Авторы-составители: А.В, Колобов, к.и.н., доцент, заведующий кафедрой; А.В. Заморяхин, ассистент 3 страница

Ксенофонт (430 – 355 гг. до н.э.) происходил из богатой всаднической семьи в Афинах. В молодости посещал кружок Сократа. В 401 г. поступил на службу к Киру младшему. После смерти Кира и вероломного избиения греческих военачальников персами, Ксенофонт с большою смелостью и уменьем руководил отступлением десяти тысяч греков через вражескую землю. Прибыв к Геллеспонту, он предоставил спасенным соединиться с спартанским войском, ведшим войну за освобождение малоазийских греков. Со спартанским царем Агесилаем сражался против персов. По окончании военных действий вернулся в Грецию. Осужденный в Афинах за государственную измену, как примкнувший к врагам народа, он подвергся конфискации имущества, но был вознагражден спартанцами, подарившими ему имение близ элидского города Скиллунта. Там он жил в уединении, занимаясь литературными трудами, пока спокойствие его не было нарушено борьбою фиванцев с Спартой. После битвы при Левктрах он, в 370 г., бежал из Скиллунта и с трудом спасся в Коринфе. Отсюда он снова вступил в сношения со своей родиной, тогда соединившейся с лакедемонянами против Фив. Приговор о его изгнании был отменен, но вскоре Ксенофонт умер. Полный стремления к практической деятельности, он не желал ограничиться кабинетною ученостью и сухими отвлеченностями. Греки особенно ценили язык его, ясный, точный, определенный, с округленным и прозрачным строем периодов; за изысканность выражений его называли аттической пчелой.

Литературная деятельность Ксенофонта

Ксенофонт – писатель плодовитый и разносторонний. Все, что им написано, по-видимому, дошло до нас; вероятно даже, что некоторые из сочинений, носящих его имя, на самом деле не принадлежат ему; но это – вопрос очень спорный: одно и то же сочинение признается одними учеными за подлинное, другими – за подложное. Сочинения, дошедшие под его именем, принято делить на следующие группы: 1) исторические: "Анабасис", "История Греции", "Агесилай", "Киропедия"; 2) философские: "Воспоминания о Сократе", "Защита Сократа на суде", "Домострой", "Пир", "Гиерон"; 3) политические: "Государственное устройство Спарты", "Государственное устройство Афин", "Доходы (Аттики)"; 4) дидактические: "Гиппархик", "О верховой езде", "Кинегетик".

В "Анабасисе" описаны поход персидского царевича Кира, посягнувшего на царский престол, и отступление «десяти тысяч" греков из глубин Персии к южному берегу Черного моря, кончая передачей этого войска спартанскому полководцу Фимброну. Ксенофонт являлся одним из вождей греческих наемников в этом походе. Издание «Анабасиса» способствовало офорлению пан-эллинской идеи похода на Восток как средства преодоления кризиса греческой цивилизации.

"История Греции" (в 7 книгах) содержит в себе описание событий с 411 года до битвы при Мантинее включительно (362 год). Это сочинение распадается на две, различные по манере изложения, части. Первая часть, обнимающая две первые книги (до конца Пелопоннесской войны), служит продолжением неоконченной истории Фукидида; начинается она без всякого вступления, прямо с того момента, на котором остановился Фукидид, словами: "После этого спустя немного дней..." Изложение – краткое, сухое, в хронологическом порядке, как у Фукидида. Вторая часть, начинающаяся с правления Тридцати, напротив, вообще отличается живым, пространным, ярким изложением, с приведением многих, нередко длинных речей. Написано это сочинение, очевидно, не в один, а в несколько приемов, в разное время: первые две книги составлены, вероятно, вскоре после 403 года, а последние – под конец жизни Ксенофонта, уже после 357 года, так как в них упоминается событие, относящееся к этому году. В первой части изложение сравнительно объективно, но во второй видны большое пристрастие автора к Спарте, особенно к столь чтимому им Агесилаю, и враждебное отношение к Фивам.

"Агесилай" – небольшое сочинение, представляющее собою панегирик или некролог этого спартанского царя, казавшегося Ксенофонту олицетворением идеала человека и полководца.

