Главное разведывательное управление Генерального штаба (ГРУ).
Полномочия по разведывательной деятельности Главного разведывательного управления Генштаба Минобороны определены Положением о Министерстве обороны, утвержденным Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 (ред. от 12.06.2014). Кадровый аппарат ГРУ, а также его зарубежные резидентуры укомплектованы офицерами, прошедшими подготовку в специальных учебных заведениях военной разведки, включая Военно-дипломатическую академию. Возможности ГРУ используется в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.
ФСБ РФ в соответствии с ФЗ "О Федеральной службе безопасности" (ст. 8), Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (ред. от 07.03.2014) осуществляет разведывательную деятельность в качестве одного из основных видов своей деятельности.
ФСБ РФ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ организует добывание и обработку разведывательной информации. Эта разведывательная деятельность в области обеспечения безопасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О внешней разведке".
18.3. Правовое положение сотрудников внешней разведки
Сотрудники органов внешней разведки РФ - военнослужащие и государственные гражданские служащие кадрового состава, а также не входящие в кадровый состав военнослужащие, государственные гражданские служащие и работники, добровольно поступившие соответственно на военную службу либо государственную гражданскую службу или на работу в эти органы.
Сотрудником органа внешней разведки РФ может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства и способный по своим профессиональным и личным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.
Военная служба является разновидностью федеральной государственной службы. Она может исполняться в соответствии с ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Граждане, проходящие военную службу в органах внешней разведки, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый ФЗ "О статусе военнослужащих". К военнослужащим относятся граждане, проходящие военную службу по контракту, - офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту.
Служебный контракт - это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на государственную службу, или государственным служащим о прохождении государственной службы и замещении должности государственной службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются только федеральным законом о виде государственной службы.
Руководитель органа внешней разведки, которому предоставлено право заключать контракт с кандидатом и назначать на конкретную воинскую должность, после проведения соответствующих мероприятий по отбору кандидата заключает с ним контракт, издает приказ по личному составу об объявлении вступления в силу контракта и о назначении военнослужащего на воинскую должность. Если назначение на воинскую должность производится вышестоящим должностным лицом, то руководитель после проведения мероприятий по отбору кандидата готовит и представляет по команде представление с ходатайством о заключении с кандидатом контракта и назначении военнослужащего на воинскую должность. К представлению прилагается личное дело кандидата и другие необходимые документы, которые после принятия решения соответствующим должностным лицом пересылаются в воинскую часть, проводившую мероприятия по отбору кандидата. В случае принятия положительного решения соответствующее должностное лицо заключает с кандидатом контракт, издает приказ об объявлении вступления в силу контракта и о назначении военнослужащего на данную воинскую должность.
Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. Для определения соответствия установленным требованиям проводятся медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору.
Медицинское освидетельствование граждан проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. N 565. По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности гражданина к военной службе.
Гражданин, поступающий на военную службу по контракту в органы внешней разведки, должен также соответствовать требованиям по уровню образования, профессиональной подготовки, физической подготовки.
Несоответствие лица требованиям, установленным федеральными законами, служит основанием для отказа в приеме (переводе) его на военную службу либо государственную гражданскую службу или на работу в органы внешней разведки РФ, а также для расторжения с ним контракта о прохождении военной службы (служебного контракта, трудового договора) в органе внешней разведки РФ.
Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданином, в отношении которого вынесен обвинительный приговор с назначением наказания, в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд, а также с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.
На военнослужащих органов внешней разведки РФ распространяется действие федеральных законов, регулирующих прохождение военной службы, с учетом установленных ФЗ "О внешней разведке" и иными федеральными законами особенностей, обусловленных спецификой выполняемых указанными военнослужащими функций. Особенности прохождения военной службы военнослужащими, являющимися сотрудниками органов внешней разведки РФ, и обеспечения их всеми видами довольствия, дополнительные гарантии и меры правовой и социальной поддержки указанных военнослужащих и членов их семей устанавливаются федеральным законодательством.
Гарантии и меры правовой и социальной поддержки военнослужащих органов внешней разведки РФ и членов их семей реализуются в порядке, определяемом Президентом РФ, Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. от 04.06.2014), федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Государственные гражданские служащие органов внешней разведки являются государственными служащими, им присваиваются классные чины. Их статус работников устанавливается ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".
Сотрудники органов внешней разведки РФ подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации. Государственная дактилоскопическая регистрация проводится согласно Федеральному закону "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации".
При решении задач разведывательной деятельности органы внешней разведки могут привлекать к сотрудничеству отдельных лиц (с добровольного согласия последних). Мотивация сотрудничества лиц, как правило, имеет различную основу (исполнение гражданского долга, материальная заинтересованность и т.д.). Содействие лиц органам, осуществляющим разведывательную деятельность, может быть гласным, анонимным и негласным (конфиденциальным).
Гласное содействие оказывается лицом при подготовке и проведении мероприятий, в ходе которых это лицо не требует (или не требуется) сохранения в тайне его участия в данных мероприятиях.
Анонимное содействие осуществляется путем предоставления информации, когда лицо, ее предоставляющее, не желает раскрывать свое имя и участвовать в дальнейшем в уголовном процессе. Анонимная информация может передаваться по телефону, в письменной форме, в процессе непосредственной встречи с сотрудником органа внутренних дел или через посредника.
Конфиденциальность содействия устанавливается при условии выраженного желания лица. Как правило, лицо, вовлекаемое в разведывательный процесс, само должно выступить инициатором конфиденциальности своих отношений с органами внешней разведки. Однако это не исключает случаев, когда разведка в лице своих штатных должностных лиц из тактических соображений целесообразности или безопасности предлагает лицам, привлекаемым к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий, конфиденциальность такого содействия. Конфиденциальность означает прежде всего, что сведения о лицах, оказывающих подобное содействие, не подлежат оглашению. Это обеспечивается рядом мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами.
