Психологические проблемы наказания и исправления преступников.
Каждый осужденный, попадая в учреждение уголовно-исполнительной системы, планирует для себя только окончание срока наказания. Перед сотрудниками данных учреждений стоит гораздо более сложная задача, а именно – воспитать человека, добиться, чтобы осужденный сам стремился к перевоспитанию.
У преступника при длительном занятии преступной деятельностью вырабатываются своеобразные привычки и навыки. Человек привыкает к отсутствию постоянного жилья, перестает самостоятельно трудиться и теряет свои трудовые навыки, зато приобретает преступные.
Пенитенциарная психология должна исследовать динамику личности осужденного, факторы, влияющие положительно на осужденного и способствующие активной перестройке его личности, а это режим, труд, коллектив, воспитательное воздействие, также и факультативные факторы – семья, дружеские связи с лицами, находящимися на воле, учеба, хобби и т.д.
Основными факторами, влияющими на формирование особенностей у лишенных свободы, являются: наличие режима места лишения свободы, ограничение потребностей, изменение сложившегося стереотипа жизни, переживания, связанные с осуждением к лишению свободы. Психология осужденного во многом должна определяться его отношением к самому факту лишения свободы.
Изменение психических состояний в местах отбывания наказания связано с определенными периодами нахождения в месте лишения свободы. Основные периоды, связанные с изменением психических состояний осужденного:
1. Период адаптации, привыкания к новым условиям жизни, который длится первые три-четыре месяца, а иногда и больше. Всегда имеет место сужение возможности удовлетворения сложившихся потребностей, что вызывает состояние повышенной раздражительности, подавленности и угнетенности. Психология осужденного в начальной стадии пребывания в местах лишения свободы часто характеризуется отсутствием ясной перспективы жизни. Это приводит к снижению жизненной активности, к появлению раздражительности по отношению к возникающим ситуациям.
2. Период появления, развития интересов в новых условиях жизни. Этот период связан с появлением и развитием положительных эмоций, состояний, вызывающих, повышающих психическую активность осужденного. Интересы, вызывающие такие состояния, могут быть самые различные: создание микрогруппы, участие в жизни коллектива осужденных, выполняемая работа, культурный досуг, учеба, свидания с родственниками и т.д. Появление нового круга интересов, расширение структуры выполняемых социальных ролей способствуют изменению психологии осужденного.
3. Период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием. Он характерен появлением целей в жизни, выработкой путей их достижения. В психологии осужденного в большей степени проявляются раскаяние в совершенном преступлении, переживание его в сочетании со стремлением возместить нанесенный вред. Для этого периода характерна переоценка ценностных характеристик в жизни, что связано с определенным комплексом психических состояний, связанных с подобным изменением отношений, а часто и мировоззрения.
4. Период, предшествующий освобождению заключенного. Ожидание освобождения часто переживается очень тяжело, оно связано с прогнозированием трудностей, которые ожидают его в новых условиях (взаимоотношения в семье, на работе и т.д.). По этой причине возможно развитие психических состояний угнетенности, повышенной раздражительности и т.д.
Для процесса перевоспитания осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы должны использоваться обучение, труд, общение. Стратегическая задача учреждения уголовно-исполнительной системы – оторвать преступника от условий его криминализации, разрушить его преступные связи и установки. В последнее время эта задача оказывается менее всего разрешаемой в местах лишения свободы. Развращающее влияние криминализированной среды здесь, как правило, не только не преодолевается, но получает некоторые дополнительные стимулы, в частности бесконтрольность досуга, скученность, ничем неискоренимое господство преступной идеологии, принуждение среды к асоциальному поведению и т.д.