"Киропедия" (т. е. воспитание Кира) в 8 книгах есть нечто среднее между историческим и философским сочинением: по своей цели это – философское сочинение; исторический элемент служит в нем только декорацией для поучительного содержания; но древние ставили "Киропедию" наряду с собственно историческими сочинениями Ксенофонта, – "Анабасисом" и "Историей Греции". Это – род исторического романа, где описывается, как Кир Старший, основатель персидского царства (умерший в 529 году), был воспитан, как он отличался в качестве государственного человека, полководца и царя, какие советы давал на смертном одре своим сыновьям и министрам. Исторические факты здесь искажены до крайности; даже нет верного изображения персидских идей и обычаев; скорее это – похвальное слово сократовским принципам и спартанской практике; Кир сам – наполовину Сократ, наполовину Агесилай. Рассказ об ассирийском царевиче Абрадате, прекрасная жена которого Панфея лишила себя жизни, когда он пал в сражении за Кира, есть самая древняя любовная повесть в европейской литературе. У римлян, в Византии и в новой Европе XVII века "Киропедия" пользовалась большим успехом и вызвала многочисленные философские романы. Для нас она интересна в том отношении, что характеризует политические, нравственные и педагогические идеалы Ксенофонта и служит свидетельством его увлечения восточными обычаями и

"Гиерон" – диалог, в котором сиракузский тиран Гиерон II описывает поэту Симониду тяжелое положение такого властителя, как он, а Симонид указывает ему средства, какими он все-таки может приобрести любовь подданных.

В "Государственном устройстве Спарты" автор описывает спартанские учреждения, как они были установлены Ликургом, в которых он видит идеал государственного строя. На самом деле во времена Ксенофонта спартанцы далеко отошли от этого идеала.

"Государственное устройство Афин" в настоящее время все критики признают не принадлежащим Ксенофонту, а считают его сочинением неизвестного автора с олигархическими тенденциями, написанным ранее 424 года, так что этот трактат является древнейшим памятником аттической литературной прозы. Основная мысль автора такова: он не может одобрить выбранную афинянами демократическую форму правления, но признает, что, раз уже они выбрали ее, они прекрасно поддерживают ее и с этой точки зрения поступают целесообразно.

В трактате "Доходы" Ксенофонт подает советы афинянам, как умножить государственные доходы путем увеличения числа метеков (иностранцев), платящих налог, или путем разработки серебряных рудников посредством рабского труда.

Итак, Ксенофонт может быть признан родоначальником биографического и моралистического направлений, получивших значительное развитие в античной историографии.

Ксенофонт в исторической критике

Как писателя Ксенофонта очень ценили в древности. Его называли аттической музой, аттической пчелой; Цицерон находит, что его речь слаще меда и что его голосом как бы говорили Музы. Историческое и литературное дарование Ксенофонта единодушно признавалось исследователями, как филогами – классиками С.И,Соболевским, С.И,Радцигом, , так и историками – антиковедами В.П,Бузескулом, С.Я,Лурье, С.А,Жебелевым.



Ксенофонт. Сократические сочинения. Киропедия. Издательство: АСТ, 2003.

Полибий: историк на перепутье времен.

Исторические сочинения эпохи эллинизма не сохранились, за исключением «Всеобщей истории» Полибия. Полибий происходил из знатного и богатого рода из Мегалополя в Южной Аркадии. Отец его Ликорт был крупным политическим и военным деятелем Ахейского союза

С первых дней своей жизни Полибий был связан многочисленными узами с людьми, направлявшими всю политическую жизнь Ахейской федерации. Его блестящая военная и политическая карьера как одного из стратегов Ахкйского союза во многом определялась его происхождением, авторитетом его семьи и ее связями.

После неудачных конфликтов с Римом около 167/166 г. до н, э. Полибий в числе других знатных заложников был интернирован в Рим. Известно также, что в 150 г. до н.э. ахейские заложники возвратились домой.