Конфиденциальное содействие лиц имеет индивидуальный характер и осуществляется на разовой или долговременной основе в зависимости от сроков решения конкретных задач разведывательной деятельности.
В соответствии с гл. 2 Конституции РФ сотрудники органов внешней разведки РФ как граждане России имеют права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с основными документами государства. Права и свободы человека и гражданина у сотрудников органов внешней разведки могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Сотрудникам внешней разведки запрещается:
1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
2) замещать должность в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность;
б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
3) осуществлять предпринимательскую деятельность;
4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
5) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются по акту в государственный орган, в котором он замещает должность, за исключением случаев, установленных ГК РФ;
6) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;
7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
8) разглашать или использовать в целях, не связанных со службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
10) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
11) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
12) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
13) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
Для сотрудников органов внешней разведки иными нормативными актами указан ряд ограничений, связанных с государственной службой, устанавливается единая система правовой защиты. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанным лицам и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Военнослужащие, государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки РФ находятся под защитой государства.
Никто не вправе ограничивать сотрудников органов внешней разведки в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также руководители, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав сотрудников органов внешней разведки, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Контроль за исполнением прав осуществляется органами государственной власти, правоохранительными органами и органами военного управления. Надзор за исполнением закона осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.
Нормативные правовые акты
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности".
Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (ред. от 08.11.2011).
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ред. от 05.04.2013).
Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке" (ред. от 08.12.2011).
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (ред. от 07.05.2013).
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (ред. от 24.11.2014).
Глава 19. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
19.1. Понятие, задачи и состав
федеральных органов государственной охраны
Государственная охрана - деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер (ст. 1 ФЗ "О государственной охране").
Объекты государственной охраны (ст. ст. 6 - 11 ФЗ "О государственной охране"):
- Президент РФ со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента России, члены его семьи, проживающие совместно с ним или сопровождающие его;
- лица, замещающие государственные должности Российской Федерации - Председатель Правительства РФ; Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ; Председатель Госдумы РФ; Председатель Конституционного Суда РФ; Председатель Верховного Суда РФ; Генеральный прокурор РФ; Председатель Следственного комитета РФ. Государственная охрана указанным лицам предоставляется в течение срока их полномочий;
- члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы и федеральные государственные служащие. Государственная охрана указанным лицам предоставляется в исключительных случаях при наличии соответствующей угрозы их жизни или здоровью по решению Президента РФ на основании представления по подведомственности Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председателя Госдумы РФ и Председателя Конституционного Суда РФ;
- главы иностранных государств и правительств, члены их семей и иные лица иностранных государств в период пребывания на территории Российской Федерации обеспечиваются охраной в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также соглашениями между федеральными органами государственной охраны и уполномоченными органами иностранных государств.
При необходимости безопасность иных иностранных государственных, политических и общественных деятелей в период пребывания на территории Российской Федерации обеспечивается на основании распоряжений Президента РФ;
- охраняемые объекты - объекты неживой природы и объекты, созданные человеком и используемые для обеспечения исполнения функций государственной власти.
К охраняемым объектам Закон "О государственной охране" относит:
здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти; прилегающие к указанным зданиям, строениям и сооружениям территории и акватории, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также здания, строения и сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны.
Государственная охрана осуществляется на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации.
Основные принципы государственной охраны: законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; централизованное руководство; взаимодействие государственных органов обеспечения безопасности; непрерывность, системность и комплексность применения правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер; сочетание гласных и негласных методов деятельности; подконтрольность и поднадзорность; приоритет предупредительных мер.
Для осуществления государственной охраны применяются следующие меры (ст. 4 ФЗ "О государственной охране"):
1) предоставление объекту государственной охраны персональной охраны, информации об угрозе его безопасности, транспортного обслуживания, бытового обслуживания и обеспечения, безопасного питания, а также обеспечение его санитарно-эпидемиологического благополучия;
2) предупреждение, выявление и пресечение преступных и иных противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;
3) проведение мероприятий, обеспечивающих поддержание общественного порядка на охраняемых объектах, а также на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны;
4) защита охраняемых объектов, обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
5) организация связи для нужд органов государственной власти, обеспечение надежного функционирования и информационной безопасности связи при ее предоставлении Президенту РФ, Правительству РФ, иным государственным органам, в том числе в военное время и при чрезвычайных ситуациях;
6) организация федеральных информационных систем для информационно-технологического и информационно-аналитического обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, иных государственных органов, а также обеспечение надежного функционирования этих систем и их информационной безопасности, в том числе в военное время и при чрезвычайных ситуациях.
Государственную охрану осуществляют специализированные федеральные органы государственной охраны, которые входят в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации.
В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы Федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.
Руководство федеральными органами государственной охраны осуществляет Президент РФ, который утверждает Положение о федеральных органах государственной охраны (см.: Указ Президента РФ от 07.08.2004 N 1013 "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации" (в ред. от 21.12.2013)).
Основными задачами ФСО России являются (п. 4 Положения):
1) прогнозирование и выявление угроз безопасности объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этих угроз;
2) обеспечение безопасности объектов государственной охраны;
3) обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования специальной связи;
4) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
5) обеспечение защиты охраняемых объектов;
6) предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах и трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны;
7) обеспечение организации и функционирования федеральных информационных систем, находящихся во владении или пользовании органов государственной охраны (далее - федеральные информационные системы);
8) участие в пределах своих полномочий в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации.