Существовало множество различных статистических форм, но ближе всего к учету преступлений стоял учет осужденных. Первые справочные листки на осужденных начали вводиться в 1918 г.
Учет преступлений вели различные правоохранительные ведомства в соответствии со своими интересами, что приводило к его искаженности, неполноте. В связи с этим в начале 30-х гг. Центральное статистическое управление предприняло опытное проведение единого карточного учета преступлений в Москве, Ленинградской области и в Крыму. Его общие принципы были изложены в специальной инструкции. Карточки заполнялись на:
- оконченное расследованием уголовное дело
- уголовное дело, поступившее без предварительного расследования.
Наряду с другими вопросами в них отражалось место, время, характер и другие признаки совершенного преступления. Однако распространить этот опыт на всю систему уголовной юстиции не удалось, хотя для этого были и научно-практические, и организационные предпосылки.
В середине 50-х гг. появились первые более или менее системные попытки регистрации не только уголовных дел и осужденных, но и преступлений. Их учет официально утвердился в 1961 г. после вступления в силу нового уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. В 1965 г. была принята первая инструкция о едином учете преступлений. После этого она многократно и нередко конъюнктурно дополнялась и изменялась. Последние изменения она претерпела с принятием УК РФ и вступлением в действие УПК РФ. Однако основная суть единого учета преступлений, действующего более 35 лет, остается практически неизменной.
Первичный учет заключается в фиксировании уполномоченным органом (должностным лицом) основных сведений о преступлениях, о лицах, совершивших преступления, потерпевших и уголовных делах (материалах) на учетных карточках (документах первичного учета) по утвержденной форме.
Известно, что государственный контроль над преступностью в нашей стране ведется не одним органом, а целой системой правоохранительных органов, имеющих право на возбуждение и расследование уголовных дел: органами прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции, таможенной службы и др. И хотя все эти органы имеют дело с преступлениями и лицами, их совершившими, каждый из них учитывает их, однако такой учет является качественно неоднородным, поскольку производится на разных стадиях уголовного процесса.
Необходимость самостоятельного учета преступлений и лиц, их совершивших, каждым из правоохранительных органов определяется различиями в оперативной деятельности этих органов, поскольку задачи раскрытия, расследования преступлений, осуждения и исправления преступников специфичны. Однако это не означает, что отдельные правоохранительные органы должны собирать различные несопоставимые данные о преступлении и преступнике. Единство уголовной политики требует единства учета составляющих этой политики, и сколь бы ни была различна по содержанию деятельность правоохранительных органов, она вызвана единым событием - фактом совершения преступления. Единой в конечном счете является и главная цель, стоящая перед названными органами: выявить и пресечь преступление; раскрыть преступление; осудить виновного; предотвратить необоснованное привлечение к уголовной ответственности, а также осуждение и наказание лица, чья виновность не доказана. Связи между звеньями государственных органов в системе уголовной юстиции должны выражаться в максимально полной передаче информации из одного в другой, поскольку в уголовном судопроизводстве идет последовательно развивающийся процесс с нарастающей концентрацией информации о преступности. Отсюда главное требование: учет должен быть единым, т.е. должны быть едиными все показатели, предусматривающие сведения о преступлениях и преступниках, и различными - показатели, отражающие особенности оперативно-служебной деятельности того или иного органа уголовной юстиции.
Именно поэтому осуществляемая в органах уголовной юстиции система единого учета преступлений в ведомственных документах иногда именуется централизованным учетом. Централизованная система учета предполагает единый учет всех без исключения преступлений и лиц, их совершивших, независимо от ведомственной подчиненности органов, производящих обнаружение, раскрытие преступлений, дознание и расследование уголовных дел.
Правила единого учета преступлений распространяются на все органы, имеющие право на возбуждение и расследование уголовных дел за некоторыми исключениями, связанными со специфической деятельностью. Это касается ФСБ, военной прокуратуры и суда.
Для преступлений, по которым следствие и дознание производятся органами безопасности и военной прокуратуры, первичный учет и регистрация осуществляются на общих принципах единого учета преступлений, но только этими органами (т.е. сведения о преступности за их пределы не выходят). Преступления, дела о которых возбуждаются в порядке частного обвинения, учитываются в судах.
Таким образом, сведения о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства учитываются только ФСБ; сведения о преступлениях, совершенных военнослужащими (и приравненными к ним лицами) в Вооруженных Силах и других войсках и воинских формированиях, учитываются только Главной военной прокуратурой; сведения о преступлениях по делам частного обвинения учитываются только судами и Министерством юстиции. Упомянутые сведения, не попадая в единый учет преступлений, делают его неполным. Предложения об объединения всего учета преступлений в стране вносились неоднократно, но пока не получили необходимой поддержки.