Судьба Полибия в Италии сложилась иначе, нежели у его соотечественников. Благодаря ходатайствам Квинта Фабия Максима и Сципиона Эмилиана он был оставлен в Риме. Когда и где произошло знакомство Полибия с будущим победителем Карфагена — ничего не известно. Сам Полибий сообщает лишь то, что его знакомство со Сципионом Эмилианом началось с передачи нескольких книг и беседе о них (XXXII, 9).13 С другой стороны, молодой гиппарх Ахейского союза, происходивший из очень влиятельной семьи, связанной дружбой с правителями Египта и Пергама, причастный к высокой греческой образованности, должен был привлечь к себе особое внимание влиятельных римских вельмож, весьма восприимчивых к греческой культуре.

Полибий был введен в дом Сципионов. С этого времени начинается тесная дружба между ним и Сципионом Эмилианом, которая продолжалась в течение всей жизни и которой наш историк очень гордился. Несмотря на зависимое положение Полибия, отношения между ним и юным Сципионом развивались на равных началах. Это общение является определенного рода знамением своего времени. Проникновение римлян на Балканы и приток греков в Италию вели к неизбежным контактам людей двух близких культур и усвоению римлянами греческой образованности. Однако общение Сципиона и Полибия очень скоро переросло рамки культурных интересов и превратилось в глубокую душевную привязанность. Никогда ранее дружба грека и римлянина не проявляла себя так ярко, так, что «слава о ней не только обошла Италию и Элладу, но о их взаимных чувствах и постоянстве дружбы знали весьма отдаленные народы»

Сципион сделал Полибия не только своим другом, но и наставником. 162 гг. до н.э. (App. Syr. 45) и был дружен с Полибием. Полибий недолго пробыл в Греции. В начале 149 г. до н.э. ахейцы получили письмо от консула Манилия с просьбой незамедлительно прислать Полибия в Лилебей (Pol. XXXVII, 3). Военные знания нашего историка высоко ценились в римских политических кругах. Существует предположение, что свое сочинение, посвященное вопросам военного искусства, Полибий написал еще до 169 г. до н.э. и взял его с собой в Рим, где оно привлекло большое внимание и принесло автору большую известность. Известно, наконец, что Полибий присутствовал в 146 г. до н.э. при завершающем штурме Карфагена и был свидетелем сдачи в плен карфагенского полководца Гасдрубала

Возвращение Полибия в Грецию совпало с последним трагическим аккордом борьбы ахейцев за независимость — падением Коринфа. Полибий стал свидетелем того, как созданные столетиями культурные ценности греков гибли от рук римских легионеров. Умер Полибий в 120 г. до .н.э.

«Всеобщая история » Полибия

40 книг «Всемирной истории» охватывают период 264 – 144 г. до н.э. Полностью сохранились первые пять книг, описывающие Пунические войны. Полибий первый из историков дал синтетическое изложение греческой и римской истории. Продолжая прагматическое направление Фукидида, Полибий стремился обосновать закономерность подчинения эллинов власти Рима. Ведущую роль в сотворении исотрии Полибии отводил выдающимся личностям, судьбе и природным условиям. Последователем Полибия считал сенбя Тит Ливий. Теория идеального государства, воспринявшего лучшие черты монархии и республики, воспринятая у Аристотеля и развитая Полибием, затем была воспринята Н.Макиавелли.

Историческая критика всегда отдавала должное Полибию как талантливому продолжателю линии Фукидида и как ордному из родоначальников римской историографии.

Лекция 3.

ОЧЕРК РИМСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

У истоков римской историографии стоят анналисты – своего рода летописцы, описывавшие историю год за годом. Традиционно выделяют три поколения анналистов: старшие, средние и младшие. Наиболее известными из старшего поколения анналистов (III – сер. II в. до н.э.) являются Фабий Пиктор, Катон-старший, создавший одно из первых латиноязычных исторических сочинений - «Начала». Его произведение сохранилось в отрывках. К поколению средних анналистов (2-я пол. II в. до н.э.) относились Кальпурний Пизон, Семпроний Тудитан, к младшим (1-я пол. I в. до н.э.) – Валерий Анциат, Лициний МАкр, Элий Туберон. Историкам – анналистам среднего и младшего поколений повезло меньше, чем Порцию Катону. Их сочинения, по всей видимости, пали жертвой гражданских войн. Вот почему суждения о царском и республиканском периодах римской истории исследователи черпают из работ грекоязычных писателей - Полибия, Диодора Сицилийского, а также авторов начала империи.

