Issues of judicial practice.
Pitirimova M.Yu.
student of the Volgo-Vyatsky Institute (branch) of Moscow State
University of Law named after O.E. Kutafin (MSLA), Kirov
Annotation:
In this article, the author analyzes the problems that arise in law enforcement activity in the employment of persons with disabilities, and on the basis of the analysis they suggest ways to solve them, facilitating the unhindered realization of the right of persons with disabilities to work.
Key words: invalid, right to work, industrial adaptation, job quotas, state service, administrative responsibility.
Согласно Информационному бюллетеню Всемирной организации здравоохранения № 352, по оценкам специалистов, 15 % населения мира, то есть более 1 из 7 миллиардов людей, имеет какую-либо форму инвалидности [1]. В России же насчитывается около 13 миллионов граждан с той или иной степенью инвалидности [2]. Инвалид – особый член нашего общества, нуждающийся в более активной поддержке и дополнительной помощи. Конвенция о правах инвалидов относит к последним лиц с устойчивыми нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими [3].
В соответствии с положениями международных, а также внутригосударственных актов в Российской Федерации гарантируется право каждого (именно каждого!) на труд, право свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Инвалиды нуждаются в специальных мерах защиты, направленных на создание им возможностей полноценного участия в жизни общества, в том числе и посредством трудовой деятельности [5].
В настоящее время государственная политика в области социальной защиты инвалидов в нашем государстве определяется Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В качестве основной цели проведения и реализации реабилитационных (абилитационных) мероприятий называется восстановление (формирование отсутствовавших) способностей инвалидов к профессиональной деятельности [6]. Не секрет, что инвалиды подвержены большему риску стать безработными и, соответственно, не получать достойное вознаграждение за труд [7]. В этом случае реабилитация (абилитация) – основа формирования кадрового потенциала среди работников-инвалидов. Согласно федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 30.12.1995 № 2347-р [8] (далее - Перечень), государство в целях обеспечения права на труд гарантирует осуществление профессиональной ориентации инвалида путем профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации. На наш взгляд, в целях полноты правового регулирования включить в п. 5 Перечня реабилитационных мероприятий также положение об организации производственной адаптации лица, имеющего инвалидность. Производственная адаптация позволит в полной мере реализовать инвалиду принадлежащее ему право на труд наравне с другими.
В целях обеспечения реализации права инвалидов на труд, повышения их конкурентоспособности на рынке труда данной категории лиц в Российской Федерации предоставляются определенные гарантии занятости. Так, в соответствии со ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ законодательством субъектов РФ работодателям в зависимости от численности работников устанавливаются квоты для приема на работу инвалидов. При этом законодатель, во-первых, ставит в зависимость количество рабочих мест, выделяемых в порядке квотирования, от численности (среднесписочной численности) работников; во-вторых, делегирует полномочие по определению конкретного размера квоты в установленных пределах субъекту РФ [9]. Однако, как показала практика, само по себе квотирование рабочих мест для приема на работу инвалидов еще не является гарантией их занятости.
Прокурор Московского района Санкт-Петербурга обратился в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском в суд к ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» об обязаны создать рабочие места для трудоустройства инвалидов. Согласно требованиям регионального закона для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов – 2,5 % к среднесписочной численности работников. На основании указанной нормы ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» выделено 47 рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Вместе с тем, судом установлено, что из данного перечня должностей только лишь 14 занято непосредственно инвалидами. Формальное выделение работодателем рабочих мест для трудоустройства инвалидов в порядке квотирования не только не соответствует требованиям закона, но также и прямо препятствует реализации права инвалидов на труд, и не может быть признано добросовестным исполнением требований закона [10].
В соответствии с требованиями закона об установлении квоты для приема на работу инвалидов у работодателей возникает также обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства этих лиц и принимать нормативные акты, содержащие сведения о таковых. Однако с какого момента эту обязанность, возложенную на работодателя, можно считать исполненной? Региональный законодатель разъясняет: обязанность по квотированию рабочих мест считается выполненной с момента выделения (создания) рабочих мест и приема на них инвалидов работодателем, которому установлена квота для приема на работу инвалидов [11].
Как показывает практика, нередко возникают вопросы относительно реализации права инвалидов на труд при поступлении на государственную гражданскую службу, прохождении и прекращении службы. При отсутствии установленных законом ограничений, связанных с государственной службой, инвалид может реализовать свое конституционное право на труд путем замещения должности гражданской службы в федеральных государственных органах и государственных органах субъектов РФ.
