Существовало множество различных статистических форм, но ближе всего к учету преступлений стоял учет осужденных. Первые справочные листки на осужденных начали вводиться в 1918 г.

Учет преступлений вели различные правоохранительные ведомства в соответствии со своими интересами, что приводило к его искаженности, неполноте. В связи с этим в начале 30-х гг. Центральное статистическое управление предприняло опытное проведение единого карточ­ного учета преступлений в Москве, Ленинградской области и в Крыму. Его общие принципы были изложены в специальной инст­рукции. Карточки заполнялись на:

- оконченное расследованием уголовное дело

- уголовное дело, поступившее без предваритель­ного расследования.

Наряду с другими вопросами в них отража­лось место, время, характер и другие признаки совершенного пре­ступления. Однако распространить этот опыт на всю систему уго­ловной юстиции не удалось, хотя для этого были и научно-прак­тические, и организационные предпосылки.

В середине 50-х гг. появились первые более или менее систем­ные попытки регистрации не только уголовных дел и осужден­ных, но и преступлений. Их учет официально утвердился в 1961 г. после вступления в силу нового уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. В 1965 г. была принята первая инструкция о едином учете преступлений. После этого она мно­гократно и нередко конъюнктурно дополнялась и изменялась. Последние изменения она претерпела с принятием УК РФ и вступлением в действие УПК РФ. Однако основная суть единого учета преступлений, действующего более 35 лет, остается практически неизменной.

Первичный учет заключается в фиксировании уполномоченным органом (должностным лицом) основных све­дений о преступлениях, о лицах, совершивших преступления, потерпевших и уголовных делах (материалах) на учетных карточ­ках (документах первичного учета) по утвержденной форме.

Известно, что государственный контроль над преступностью в нашей стране ведется не одним органом, а целой системой правоохранительных органов, имеющих право на возбуждение и расследо­вание уголовных дел: органами прокуратуры, внутренних дел, на­логовой полиции, таможенной службы и др. И хотя все эти органы имеют дело с преступлениями и лицами, их совершившими, каждый из них учитывает их, однако такой учет является качественно неоднород­ным, поскольку производится на разных стадиях уголовного про­цесса.

Необходимость самостоятельного учета преступлений и лиц, их совершивших, каждым из правоохранительных органов определя­ется различиями в оперативной деятельности этих органов, посколь­ку задачи раскрытия, расследования преступлений, осуждения и исправления преступников специфичны. Однако это не означа­ет, что отдельные правоохранительные органы должны собирать различные несопоставимые данные о преступлении и преступни­ке. Единство уголовной политики требует единства учета состав­ляющих этой политики, и сколь бы ни была различна по содер­жанию деятельность правоохранительных органов, она вызвана еди­ным событием - фактом совершения преступления. Единой в конечном счете является и главная цель, стоящая перед названны­ми органами: выявить и пресечь преступление; раскрыть преступ­ление; осудить виновного; предотвратить необоснованное привлечение к уголовной ответственности, а также осуждение и наказание лица, чья виновность не доказана. Связи между зве­ньями государственных органов в системе уголовной юстиции должны выражаться в максимально полной передаче информации из одного в другой, поскольку в уголовном судопроизводстве идет последовательно развивающийся процесс с нарастающей кон­центрацией информации о преступности. Отсюда главное требо­вание: учет должен быть единым, т.е. должны быть едиными все показатели, пре­дусматривающие сведения о преступлениях и преступниках, и различ­ными - показатели, отражающие особенности оперативно-служеб­ной деятельности того или иного органа уголовной юстиции.

Именно поэтому осуществляемая в органах уголовной юстиции си­стема единого учета преступлений в ведомственных документах ино­гда именуется централизованным учетом. Централизованная сис­тема учета предполагает единый учет всех без исключения преступлений и лиц, их со­вершивших, независимо от ведомственной подчиненности орга­нов, производящих обнаружение, раскрытие преступлений, до­знание и расследование уголовных дел.

Правила единого учета преступлений распространяются на все органы, имеющие право на возбуждение и расследование уголовных дел за некоторыми ис­ключениями, связанными со специфической деятельностью. Это касается ФСБ, военной прокуратуры и суда.

Для преступлений, по которым следствие и дознание произ­водятся органами безопасности и военной прокуратуры, первич­ный учет и регистрация осуществляются на общих принципах единого учета преступлений, но только этими органами (т.е. све­дения о преступности за их пределы не выходят). Преступления, дела о которых возбуждаются в порядке частного обвинения, учи­тываются в судах.

Таким образом, сведения о преступлениях про­тив основ конституционного строя и безопасности государства учитываются только ФСБ; сведения о преступлениях, со­вершенных военнослужащими (и приравненными к ним лица­ми) в Вооруженных Силах и других войсках и воинских форми­рованиях, учитываются только Главной военной прокуратурой; сведения о преступлениях по делам частного обвинения учитыва­ются только судами и Министерством юстиции. Упомянутые све­дения, не попадая в единый учет преступлений, делают его не­полным. Предложения об объединения всего учета преступлений в стране вносились неоднократно, но пока не получили необхо­димой поддержки.

И последнее: система учета основывается на регистрации пре­ступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, их совершивших, по моменту утверждения прокурором обвинитель­ного заключения, а также на дальнейшей корректировке этих данных в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения дела. Упомянутая корректировка допускается лишь в пределах года, являющегося законченным отчетным периодом. Изменения, которые появились после годового отчета, в первич­ные документы учета преступлений и лиц не вносятся.

Первичный учет преступлений осуществляется путем запол­нения документов первичного учета (статистических карточек). В связи с введением нового УК РФ совместным Указанием от 5-6 ноября 1996 г. Прокуратуры РФ и МВД России «О введении в действие документов первичного уче­та преступлений и лиц, их совершивших» утверждены и введены в дей­ствие с 1 января 1997 г. единые для органов прокуратуры, внутренних дел, Государственного таможенного комитета и Федеральной служ­бы налоговой полиции следующие документы первичного учета:

— на выявленное преступление (форма № 1);

— о результатах расследования преступления (форма № 1.1);

— на преступление, по которому лицо, его совершившее, ус­тановлено (форма № 1.2);

— на лицо, совершившее преступление (форма № 2);

— о движении уголовного дела (форма № 3);

— о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма № 4);

— о результатах рассмотрения дела в суде (форма № 6).

В документах первичного учета содержится обширная инфор­мация по разнообразным признакам (уголовно-правовым, уголовно-процессуальным, криминологическим, социально-демогра­фическим и др.), более подробно о которых будет сказано ниже.

Заполнение карточек (или внесение аналогичной информа­ции на магнитные носители) осуществляется по месту возбужде­ния уголовного дела, ведения следствия и дознания. Регистрацию преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел, а также ведение статистической отчетности по преступности в целом осу­ществляют только органы внутренних дел — районные, городс­кие, транспортные. Они в течение суток заносят данные карточек в журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершив­ших преступления. После этого зарегистрированные документы первичного учета немедленно пересылаются в информационные центры МВД, ГУВД, УВД республик, краев, областей, городов, автономной области и округов, где ведутся контрольные журна­лы (магнитные носители) учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления. На основе обработки карточек первичного учета в информационных центрах производится пер­вичное формирование всех форм статистической отчетности о преступности.

Преступление, лицо, его совершившее, и уголовное дело счита­ются учтенными, когда сведения о них внесены в карточки первич­ного учета (либо на магнитные носители), зарегистрированы в жур­нале учета преступлений и поставлены на централизованный учет в информационном центре.

1. Учет п р е с т у п л е н и й ведется путем заполнения прокурором, следователем или дознавателем карточки на выявленное преступ­ление (форма № 1) по каждому ставшему им известным в отчетном периоде преступлению, независимо от то­го, когда эти преступления имели место и установлены или не ус­тановлены совершившие их лица.

Указанная карточка заполняется немедленно после возбужде­ния уголовного дела, а также в тех случаях, когда необходи­мо зарегистрировать преступление, ранее не зарегистрирован­ное (когда дело поступило из органов контрразведки и воен­ной прокуратуры; в случае освобождения лица, совершившего преступление, от уго­ловной ответственности вследствие акта амнистии без возбужде­ния уголовного дела; возобновления производства по ранее прекращенному уголовному делу и в связи с этим снятого с учета и т.д.)

Учет преступлений имеет много особенностей: деяние учиты­вается как одно преступление, если совершено несколькими ли­цами в соучастии или организованной группой; если состоит из нескольких преступных действий; если состоит из одного действия, но вред причинен многим потерпевшим; если одним действием (идеальная совокупность) совершены два преступления, напри­мер, изнасилование с заражением венерической болезнью. В этом случае учитывается наиболее тяжкое преступление.

2. Учет л и ц, с о в е р ш и в ш и х п р е с т у п л е н и я. Учету подлежат все лица, совершившие преступления, в отношении которых прокурором утверждено обвинительное заключение, либо санкционированы направ­ление протокола с материалами в суд. Учету подлежат также лица, уголовные дела по обвинению которых прекращены, либо в возбуждении уго­ловного дела отказано в связи с истечением сроков давности, вследствие акта амнистии или помилования, в отношении умер­шего обвиняемого, в связи с изменением обстановки и по дру­гим нереабилитирующим основаниям.

3. Учет у г о л о в н ы х д е л. Движение уголовных дел в процессе рас­следования учитывается на основании карточек на выявленное преступление (форма №1) и движение уголовного дела (форма №3).

4. К рассмотренным документам первичного учета близко при­мыкает статистическая карточка о результатах возмещения м а т е­ р и а л ь н о г о у щ е р б а и изъятии предметов преступной деятельности (Ф. 4), где учитываются сумма и характер ущерба, его погаше­ние, изъятие имущества (денег, товаров, иностранной валюты, драгоценных металлов, камней и алмазов, оружия, боеприпа­сов, взрывчатых веществ и т.д.). Информационный объем этой формы составляет около 600 единиц.

В учреждениях, исполняющих уголовные наказания, документа­ми первичного учета являются: личное дело осужденного, учетная карточка на осужденного, ранее отбывавшего наказание в местах лишения свободы и вновь поступившего в данное учреждение, и др.

Наши рекомендации