Особенности виктимизации осужденных
Дюпин Дмитрий Павлович
Федянина Анна Алексеевна
студенты 4 курса Волго-Вятского института (филиала)
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров
Научный руководитель: Фалалеев Николай Николаевич
старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии
Волго-Вятского института (филиала)
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров
АННОТАЦИЯ
В данной статье студентами рассматривается проблема пенитенциарной виктимизации осужденных, причины становления жертвами в условиях отбывания наказания, практика по соответствующей категории дел. Предлагается комплекс мер, направленных на снижение и предупреждение криминальной виктимизации осужденных.
Ключевые слова: осужденные, пенитенциарная виктимизация, виктимологическая профилактика, места лишения свободы, жертва.
Features victimization of convicted persons
Dyupin D.P
Fedyanina A.A
students of the Volgo-Vyatsky Institute (branch) of Moscow State
University of Law named after O.E. Kutafin (MSAL), Kirov
Annotation:
In this article, the students discusses the problem of criminal victimization of prisoners, the causes of becoming victims in terms of punishment, the practice on the relevant category of cases. Proposed a set of measures aimed at reducing and preventing criminal victimization of prisoners.
Key words:convicted persons, penitentiary victimization, victimological prevention, places of incarceration, victim.
Современное законодательство в сфере исполнения уголовных наказаний содержит четко установленные цели: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами [1]. Однако реалии жизни таковы, что в системе исправления осужденных нередко совершаются преступления в отношении отбывающих наказание лиц, которые и становятся жертвами. В связи с этим довольно остро стоит в настоящее время проблема виктимизации в местах лишения свободы: осужденные подвергаются насилию со стороны лиц своего контингента, а представители администрации не только не могут обеспечить должную защиту, но и сами принимают участие в отправлении насилия над осужденными.
Обстановка в местах лишения свободы, принудительное помещение осужденных в однополые коллективы девиантных личностей, ограничение в привычном преступному миру поведении само по себе влечет дезадаптацию и нарастание конфликта приговоренных лиц между собой и представителями системы исполнения наказания.
Виктимность осужденных - проблема не новая. Ею активно занимались ведущие криминологи страны. Так, Ю.М. Антонян к причинам преступного насилия в местах лишения свободы относил недостатки и упущения в деятельности администрации:
1) применение представителями администрации насилия к осужденным (от словесных оскорблений до рукоприкладства), что может вызвать ответную агрессию в отношении не только должностных лиц, но и других преступников;
2) попытки добиться некоего подобия дисциплины путем подстрекательства к физическим расправам одних осужденных над непокорными;
3) несправедливое разрешение возникающих в среде преступников конфликтов, причем наиболее опасны и аморальны случаи, когда предпочтение отдается явно более сильному или заведомо неправому, например, «вору в законе» или другому подобному лидеру;
4) нежелание администрации вмешиваться в конфликты между преступниками;
5) неумение, а иногда нежелание администрации защитить обижаемого [2].
Несмотря на то, что исполнение наказания не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства, в условиях лишения свободы отдельные осужденные становятся жертвами преступлений. Процесс виктимизации становится еще более реальным в условиях усиления степени организованности и профессионализации пенитенциарной преступности.
Ярким примером может послужить судебная практика по уголовному делу № 2-354/12 в отношении начальника исправительной колонии № 2 Дмитрия Башинского, который обвинялся в организации применения незаконных мер воздействия к заключенным. Его подчиненные Запорожец, Зарипов и Швецов вердиктом присяжных признаны виновными в том, что 2 июня 2010 года они из-за отказа выполнять требования избили осужденного Роденко. В момент избиения он был связан и подвешен в камере штрафного изолятора за веревки. Затем осужденного поместили на четыре часа в узкое помещение для хранения хозинвентаря. После издевательств его вернули в камеру. Вечером к Роденко проник неустановленный человек и задушил осужденного [3]. Такая жестокость и бесчеловечность не может найти себе оправдания. И такие случаи не единичны.
Представляется возможным указать, какие же условия и факторы способствуют становлению жертвами осужденных в местах лишения свободы. В первую очередь это личностная виктимность, т.е. свойства личности осужденных:
а) возраст - при виктимизации от насильственных действий сексуального характера - 18-24 года (34,7 %), от тяжких и особо тяжких насильственных преступлений - 29-39 лет (28,8 %), от преступлений против собственности - 30-39 лет (40,6 %);
б) дефекты здоровья -10,9 % жертв имели инвалидность или имели болезнь, повлекшую за собой расстройство здоровья; 12,6 % жертв страдали различными психическими расстройствами;
в) адаптированность к условиям пенитенциарных учреждений - у 42,4 % жертв фиксируется лжеадаптированность, у 37 % - дезадаптированность;
г) характер совершенного деяния - повышенной виктимностью обладают осужденные за насильственные преступления, совершенные в отношении своей матери, а также осужденные по ст. 131-135, 242.1, 244 УК РФ;
д) поведение во время отбывания наказания - 48,7 % осужденных-жертв характеризовались отрицательно, имели дисциплинарные взыскания[4].
