки).

Способы проведения производственной практики.

Способами производственной практики являются: ознакомление студента с юридическими направлениями деятельности организации (предприятия, учреждения) или ее отдельными структурными подразделениями, их структурой, функциями, задачами, связанными с юридической деятельностью, нормативно-правовой базой, на основе которой они функционируют, особенностью организации документооборота, работа с архивными материалами, изучение нормативно-правовых актов, специальной литературы, изучение и анализ судебной и иной правоприменительной практики.

Студент в обязательном порядке привлекается к правовой работе. Практикант в ходе практики привлекается к составлению проектов юридических документов, посещает вместе с руководителем практики от организации судебные процессы, участвует в качестве наблюдателя в иных юридических процедурах, фиксируя их результаты в отчетной документации по практике.

Руководитель производственной практики от Филиала планирует, организует и контролирует практику студента.

Руководитель производственной практики на базе практики (месте практики от конкретной организации, предприятия или учреждения) дает конкретные задания, объясняет и направляет деятельность практиканта, корректирует деятельность практиканта.

4. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате прохождения производственной практики у обучаемого формируются компетенции по итогам практики, обучаемый должен продемонстрировать следующие результаты.

ОК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания:

Знать: содержание своей будущей профессии, понимать социальную значимость профессии юриста, иметь представление о достаточном уровне правосознания юриста.

Уметь: формировать свое поведение в профессиональной сфере с учетом осознания социальной значимости юриста.

Владеть: достаточным уровнем правосознания.

ОК-2 способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста:

Знать: основные нормативно-правовые акты, закрепляющие профессиональные обязанности, основные принципы этики юриста и их содержание.

Уметь: определять круг профессиональных обязанностей юриста в зависимости от конкретной сферы деятельности, соотносить их реализацию с принципами этики юриста.

Владеть: навыками реализации профессиональных обязанностей юриста в соответствии с принципом этики юриста.

ОК-3 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения:

Знать:

- сущность и значение правовой информации о состоянии законодательства, особенностях судебной практики, формах правореализации для успешной профессиональной деятельности юриста;

- общенаучные и специальные методы научного познания.

Уметь:

- анализировать и обобщать правовую информацию; выявлять новеллы действующего законодательства России;

проводить сравнительный анализ отечественного законодательства;

- давать оценку судебным решениям (опубликованным и неопубликованным) по различным аспектам квалификации;

-применять знание базовых ценностей мировой культуры в своей профессиональной деятельности, стремиться к личностному интеллектуальному и общекультурному развитию.

Владеть:

- навыками получения правовой информации из официальных источников, научной печати и сети Интернет;

- навыками поиска правоприменительной практики, статистических данных, относящихся к сфере профессиональной деятельности юриста гражданско-правового / уголовно-правового профиля.

ОК-4 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь:

Знать: основные принципы логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи в процессе профессиональной деятельности.

Уметь: отличать способы применения этих принципов в процессе юридической деятельности.

Владеть: навыками логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи в процессе профессиональной деятельности.

ОК-5 обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе:

Знать:

- способы участия в обмене идеями, информацией, знаниями и опытом с другими людьми.

Уметь:

- критически оценивать себя и других и конструктивно воспринимать критические суждения;

- выражать и обосновывать собственную позицию по вопросам, касающимся работы коллектива.

Владеть:

- способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.

ОК-6 имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону:

Знать: понятие коррупционного поведения, его формы, основные способы предупреждения, правильно оценивать общественную опасность такого поведения, понимать значение правовых норм; необходимость уважительного отношения к праву и закону в процессе социального взаимодействия.

Уметь: выявлять признаки основных фор коррупционного поведения, противодействовать им, фиксировать факты применения предусмотренных законом антикоррупционных мер, понимать их сущность.

Владеть: пониманием нетерпимого отношения к коррупционному поведению, пониманием необходимости соотнесения своей деятельности с правовыми нормами.

ОК-7 стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства:

Знать: ориентиры необходимости саморазвития, повышения своей квалификации и профессионального мастерства, рассматривать это как основополагающее требование для продолжения профессиональной деятельности, которое может иметь нормативное закрепление, общеобязательное значение для конкретного вида деятельности.

Уметь: выбирать для этого необходимые методы и способы, находить и использовать предусмотренные законом гарантии для этого.

Владеть: стремлением к саморазвитию, первоначальными навыками применения различных способов саморазвития.