И последнее: система учета основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, их совершивших, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения, а также на дальнейшей корректировке этих данных в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения дела. Упомянутая корректировка допускается лишь в пределах года, являющегося законченным отчетным периодом. Изменения, которые появились после годового отчета, в первичные документы учета преступлений и лиц не вносятся.
Первичный учет преступлений осуществляется путем заполнения документов первичного учета (статистических карточек). В связи с введением нового УК РФ совместным Указанием от 5-6 ноября 1996 г. Прокуратуры РФ и МВД России «О введении в действие документов первичного учета преступлений и лиц, их совершивших» утверждены и введены в действие с 1 января 1997 г. единые для органов прокуратуры, внутренних дел, Государственного таможенного комитета и Федеральной службы налоговой полиции следующие документы первичного учета:
— на выявленное преступление (форма № 1);
— о результатах расследования преступления (форма № 1.1);
— на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (форма № 1.2);
— на лицо, совершившее преступление (форма № 2);
— о движении уголовного дела (форма № 3);
— о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма № 4);
— о результатах рассмотрения дела в суде (форма № 6).
В документах первичного учета содержится обширная информация по разнообразным признакам (уголовно-правовым, уголовно-процессуальным, криминологическим, социально-демографическим и др.), более подробно о которых будет сказано ниже.
Заполнение карточек (или внесение аналогичной информации на магнитные носители) осуществляется по месту возбуждения уголовного дела, ведения следствия и дознания. Регистрацию преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел, а также ведение статистической отчетности по преступности в целом осуществляют только органы внутренних дел — районные, городские, транспортные. Они в течение суток заносят данные карточек в журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления. После этого зарегистрированные документы первичного учета немедленно пересылаются в информационные центры МВД, ГУВД, УВД республик, краев, областей, городов, автономной области и округов, где ведутся контрольные журналы (магнитные носители) учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления. На основе обработки карточек первичного учета в информационных центрах производится первичное формирование всех форм статистической отчетности о преступности.
Преступление, лицо, его совершившее, и уголовное дело считаются учтенными, когда сведения о них внесены в карточки первичного учета (либо на магнитные носители), зарегистрированы в журнале учета преступлений и поставлены на централизованный учет в информационном центре.
1. Учет п р е с т у п л е н и й ведется путем заполнения прокурором, следователем или дознавателем карточки на выявленное преступление (форма № 1) по каждому ставшему им известным в отчетном периоде преступлению, независимо от того, когда эти преступления имели место и установлены или не установлены совершившие их лица.
Указанная карточка заполняется немедленно после возбуждения уголовного дела, а также в тех случаях, когда необходимо зарегистрировать преступление, ранее не зарегистрированное (когда дело поступило из органов контрразведки и военной прокуратуры; в случае освобождения лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности вследствие акта амнистии без возбуждения уголовного дела; возобновления производства по ранее прекращенному уголовному делу и в связи с этим снятого с учета и т.д.)
Учет преступлений имеет много особенностей: деяние учитывается как одно преступление, если совершено несколькими лицами в соучастии или организованной группой; если состоит из нескольких преступных действий; если состоит из одного действия, но вред причинен многим потерпевшим; если одним действием (идеальная совокупность) совершены два преступления, например, изнасилование с заражением венерической болезнью. В этом случае учитывается наиболее тяжкое преступление.
2. Учет л и ц, с о в е р ш и в ш и х п р е с т у п л е н и я. Учету подлежат все лица, совершившие преступления, в отношении которых прокурором утверждено обвинительное заключение, либо санкционированы направление протокола с материалами в суд. Учету подлежат также лица, уголовные дела по обвинению которых прекращены, либо в возбуждении уголовного дела отказано в связи с истечением сроков давности, вследствие акта амнистии или помилования, в отношении умершего обвиняемого, в связи с изменением обстановки и по другим нереабилитирующим основаниям.
3. Учет у г о л о в н ы х д е л. Движение уголовных дел в процессе расследования учитывается на основании карточек на выявленное преступление (форма №1) и движение уголовного дела (форма №3).
4. К рассмотренным документам первичного учета близко примыкает статистическая карточка о результатах возмещения м а т е р и а л ь н о г о у щ е р б а и изъятии предметов преступной деятельности (Ф. 4), где учитываются сумма и характер ущерба, его погашение, изъятие имущества (денег, товаров, иностранной валюты, драгоценных металлов, камней и алмазов, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.). Информационный объем этой формы составляет около 600 единиц.
В учреждениях, исполняющих уголовные наказания, документами первичного учета являются: личное дело осужденного, учетная карточка на осужденного, ранее отбывавшего наказание в местах лишения свободы и вновь поступившего в данное учреждение, и др.