Так, в 2010 Правительство Республики Тыва в целях обеспечения дополнительных гарантий права на труд и социальной защиты от безработицы издало Постановление № 464. В приложении к указанному акту определялось конкретное минимальное количество рабочих мест, выделяемых в порядке квотирования для трудоустройства инвалидов: в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва - 40 мест, Межрайонной инспекции № 1 ФНС по Республике Тыва - 4 места, Управлении Федерального казначейства по Республике Тыва - 5 мест, и др.
Прокурор Республики Тыва обратился с заявлением в суд о признании противоречащими федеральному законодательству о государственной гражданской службе положений Постановления Правительства Республики Тыва о квотировании рабочих мест для инвалидов в вышеназванных органах. Суд пришел к следующему выводу. Квота – минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить. Перечень случаев, когда при поступлении на гражданскую службу он не проводится, устанавливается законом, является исчерпывающим. Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов на государственной гражданской службе не предусмотрено [12].
На сегодняшний день в Российской Федерации уже сформирована определенная правовая база в области социальной защиты инвалидов, в соответствии с федеральными законами субъектами РФ принимаются нормативные правовые акты, разрабатываются, утверждаются и реализуются региональных программы в сфере социальной защиты инвалидов [13].
Как показывает практика, в области признания и реализации права инвалидов на труд нередко возникают вопросы, в том числе, и ввиду большого числа несистематизированных и, как следствие, коллизионных подзаконных нормативных правовых актов.
В целях устранения противоречий, возникающих в процессе толкования правовых норм, обеспечения правильного применения законодательства о социальной защите инвалидов предлагаем, во-первых, внести изменения в Приказ Минтруда от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности», дополнив его содержание основными терминами с соответствующими определениями, а именно: «специальное рабочее место», «разработка рабочего места», «создание специального рабочего места», «сопровождение специального рабочего места», «модернизация специального рабочего места» и т.д., взяв за основу термины и определения, изложенные в п. 3.1 «Рабочее место для инвалидов по зрению специальное. Порядок разработки и сопровождения. ГОСТ Р 52847-2007» [14].
Во-вторых, полагаем, что в настоящее время имеется необходимость сформировать в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ разъяснения национального законодательства по вопросам трудоустройства инвалидов.
В-третьих, поскольку в настоящее время не во всех субъектах РФ предусматривается ответственность работодателя за невыполнение обязанности по созданию и выделению квотируемых рабочих мест для инвалидов, следует обратить внимание регионального законодателя на этот факт и рекомендовать ему устранить указанный недостаток [15].
Примечания
1. Инвалидность и здоровье [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.who.int.
2. По данным МСЭ, в России около 13 миллионов инвалидов [Электронный ресурс] - Режим доступа https://www.miloserdie.ru.
3. Конвенция о правах инвалидов // Собрание законодательства РФ. 11 февраля 2013 г. № 6. Ст. 468.
4. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.un.org/ru.
5. Всемирный доклад об инвалидности // ВОЗ. 2011.
6. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4563.
7. Всемирный доклад об инвалидности // ВОЗ. 2011.
8. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р (ред. от 10.09.2014) О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду // Собрание законодательства РФ, 23.01.2006, № 4, ст. 453.
9. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4563.
10. Решение по гражданскому делу № 2-2203/2012 ~ М-624/2012 от 23.05.2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mskspb.sudrf.ru.
11. Закон Омской области от 21.07.2009 № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области» // Омский вестник. № 67. 24.07.2009.
12. Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2011 № 92-Г11-1 // Документ опубликован не был [Электронный ресурс] - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
13. Постановление Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 № 406 «О государственной программе Ленинградской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области» // http://www.lenobl.ru.
14. Рабочее место для инвалидов по зрению специальное. Порядок разработки и сопровождения. ГОСТ Р 52874-2007 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 552-ст) // М. Стандартинформ. 2008.
15. Закон Челябинской области от 27.05.2010 № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» // Южноуральская панорама. № 135. 2010.
Заключение срочного трудового договора по соглашению сторон
Фурсова Юлия Михайловна
студент 1 курса магистратуры Волго-Вятского института (филиала)
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров
Научный руководитель: Татаринов Александр Алексеевич
доцент кафедры трудового и предпринимательского права
Волго-Вятского института (филиала)
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров,
кандидат юридических наук
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются виды трудовых договоров, добровольная основа соглашения сторон трудового договора, проблема заключения срочного трудового договора по соглашению сторон, анализ судебной практики по вопросу признания договора по соглашению сторон заключенным на неопределенный срок.
Ключевые слова:трудовой договор, соглашение сторон, добровольность.