ОК-8 способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач:

Знать:

- основные положения социальных, гуманитарных и экономических наук.

Уметь:

- решать социальные и профессиональные задачи.

Владеть:

- навыками и приемами разрешения социальных и профессиональных задач.

ПК-5 способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности:

Знать:

- основные теоретические проблемы правоприменения.

Уметь:

- объяснить природу правоприменения;

- предложить теоретическое и нормативное решение правоприменительных проблем.

Владеть:

- правовой терминологией;

- навыком применения и теоретического (доктринального) толкования норм отраслей права.

ПК-6 способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства:

Знать:

- понятие, виды и значение юридических фактов в правоотношениях.

Уметь:

- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

- обоснованно применять правовые нормы к конкретным ситуациям.

Владеть:

- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; навыками разрешения правовых проблем и коллизий, возникающих при применении норм права.

ПК -7 стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства:

Знать: понятие юридического документа, его признаки, виды и формы, различать юридические правоприменительное содержание, имеющие особенности юридических документов, содержащих правовые акты управления.

Уметь: определять содержание юридического документа, дать ему правовую оценку с точки зрения его юридической силы, соответствия нормам закона.

Владеть: навыками подготовки простейших юридических документов, выявления и корректировки их недостатков.

ПК-8 готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства:

Знать: теоретическое содержание понятий законности, правопорядка, безопасности личности, общества, государства и их практического обеспечения в юридической практике, знать содержание должностных обязанностей должностных лиц организации – места практики в сфере обеспечения законности и правопорядка, знать основные виды государственных органов должностные лица которых обеспечивают законность, правопорядок, безопасность личности, общества, государства, содержание их полномочий, общие особенности нормативно-правового регулирования этой деятельности.

Уметь: правильно трактовать содержательную часть обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства.

Владеть: навыками по исполнению обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства посредством ознакомления с нормативно-правовыми актами, а также видами профессиональной юридической деятельности по месту практики в этой сфере.

ПК-9 способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина:

Знать и понимать содержание понятий «честь и достоинство личности», «права и свободы человека и гражданина». Иметь представление об основных видах прав и свобод человека и гражданина, правовом и организационном их обеспечении, основных способах защиты. Понимать необходимость уважения, соблюдения, защиты указанных объектов.

Уметь: правильно выбрать и использовать различные способы защиты и обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Владеть: навыками уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности на конкретных примерах.

ПК-10 способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения:

Знать: правила и механизм выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений.

Уметь: правильно трактовать содержательную часть правил и механизма выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений.

Владеть: навыками применения правил механизма выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений.

ПК-11 способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению:

Знать: теоретические основы предупреждения правонарушений, порядок и процедуру выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению.

Уметь: верно толковать порядок и процедуру выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Владеть: навыками по предупреждению правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению.

ПК-12 способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению:

Знать: теоретическое содержание процедуры выявления, оценки коррупционного поведения, порядок и особенности содействия его пресечению.

Уметь: верно определять особенности механизма реализации процедуры выявления, оценки коррупционного поведения, содействия его пресечению.

Владеть: навыками по выявлению, оцениванию коррупционного поведения и содействию его пресечения.

ПК-17 способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне:

Знать: основы методики преподавания правовых дисциплин на необходимом теоретическом и методическом уровне.

Уметь: правильно избрать методический подход к преподаванию правовых дисциплин.

Владеть: навыками преподавания правовых дисциплин.

ПК-18 способен управлять самостоятельной работой обучающихся:

Знать:

- основные способы организации работы малых групп.

Уметь:

- организовать работу малого коллектива.

Владеть:

- способами организации работы малых групп; навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

ПК-19 способен эффективно осуществлять правовое воспитание

Знать: теоретическое содержание понятия и содержания правового воспитания.

Уметь: верно трактовать смысл, содержание правового воспитания, осознавать его значимость.

Владеть: навыками осуществления правового воспитания.

5. Место производственной практики в структуре ООП бакалавриата

Производственная практика входит в раздел «Б.4 Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 / 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Бакалавр»).

Производственная практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования (Б.5.П).

В ходе прохождения производственной практики студенты закрепляют, расширяют и углубляют теоретических знаний, полученные в процессе изучения профилирующих дисциплин, приобретают необходимых умения, навыки в сфере правоприменения при разрешении конкретных проблемных ситуаций.

