Вопрос 23 Психологическая структура деятельности юриста и необходимые профессионально-значимые личностные свойства и качества.
Профессиограмма— это описание относительно устойчивых (стабильных) свойств личности, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
В профессиограммах юридических профессий выделяют следующие основные аспекты (стороны) профессиональной деятельности юриста:
1. Социальный— выражается в необходимости принимать социально значимые решения в процессе толкования и реализации правовых норм, выступать как защитник прав и законных интересов граждан, организатор борьбы с правонарушениями на порученном участке, включая их профилактику, проведение правовой пропаганды среди населения, а также перевоспитание преступника.
2. Поисковый— состоит в применении юристом профессиональных навыков по установлению фактов, имеющих юридическое значение, в сборе информации, необходимой для решения юридических дел.
3. Реконструктивный— заключается в анализе и обобщении всей собранной юристом информации по юридическому делу с целью воссоздания мысленной модели ситуации, требующей правовой оценки.
4. Коммуникативный— отражает стороны профессиональной деятельности юриста, связанные с постоянным общением с людьми — коллегами, клиентами, участниками дела и всеми теми, кто имеет отношение к делу.
5. Организационный— предусматривает эффективную реализацию юристом должностных полномочий, выражающуюся в волевых действиях по организации собственного труда и вверенного ему коллектива.
6. Удостоверительный— выражается в правильном документальном оформлении правовых актов: решений, постановлений, протоколов, приговоров и др.
Указанные аспекты характеризуют профессиональную деятельность любого юриста, однако содержание и значимость их должны определяться применительно к конкретной юридической профессии. В каждой из профессий эти аспекты деятельности юриста проявляются в разном наборе, с неодинаковой интенсивностью. В зависимости от личностных качеств юриста они приобретают своеобразный, неповторимый характер.
Если исходить из того, что деятельность – есть произвольная, побуждаемая системой потребностей и мотивов, активность человека, направленная на достижение определенными средствами и способами целей, то в деятельности можем выделить следующие ее структурные компоненты:
1) цель деятельности – это то, ради чего человек предпринимает определенные усилия или это идеальное представление будущего результата деятельности.
2) Мотивы деятельности – это внутреннее побуждение к активности, реализующее соответствующие потребности человека.
3) Средства деятельности – это то, пользуясь чем можно добиться определенного результата. Некоторое следствие деятельности носит предметный характер или психологический характер. Основным психологическим средством деятельности является речь.
4) Способ деятельности – это то, каким образом применяется соответствующее действие; операция, прием действия.
Все способы деятельности человека опираются на обретенные знания. Первоначальная способность применять полученные знания называется первичным умением. Под влиянием упражнений и тренировок, умение перерастет в навык, т.е. в такое действие, отдельные элементы которого проявляются автоматизировано, без необходимого контроля сознания, легко, быстро, без особых усилий.
Приобретенные умения объединяясь образуют систему сложных навыков, которая составляет мастерство человека.
5) Результат деятельности – это воплощенная в реальность цель деятельности.
Профессиограмма следователя
В основе профессиограммы лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач: вычленение из окружающей среды криминалистически значимой информации (следы преступника, потерпевшего, оружия или орудий преступления и т. д.), которая дает возможность с достоверностью реконструировать событие преступления с такой степенью точности, как этого требует закон. велика роль личностных факторов: во-первых, это задатки и способности следопыта, далее имеют значение криминалистические знания (учение о следах, способах совершения преступлений), профессиональный опыт (навыки вычленения опорных точек и построения контура события), жизненный опыт.
Следующий уровень — это коммуникативная сторона деятельности, в процессе которой следователь должен получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними. Допрос. Умение владеть собой.
Вся информация, полученная в результате поисковой и коммуникативной деятельности следователя или дознавателя, в процессе удостоверительной деятельности преобразуется в специальные предусмотренные законом формы: протоколы, постановления и т. д. Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью, иметь навыки быстрого перевода устной речи в письменную.
На следующем уровне следователь выступает как организатор расследования. Принимая ответственные решения, он добивается их реализации и при этом выступает в качестве организатора деятельности многих людей.
На следующем уровне находится реконструктивная сторона деятельности следователя. Говоря языком кибернетики,это блок переработки информации и принятия решения.
Доминирующие виды деятельности: расследование преступлений; проведение допросов; осмотры мест совершения преступлений; проведение обысков, опознаний, следственных экспериментов; поиск улик; организация работы других специалистов, участвующих в расследовании (экспертов, врачей, психологов, педагогов и др.); выяснение причин и условий совершения преступлений; ведение документации; анализ собранных данных по преступлению;