Историки эпохи Августа: возрождение анналистической традиции и оформление «римского мифа»

Концептуализация «римского мифа» в исторической литературе произошла в период установления режима принципата. На латинском языке была написана «История Рима от основания Города» Титиа Ливия, на греческом – «История» Дионисия Галикарнасского. Рассмотрим подробно сочинение Тита Ливия – самый известный, наверное, памятник античной историографии.. Тит Ливий (59 г. до н.э. - 17 г. н.э.) является одним из самых значительных представителей «золотого века» древнеримской литературы. Он родился на севере Италии, в городе, который нынче называется Падуя. В ранней молодости приехал в Рим, где получил хорошее образование. Посвятил себя изучению философии, истории риторики. Входил в ближайшее окружение. Работу над «Историей Рима от основания Города» начал после 27 г. до н. э. Несмотря на то, что большая часть из 142 книг не сохранилась, сочинение Ливия является одним из самых объемных в дошедшей до нашего времени античной историографии. Это произведение обхватывает прошлое Рима с легендарных времен до современной автору эпохи, до смерти Друза, пасынка Августа, то есть до 9 г. н. э.

Можно предположить, что Ливий не окончил свой труд, поскольку смерть Друза не является рубежом в истории Рима.
Сохранилось полностью 35 книг: кн. I-X, или первая декада, которая описывает историю Рима с самого начала до 293 г. до н. э., то есть до III Самнитской войны, кн. XXI-XLV, третья, четвертая и половина пятой декады, охватывающие период от 218 до 167 гг. до н. э., то есть от начала II Пунической до конца III Македонской войны. Сохранились также фрагменты книги XCI, описывающие деятельность Сертория, книги CXX с описанием смерти Цицерона. Ливий трудился над своим произведением на протяжении сорока лет. Существующее разделение работы на вышеперечисленные декады относится к IV в. н. э.

Столь объемное произведение подвергало испытанию терпение читателя, поэтому быстро начали создаваться его краткие пересказы. Значительнейшими из сохранившихся пересказов являются так называемые Периохии (Periochae, возможно, IV в. н. э.), в которых последовательно излагались все книги (утрачены периохии к кн. CXXXVI и CXXXVII). В своем произведении Л. опирался на младших анналистов: Луция Элия Туберона, Гая Лициния Макра и Валерия из Анция (в основном в первой декаде), а также на Фабия Пиктора, Кальпурния Пизона, Клавдия Квадригария и Полибия.

Главной его целью было описание величия древнего Рима, чтобы ярче показать его упадок. Он пытался найти в минувших веках образцы для подражания, а также людей и ситуации, благодаря которым Рим обрел свою мощь; упускал из виду далеко идущие последствия римской империалистической политики, гражданских войн, крупных общественных переворотов.

В первой книге этого сочинения мы встречаем рассказ о возникновении города Рима. Тит Ливий считал это событие поворотным пунктом истории, событием, которое выделяло римский народ из числа других народов. Этот рассказ мифологичен. В нём, как и в поэме Вергилия, участвуют троянцы и ахейцы, Эней, Анхиз и Венера, Лавиний и его дочь, на которой после долгих странствий женится Эней. Основанный Энеем город Тит Ливий называет Лавинией. Подробно рассматривается родословная Энея. После его смерти царствовал его сын Асканий, затем его внук Сильвий и так далее, пока на троне не воцарился Нумитор. Его дочь Рея Сильвия стала матерью двух братьев Ромула и Рема, первый из которых почитается как мифологический основатель города Рима. Как вы видите, в историческом труде Тита Ливия приводится несколько иной миф о возникновении города Рима. В соответствии с ним начало городу было положено в 754-753гг. до н.э.

