Правовое положение основных группдревнеиндийского общества.
Специфика древнеиндийского общества связана с жестким сословным делением на четыре варны: брахманов — священнослужителей, кшатриев — правителей и| воинов, вайшьев — земледельцев и ремесленников и шудр — слуг, призванных обслуживать три высшие Варны «со смирением». Концепция религиозно-морального статуса индуса в зависимости отего принадлежности к конкретной варне является основой ортодоксального права Древней Индии. Анализируя отражение в шастрах характера социальной структуры Древней Индии, студенту необходимо прежде всего уяснить происхождение и соотношение таких различных социальных категорий, как варна и каста.
В шастрах достаточно свидетельств о существовании рабовладения в Древней Индии, об источниках рабства, о бесправном положении рабов, которых продавали, сдавали в наем, закладывали и пр. Студент может составить весьма полное представление об их положении из анализа статей ЗМ (VIII. 163; 415; IX. 48; 54-55 и др.). Но о рабах в ЗМ говорится несравненно меньше, чем о другой сословной группе неполноправных представителей древнеиндийского общества — варне шудр, что является достаточно ярким показателем того, что рабовладение в этой стране, при всей его значимости, не выполняло структурообразующей социальной функции.
Первая глава ЗМ содержит мифологическое объяснение происхождения варн — сословий, созданных Ману из своих уст (брахманов), рук (кшатриев), бедер (вайшиев) и ступней (шудр), что и определяет их наследственно-профессиональный характер: жрецов, воинов и пр. (ЗМ. I. 87—91). При этом подчеркивается особое место брахманов, «наилучших» среди людей вследствие превосходства своего рождения, имеющих «право на все» (ЗМ. I. 100). Между варнами существуют не только правовые, профессиональные, но и более важные для древней Индии статусно-престижные, религиозно-ритуальные различия, связанные с приобщением представителей трех высших варн к изучению священных книг, в силу которого они и получали привилегированный статус «дваждырожденных» (в отличие от шудр — «единождырожденных») (ЗМ. II. 37; X. 4).
В одних случаях различаются рабы и шудры, рабы и лица, находящиеся в услужении, в других эта дифференциация отсутствует. Понятие «даса» в ЗМ (X. 32) одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении. Противоречивы и сведения о правовом положении рабов. З.М. говорят скорее о домашнем рабстве, предоставляя рабу определенные имущественные, наследственные, брачно-семейные права (III. 13 (20—25), Если закон кармы является идейной основой традиционной Индии, то структурообразующей основой ее социальной организации является складывающаяся к концу древнего периода ее истории каста, существующая здесь около трех тысяч лет, которая и ныне представлена почти тремя тысячами крупных видов, не считая более мелких образований — подкаст (джати). Каста,субстратом которой является варна, это социальная общность или группа по рождению, наследственная, эндогамная, закрытая для проникновения посторонних, традиционно специализирующаяся по роду хозяйственной деятельности или кругу занятий с ярко выраженным кастовым самосознанием, занимающая определенное положение в сложнейшей индийской социальной иерархии .
Если верхние социальные границы иерархически организованной системы кастового социального неравенства определяет положение особо почитаемых «высших» каст брахманов, считающихся «вечным воплощением» дхармы (ЗМ. I. 90), выполняющих особую функцию «сохранения сокровищницы дхармы», воспитания других в духе неизменного следования дхарме, то нижние ее границы еще в Древней Индии стало определять вневарновое положение каст «неприкасаемых», называемых в шастрах чандалами, швапачами, изгоями. Отношения с ними четко регламентировались в шастрах многочисленными ограничениями, специальными ритуалами «очищения от загрязнения» при общении с ними (ЗМ. X. 51—57) и др. Необходимо особо подчеркнуть, что если в Древней Индии «благосостояние» («шри») традиционно не связывалось с накоплением богатств, ибо оно в большей мере определялось социальным престижем, властью, то уже к концу ведического периода (с середины I тыс. до н. э.) стали все больше углубляться различия в экономическом положении тех или иных слоев населения. В шастрах можно найти много упоминаний о шудрах, владеющих значительным богатством («тучными стадами»), способных притеснять брахманов (ЗМ. X. 129). Доказательства как социально-экономического расслоения варн, так и сдерживающего влияния на эти процессы варновых, кастовых, общинных, большесемейных отношений можно найти и в других положениях шастр.
На основе изучения ЗМ студент может самостоятельно подтвердить общий вывод, что все правовые нормы шастр, регулирующие имущественные, брачно-семейные и другие отношения, были основаны на жестком представлении о древнеиндийском обществе как обществе, разделенном на четыре неравноправные варны и отторгающем вневарновые ритуально «нечистые» касты «неприкасаемых».