6. Объем производственной практики и ее продолжительность

Общий объем производственной практики составляет 9 зачетных единиц, 324 часа.

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды работы на производственной практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
Ознак. лекц. Сбор матер. Индивид. задан.
1. Прибытие на практику и согласование подразделения организации-базы практики, в котором она будет проходить. Прохождение вводного инструктажа. Организация рабочего места, знакомство с коллективом. Изучение правилами внутреннего распорядка организации-базы практики.           дневник опрос
2. Общее знакомство с деятельностью организации (предприятия, учреждения, правоохранительного органа, суда) и ее организационной структурой. дневник собеседование
3. Детальное изучение отдельных направлений деятельности организации (предприятия, учреждения, правоохранительного органа, суда) и ее структурных подразделений вместе со специалистом-руководителем практики.   дневник отчёт
4. Знакомство с порядком и видами правового взаимодействия организации (предприятия, учреждения, правоохранительного органа, суда) с другими госу­дарственными организациями и негосударственными образованиями             дневник отчёт
5. Знакомство с практической деятельностью организации (предприятия, учреждения, правоохранительного органа, суда), а также соответствующими юридическими докумен­тами, составленными в результате этой деятельности       дневник отчёт
6. Отработка навыков самостоятельной работы и практического применения полу­ченных знаний   дневник отчёт
7. Закрепление навыков составления отдельных процессуальных и иных документов    
8. Обработка и анализ полученной информации   отчёт
9. Подготовка отчёта по практике зачёт

7. Порядок направления студентов на производственную практику

Практика может осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.

Организация проведения производственной практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется Филиалом на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе. Таким образом, для обеспечения студентов местами прохождения практики заключаются договоры на проведение практик. Отбор и формирование банка данных баз прохождения практики студентами осуществляется на долгосрочной основе.

За три месяца до начала практики, отдел карьеры, практики и трудоустройства, заместитель декана юридического факультета, заведующий выпускающей кафедрой (совместно) на основании банка данных баз прохождения практики, доводят до сведения студентов информацию о предоставлении организациями мест для прохождения практики.

Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) производится с учетом требований их доступности для данных обучающихся и рекомендации медико-социальной экспертизы, а также индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида выдается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы. Инвалид или лицо с ОВЗ предоставляют рекомендации медико-социальной экспертизы, индивидуальную программу реабилитации при приеме на обучение в Университет по своему усмотрению.

При направлении инвалида и обучающегося с ОВЗ в организацию или предприятие для прохождения предусмотренной учебным планом практики Филиал согласовывает с организацией (предприятием) условия и виды труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации инвалида. При необходимости для прохождения практик могут создаваться специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентом-инвалидом трудовых функций.

Не позднее, чем за два с половиной месяца до начала практики (для очной формы обучения) и не позднее, чем за два месяца до начала практики (для заочной формы обучения), студент подает в деканат юридического факультета письменное заявление по установленной форме:

1) для очной формы обучения – о предоставлении места для прохождения практики (приложение 1);

2) для заочной формы (по выбору студента):

- о предоставлении места для прохождения практики (приложение 1);

- о разрешении пройти практику в конкретной организации (предприятии, учреждении) в случае самостоятельного нахождения места прохождения практики (приложение 2);

- о разрешении пройти практику по месту работы (при условии, что осуществляемая деятельность соответствует специальности) – (приложение 3), с обязательным приложением к заявлению заверенной выписки из трудовой книжки или справки с места работы с указанием занимаемой должности.

В целях обеспечения надлежащей организации и качественного проведения практики за пять дней до начала практики заведующими выпускающими кафедрами совместно деканом юридического факультета, заместителем декана юридического факультета и отделом карьеры, практики и трудоустройства проводятся установочные конференции, на которых перед студентами ставятся задачи по прохождению практики и отчетности по практике.

Не позднее трех дней до начала практики, студенту необходимо получить направление на практику (приложение 4), выдаваемое заместителем декана юридического факультета и заверить полученное направление личной подписью в специальном журнале.

Методические рекомендации и программа практики, направляемому на практику студенту, вручаются заведующим выпускающей кафедрой.

Для руководства практикой студентов назначаются руководители практики:

1. от Филиала – штатный преподаватель выпускающей кафедры;

2. от организации (предприятия, учреждения) в котором студент проходит практику (назначается руководителем соответствующей организации (предприятия, учреждения).

Наши рекомендации