В труде Тита Ливия приводится много других мифов и преданий, повествующих о ранней истории Рима и героических деяниях римского народа. Все они были очень известны и популярны. Среди них отметим легенду о похищении сабинянок, рассказы о деяниях первых римских царей, о многочисленных войнах, которые вёл Рим с соседями и о героизме его граждан. В «Истории» Тита Ливия вы прочтёте рассказ о героическом поступке юноши по имени Муций Сцевола и о многом другом. Как видим, легенды, мифы и предания, изложенные Титом Ливием, самым непосредственным образом связаны с историей Рима, нацелены на обоснование его величия и особой роли. Если не считать мифа о происхождении самого Энея, прародителя римского народа, «римский миф» в сочинении Тита Ливия лишён «божественного» участия. В этих преданиях главными героями являются сами римляне - цари, воины, землепашцы, совершающие героические подвиги и возвеличивающие славу родного города и государства. В этих преданиях почти не участвуют боги и богини, как это принято было в греческих мифах.

«История» Тита Ливия пользовалась большой популярностью уже при жизни её автора, а сам историк считался одним из ведущих римских историков.

Дионисий Галикарнасский

Дионисий Галикарнасский— греческий историк I в. до н. э., ритор и критик, современник Юлия Цезаря. Его главный труд — «Римские древности», в 20 кн., где рассказана история Рима с древнейших времен до первой Пунической войны. Дионисий, сын Александра из Галикарнаса, родился примерно в 60-е гг. до н. э. В 29 до н. э., сразу же после окончания гражданских войн в Риме, он перебрался в этот город, где потратил 22 года на изучение латинского языка и сбора материалов для главного труда своей жизни, «Римские древности» («Roman Antiquities») в 20 томах. Первые 10 томов сохранились до нашего времени, 11-й том дошёл частично, содержимое других томов известно по фрагментам из византийских источников. «Римские древности» рассказывают историю Древнего Рима с мифологических времен Троянской войны и до 264 до н. э., начала 1-й Пунической войны, то есть до момента, где начинает свою историю Полибий. Труд Дионисия вышел в свет в 7 до н. э.. Считается, что автор скончался вскоре после этого. Критики Дионисия замечают, что автор в своем сочинении предстаёт более ритором, искусным оратором, чем историком. В ущерб гладкому повествованию Дионисий подгоняет факты, и может быть даже придумывает их. Тем не менее его сочинение содержит много ценной информации по ранней истории и государственному устройству Древнего Рима. Перевод с древнегреческого на латинский язык первых 11 томов был выполнен в 1480 г. неким Лапусом по заказу папы Павла II с манускрипта X века. Труд был опубликован на оригинальном греческом в 1546 г. в Париже, в 1758 г. труд впервые издан в переводе на английский

Традиции и новации историографии рубежа I – II вв.

Тацит: либеральный консерватор от историографии

После смерти Августа историческая литература, расцветшая в его правления, не получила дальн6ейшего развития. Время правления династий Юлиев-Клавдиев (14-68 гг.) и Флавиев (69 – 96 гг.) было периодом политических экспериментов, когда боролись две тенденции: заложенный Августом курс на сенатскую монархию и стремление к абсолютизации власти принцепсов. В условиях политической нестабильности росла напряженность во взаимоотношениях между принцепсами и сенатом. Поскольку исторические сочинения традиционно являлись средством выражения политических взглядов их авторов, многие труды погибли вместе с их составителями во время анти-сенатских репрессий.

Ситуация разрядилась в 96 г.. когда умер Домициан - последний из Флавиев, правитель с ярко выраженными тираническими наклонностями. Пришедшая к власти династия Антонинов взяла курс на сотрудничество с сенатом при одновременной кардинальной провинциализации последнего. С рубежа I-II вв. cенатская аристократия в большинстве своем стала состоять из знатных провинциалов, своим возвышением на имперский уровень обязанных покровительству принцепсов. Соотвественно, с либерализацией общественно-политической ситуации оживилась и историография, в которой стали себя выражать «новые люди», представители новой фракции правящей элиты империи. Одним из них был Публий Корнелий Тацит.

Тацит (ок.50 – после 120 г.) родился в семье римского всадника в Нарбоннской Галлии и получил традиционное для этой среды образование. Незаурядные способности и трудолюбие позволили ему уже в молодости стать известным оратором. Его друг историк Плиний Младший писал, что в конце 70-х гг. “громкая слава Тацита была уже в расцвете”.
Брак с дочерью известного полководца Юлия Агриколы ускорил и политическую карьеру Тацита, так как ввел его в сенаторское сословие. Тацит стал сначала квестором, в 97 г. — консулом, а в 112—113 гг. — проконсулом провинции Азия. Как член “коллегии пятнадцати мужей”, управлявшей культами иноземного происхождения, он занимал пожизненно жреческую должность.