Характеризуют жертв признаки, проявляющиеся в психологической картине жертв: 1) низкий интеллектуальный уровень (83%); 2) невысокий показатель самоконтроля (41%); 3) повышенная тревожность, ранимость, неуверенность в себе (38%); 4) неразвитость чувства вины, внутреннее оправдание своих действий (37%); 5) заниженная самооценка (16%) [5].
Самой распространенной в механизме пенитенциарной виктимизации является провоцирующая виктимогенная ситуация (61 %), возникающая непосредственно перед совершением преступления (72,3 %) на основе личностно-бытовых мотивов (58, 2%). Способствующая виктимогенная ситуация лежит в основе 39 % пенитенциарных преступлений [6; 352].
Помимо конфликтных ситуаций, порождающих насилие в местах лишения свободы, личностной виктимности осужденных, тюрьмы в своем роде являются ещё и школой преступности, где "матерые уголовники дают курсы повышения квалификации". Такое положение создаёт предпосылки для оттачивания мастерства и как следствие порождение преступности в исправительных учреждениях. С увеличением такого стажа растет и уровень преступности, как на зонах, так и после освобождения из мест лишения свободы.
Несмотря на то, что исполнение наказания не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства, в условиях лишения свободы отдельные осужденные становятся жертвами преступлений.
В целях совершенствования системы профилактики преступлений, совершаемых осужденными при отбывании лишения свободы в тюрьмах, требуется реализация комплекса следующих мер:
- первичная виктимологическая профилактика (предупреждение возникновения провоцирующего поведения у лиц, находящихся на докриминальном этапе);
- вторичная виктимологическая профилактика (индивидуальные беседы с осужденными, жертвами и насильниками, изоляция конфликтующих сторон, агрессивных и слабых осужденных);
- контроль за так называемыми "курсами повышения криминальной квалификации", борьба с распространением криминальной субкультуры;
- активизация социально позитивной ориентации осужденных с целью их самореализации, направление осужденных на исправление, внедрение в массы осужденных ценностных ориентаций, организация труда и культурных мероприятий;
- повышение качества кадров системы исполнения наказания, беседы с сотрудниками, быстрое реагирование представителей администрации на конфликтные ситуации в исправительных учреждениях.
Примечания
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 15.11.2016) // "Российская газета", N 9, 16.01.1997.
2. Антонян Ю. М. Криминология: Избранные лекции / Ю.М. Антонян.- М.: Логос, 2004. С.402.
3. Приговор Челябинского областного суда (Челябинская область) от 29 апреля 2012 г. по уголовному делу № 2-354/12.
4. Виктимология как криминологическая проблема // Studbooks.net (Студенческая библиотека) [Электронный ресурс].- URL: http://studbooks.net/1095455/pravo/zaklyuchenie (05.04.2017).
5. Качурова Е.С. Особенности виктимологической характеристики потерпевшего от насильственных преступлений, совершенных в местах лишения свободы/ Е.С. Качурова // Российский следователь.- 2008. -N 18. С. 54.
6. Шурухнов Н.Г. Криминалистика: определения, схемы, таблицы, диаграммы, рекомендации / Н.Г. Шурухнов.- М., 2009. С 352.
Некоторые проблемы определения субъекта уголовной ответственности за неоказание помощи больному
Кокшарова Надежда Анатольевна
магистрант 2 курсаВолго-Вятского института (филиала)
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров
Научный руководитель: Травина Ирина Геннадьевна
доцент кафедры уголовного права и криминологии
Волго-Вятского института (филиала)
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров,
кандидат юридических наук, доцент
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются проблемы определения субъекта неоказания помощи больному. Автором анализируются нормативно-правовые акты, и определяется круг лиц, обязанных оказывать помощь в соответствии с законом или специальным правилом. Предлагаются меры по совершенствованию рассматриваемой уголовно-правовой нормы.
Ключевые слова: Неоказание помощи больному, специальный субъект преступления, медицинские работники, иные лица, обязанные оказывать помощь в соответствии с законом или специальным правилом.