The concept of «administrative control (supervision)» in a new interpretation
Plenkina K. A.
student of the Volgo-Vyatsky Istitute (branch) of Moscow State
University of Law named after O.E. Kutafin (MSAL), Kirov
Annotation:
This article examines the point of view of scientists on the notion of "administrative control (supervision)" and its consolidation in the legislation of the Russian Federation, a definition is proposed.
Key words:administrative control, supervision, executive authorities.
На сегодняшний день в нормативно-правовых актах и в юридической литературе не содержится единого понятия административного контроля (надзора). Считаю, что это связано с проведением на протяжении длительного времени административной реформы в России, итогом которой должно стать совершенствование государственного управления, придание ему правовых и демократических основ.
Административный контроль (надзор) является важнейшим из способов обеспечения законности в управлении. Понятие «административный надзор» и «административный контроль» широко используется как в теории, так и законодательной деятельности без чётких критериев разграничения. Так, Ф.С. Разаренов предлагает: «…административный надзор – это самостоятельный организационно-правовой способ обеспечения законности в государственном управлении, представляет собой систематическое наблюдение за точным и неуклонным соблюдением законов и актов, основанных на законе, осуществляемое органами управления по подведомственными им вопросами, направленное на предупреждение, выявление, пресечение нарушений, а также привлечение нарушителей к ответственности» [1]. В.П. Беляев определяет контроль следующим образом: «…автономная правовая форма государственной деятельности управомоченных субъектов, выражающаяся в совершении юридически значимых действий по разрешению в строгом соответствии с предписанием закона конкретных юридических дел на поднадзорных объектах в целях введения в режим законности деятельности государственных органов и должностных лиц» [2]. В ответ на это Д.Н. Бахрах отмечает: «…в зависимости от объема контроля различают собственно контроль, в процессе которого проверяется законность и целесообразность деятельности, и надзор, который ограничивается только проверкой законности» [3].
С точки зрения П.И. Кононова: «Административный надзор - специальный вид государственного контроля, осуществляемый компетентными административными органами в отношении не подчиненных им организационно физических и юридических лиц посредством наблюдения, проведения проверок, применения мер административного принуждения в целях обеспечения исполнения этими лицами действующего законодательства, установленных им специальных правил и требований, определяющих в совокупности надлежащий режим законности, безопасности государства и общества».[4]. В свою очередь, А.В. Мартынов считает: «…административный надзор как особая форма осуществления исполнительной власти, связанная с реализацией установленных государственно- управленческих функций по обеспечению законности, конституционных прав и свобод, безопасности в деятельности организационно неподчинённых государственных органов власти и их должностных лиц, общественных организаций, других юридических лиц, а также граждан» [5].
Несмотря на различия понятий «контроля», и «надзора» в научных работах, в законодательном плане аналогичная дифференциация не проводится. Например, в Федеральном законе от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», контроль (надзор) определяется как «деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями» [6]. Более расширенно характеризуется контроль (надзор) в Указе Президента от 9 марта 2004г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", где: «под функциями по контролю и надзору понимаются:
1. Осуществление действий по контролю и надзору за исполнением
органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
2. Выдача органами государственной власти, органами местного
самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
3. Регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание
индивидуальных правовых актов» [7].
На примерах законодательных актов видно, что названные категории не разграничиваются и употребляются как равнозначные. В наименование закона и в тексте статей названные термины фигурирует в связке, без каких-либо пояснений их сущности и задержания.
Таким образом, на основании вышесказанного, можно резюмировать, что административный контроль (надзор) – это специфическая разновидность государственного контроля, состоящая в наблюдении за точным и единообразным исполнением действующих в сфере управления специальных норм, общеобязательных правил, закреплённые в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, пожарной безопасности, торговли, санитарные, природоохранительные и другие нормы), осуществляемая специально уполномоченными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчинённых предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан по поводу исполнения ими требований действующего законодательства с применением мер административного принуждения, то есть с целью выявления возможных отклонений от заданного режима функционирования.
Примечания
1. Разаренов Ф.С., Котюргин С.И. Административный надзор советской милиции: учебное пособие. - М., 1979. - С. 10.
2. Беляев, В. П. Контрольная форма юридической деятельности: общетеорет. аспект / под ред. А. В. Малько.- СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006.- С. 24 - 37.
3. Бахрах, Д. Н. Административное право России: учебник. 6-е изд., перераб. и доп. – М., 2011. - С. 356.
4. Кононов П.И. Административный процесс в России: проблемы теории и законодательного регулирования: Монография. - Киров, 2001. - С. 163.
5. Мартынов, А. В. Административный надзор в России: теорет. основы построения / под. ред. Ю. Н. Старилова. - М.: Юнити - Дана, 2010. - С. 17.
6. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собр. законодательства РФ. 2008. № 52. Ст. 6249.
7. Указ Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314"О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собр. законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
8. Административное право России: Учебник. /Под ред. В.Я. Кикотя, П.И.Кононова, Н.В. Румянцева. - М., Юнити. - 2015.
Разграничение полномочий Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации
Прокашева Полина Андреевна
студент Волго-Вятского института (филиала) Университета
имени О.Е. Кутафина (МГЮА, г. Киров
Научный руководитель: Кононов Павел Иванович
профессор кафедры государственно-правовых дисциплин
Волго-Вятского института (филиала)
Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров,
доктор юридических наук, профессор
АННОТАЦИЯ
Согласно Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Оно координирует деятельность других органов, которые входят в систему исполнительной власти. Проанализировав полномочия Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что Президент фактически возглавляет исполнительную власть, хотя по Конституции он не входит ни в одну ветвь власти.
Ключевые слова: Правительство Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, полномочия, исполнительная власть, министерства, ведомства, службы, управление, надзор, государство.