Литературное наследство Тацита велико: в нем есть “малые” произведения (“Юлий Агрикола”, “Диалог об ораторах”, “О происхождении германцев и местонахождении Германии”) и произведения “значительные” — “История” и “Анналы”. Портрет исторического деятеля в “Агриколе” – не только удачный образчик исторической биографии, но и удачный этюд в жанре региональной истории. Здесь содержится уникальное описание Британии и населявших ее племен. Другим образцом региональной исотрии является одно из самых известных сочинений Тацита – «Германия».

«Анналы» - исторический очерк римской истории с 14 по 68 гг. В «Исотрии» отражены события с 69 по 96 гг. Как и его великие предшественники Фукидид и Полибий, Тацит пытается в “Истории” и “Анналах” выявить причинно-следственную связь событий римской истории.

Так уже в ранних произведениях Тацита рождался знаменитый “тацитовский стиль”, достоинства которого состояли не только в совершенстве литературного изложения, но и в умении обойти “острые сюжеты” с помощью иносказаний, иронии, поэтических метафор.

В мастерстве Тацита гармонично сочетались искусство литератора и историка; его описания эпохи Тиберия, Калигулы, Клавдия и Нерона являются подлинными шедеврами. Как и большинство мыслителей античности, Тацит—противник тирании, ненависть к тиранам пронизывает все его сочинения. Историк, по мнению Тацита, должен беспристрастно описывать добрые дела и подвиги, преступления и позор, чтобы читатель избрал для себя примеры и для подражания, и для порицания. Главным условием успеха исторического сочинения, считал Тацит, является яркое, увлекательное изображение событий политической и военной истории Римской империи. Отдавая дань традициям, многие причины поражений и побед, убийства тиранов и злодеяний римлян в провинциях он объясняет влиянием богов, рока, судьбы, а не закономерностями исторического развития.
Выдающийся историк Рима Тацит принадлежит к представителям художественно-моралистического направления в античной историографии. Диалектическое понимание истории в ее противоречиях составляет самую ценную черту Тацита как историка.

В поздней античности за исключением Аммиана Марцеллина труды Тацита высокой оценки не снискали. В средние века Тацит был неизвестен. Историк обрел популярность после издания сборника трудов в 1574 г.

Светоний: законодатель биографического жанра в римской историографии

Светонию не повезло во мнении филологов и историков. Как историка его всегда заслонял Тацит, как биографа – Плутарх. Недостатки и несовершенства светониевских биографий установлены давно, и перечень их переходит неизменным из книги в книгу. Тем не менее Светоний остается одним из самых известных античных писателей, а его «Жизнеописания двенадцати цезарей» – одним из самых читаемых сочинений по античной проблематике как сегодня, так и в древности. По всей вероятности, Светоний родился в начале 70-х годов н.э. Он принадлежал к всадническому роду. Его отец был легионным трибуном всаднического звания, его дед, вероятно, занимал какую-то маленькую должность при дворе Калигулы. Сам Светоний вырос, по-видимому, в Риме и получил обычное для своего времени образование сперва в грамматической, потом в риторической школе. По окончании школы Светоний попадает в кружок Плиния Младшего – один из центров культурной жизни этого времени. Какое-то время он без особого успеха занимался адвокатской практикой. С приходом в 117 г. к власти Адриана – большого любителя учености - для Светония неожиданно открываются возможности выгодной придворной службы. Он поступает в императорскую канцелярию "по ученым делам". Ему поручается надзор за публичными библиотеками. Наконец, он получает высокий пост советника "по переписке": к нему сходятся отчеты и донесения со всех концов империи, он докладывает о них Адриану, составляет и рассылает на места императорские распоряжения. Придворная служба Светония продолжалась не долго. Она закончилась в 122 г. в связи с причастностью к какой-то придворной интриге. В возрасте около 50 лет Светоний вышел в отставку. О его дальнейшей жизни мы ничего не знаем; но, судя по количеству им написанного, прожил он еще долго и умер около 140-150 гг. н.э.

Источник византийского времени "Суда" перечисляет заглавия целого ряда сочинений Светония, не дошедших до нас: 1) "О детских играх у греков"; 2) "О зрелищах и состязаниях у римлян", 2 книги; 3) "О годе у римлян"; 4) "О книжных знаках"; 5) "О "Государстве" Цицерона" – полемика против александрийского грамматика Дидима, написавшего при Антонии книгу против Цицерона; 6) "О названиях и предметах одежды, обуви и всякого рода покровов", или, как короче цитирует Сервий, "О видах одежды"; 7) "О брани или ругательствах и о происхождении каждого"; 8) "О Риме и римских обычаях и нравах". Кроме того, из других источников известны названия нескольких сочинений, пропущенных "Судой": 9) "О царях" в 3 книгах – о царях Европы, Азии, и Африки; это сочинение в IV в. перелагал в стихи Павлин Ноланский; 10) "Об общественных должностях" – упомянуто Присцианом; 11) "О знаменитых блудницах" – цитируется Иоанном Лидийцем; 12) "О телесных недостатках" – упомянуто Сервием; 13) "О разных предметах" – одна цитата на грамматическую тему сохранена Харисием. Высказывалось предположение, что сочинения 2, 3, 6, 8 могли составлять части большой работы "Рим", а сочинение 12 и какие-нибудь другие входить в "Луг" - загадочное энциклопедическое сочинение, приписанное Светонию средневековыми авторами; но это лишь гипотезы. Исходя из вышесказанного, исследователи XIX в. воспринимали Светония не как историка, а как антиквара, в равной степени интересующегося походами Цезаря и гетерами прошлых времен. Для нас Светоний – прежде всего историк и должен изучаться в связи с проблемами, занимавшими историографию его времени.

Не случайно и Светоний и его старшие современники Тацит (в "Анналах") и Плутарх (в серии императорских биографий, из которой до нас дошли только жизнеописания Гальбы и Отона) сосредоточивали свое внимание на одной и той же эпохе – на том столетии римской истории, которое начиналось Августом, а кончалось междуцарствием 69 г. Это было столетие политических экспериментов, в ходе которых постепенно определялось политическое оформление императорской власти в Риме. Августу после долгих осторожных попыток удалось выработать систему относительного равновесия интересов принцепса и сената и поддерживать ее в течение своей долгой жизни. Но решение Августа не было единственно возможным. До Августа – Цезарь и Антоний, после Августа – Тиберий и Калигула, Клавдий и Нерон, каждый по-своему варьировали это решение или предлагали иные; и как при всяких политических экспериментах, при этом было пролито много крови. Только сто лет спустя, ко времени Веспасиана, стало окончательно ясно, что система Августа все-таки оказалась самым приемлемым вариантом. Линия преемственности протянулась от Августа – к Веспасиану и Титу, а от них – к Нерве, Траяну и Антонинам. Течение истории получило свою цель, и историкам предстояло изобразить путь к этой цели, собрав и осмыслив с новой точки зрения все сведения о первых преемниках Августа. Точка зрения была установлена, оставалось подкрепить ее фактами.

Трудность задачи, стоявшей перед историками, заключалась в характере источников, которыми они располагали. Дело в том, что порядок престолонаследия при Юлиях-Клавдиях был причудлив: власть переходила в лучшем случае от родственника к родственнику, но никогда от отца к сыну или от брата к брату. Это значило, что каждый новый император видел в своем предшественнике личного врага. Поэтому историческая и публицистическая литература о каждом императоре отчетливо делилась на две части: вся прижизненная литература безудержно его превозносила, вся посмертная – столь же безудержно порочила. Разобраться в этом море разноголосицы, вывести из множества противоречащих друг другу фактов и суждений окончательную, отвечающую требованиям времени характеристику каждого из сменившихся правителей, – такова была задача, стоявшая перед новым поколением историков. Тацит, Плутарх и Светоний подошли к этой задаче по-разному, каждый в соответствии со своими интересами и в меру своих способностей. Светоний, в отличие от Тацита и Плутарха, стремится разделить дурное и хорошее, разграничить их как можно четче, разложить их на разные чаши весов и посмотреть, какая чаша перетянет.

Наши рекомендации