Секция 3 Административное право и процесс. Финансовое право.
Финансовая деятельность и финансовый контроль
Как система управления
Богачев Владислав Николаевич
студент 1 группы 2 курса магистратуры Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров
Научный руководитель: Седельникова Раиса Игоревна
заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин
Волго-Вятского института (филиала) Университета
имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров,
кандидат юридических наук
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются отдельные аспекты финансовой деятельности и финансового контроля как системы управления, проводится анализ внутренней структуры финансовой деятельности относительно стадий осуществления, а именно принятие, исполнение и проверка управленческих решений и рассматриваются различные методы воздействия в рамках государственного и социального управления.
Ключевые слова: Финансовая деятельность, финансовый контроль, социальное управление, управленческие решения, система управления, государственные финансы, бюджет, денежные фонды.
Financial activities and financial control as a management system
Bogachev V.N.
student of the Volgo-Vyatsky Institute (branch) of Moscow State University of Law named after O.E. Kutafin (MSAL), Kirov
Annotation:
This article examines certain aspects of financial activity and financial control as a management system, analyzes the internal structure of financial activities in relation to the implementation stages, namely, the adoption, execution and verification of management decisions and considers various methods of influence within the framework of state and social management.
Key words:
Financial activities, financial control, social management, management decisions, management system, public finances, budget, monetary funds.
Финансовая деятельность – сложное явление, входящее в состав механизма государственного управления и регулирования социально-экономических процессов. Оно включает в себя два аспекта: с одной стороны, финансовая деятельность выступает как процесс по управлению финансами и инструмент воздействия на общественные процессы, а с другой, сама является объектом управленческого воздействия.
Всем стадиям финансовой деятельности присущ финансовый контроль, который заключается в распределении валового внутреннего продукта по фондам и расходованием средств согласно целевому назначению. В целях эффективного правового регулирования финансового контроля необходимо учитывать его специфику: финансовый контроль является одновременно и самой управленческой деятельностью, и объектом управления. Финансовый контроль преследует своей целью обеспечение целостности всей финансовой системы и упорядочение всех компонентов в соответствии с закономерностями существования и развития системы [1].
Отдельно стоит отметить социальное управление как обеспечение согласованности и упорядоченности совместных действий людей для эффективного достижения общих задач. Оно представляет собой систему, состоящую из субъекта (участника процесса управления), объекта (поведения человека как участника общественных отношений) и их взаимодействия. Одной из разновидностей социального управления является финансовая деятельность, представляющая в данном случае процесс упорядочивающего воздействия на финансовые общественные отношения. Это процесс циклический, замкнутый, заключенный в определенные стадии: постановка целей, задач, их выполнение, достижение результата, постановка новых задач на основе информации о полученном результате и т.д.
Внутренняя структура финансовой деятельности также циклична и подчиняется конкретным статичным стадиям: принятию, исполнению и проверке управленческого решения. Сама же управленческая деятельность носит исполнительный характер [2].
В стадии принятия управленческого решения необходимо собрать и проанализировать информацию, оценить обстоятельства, которые могут повлиять на принятие решения, определить средства, способы, сроки достижения цели, форму отчетности, а также исполнителей принятого решения и довести эту информацию до их сведения.
Исполнение решения – основная часть процесса, и его организация является одной из главных задач, стоящих перед субъектом социального управления, так как именно он переводит намеченные решения в реальные действия. Реализация управленческого решения осуществляется в форме исполнения (совершения конкретных действий, предусмотренных решением) или применения (совершения действий путем принятия другого управленческого решения, вытекающего из главного решения).
Особой важностью отличается последняя стадия – проверка управленческого решения. Именно она обеспечивает эффективность функционирования системы управления на всех уровнях. Фактически проверка сводится к постоянному наблюдению за процессами исполнения своих функций объектами управления, выявления возможных отклонений от намеченного плана реализации решения и принятие мер, обеспечивающих их устранение. Для реализации проверки решения необходимо наладить качественную прямую связь (обеспечивающую передачу решений на объекты) и обратную связь (докладывающую о последствиях управляющих воздействий).
Государственные финансы затрагивают все стороны государственного управления, и поэтому нуждаются в высокой степени централизации. Государство с помощью законов воздействует на создание денежных фондов и на их использование через перераспределение, обеспечивая этим систему обратной связи при выполнении бюджета и иных финансовых планов. Посредством финансов государство осуществляет распределение средств (прямая связь) и постоянный контроль и слежение за объектами управления по выполнению ими финансовых планов (обратная связь). Процессы контроля и слежения в данном случае имеют свою специфику, хотя и преследуют схожие цели. Контроль прерываем, он делится на стадии предварительного, текущего и последующего контроля, на каждой из которых выносятся отдельные решения. Слежение заключается в непрерывном наблюдении и моментальном реагировании на возникающие ситуации, обеспечении оперативной обратной связи. Благодаря финансовому контролю можно наблюдать за реализацией государством экономических и социальных программ и за деятельностью отдельных отраслей и хозяйствующих субъектов, однако же, от степени финансовой централизации во многом зависит централизация в государственном управлении в целом [3].
Социальное управление осуществляется с помощью методов, единых в своем назначении, формах управления и используемых одними субъектами управления. Они основаны на двух универсальных принципах воздействия на волю, сознание и поведение людей, а именно на убеждении и принуждении, которые выключают юридическую ответственность. Методы можно разделить на две группы: методы прямого управляющего воздействия и методы косвенного управляющего воздействия.
Методы прямого воздействия всегда носят директивный характер – это методы властных предписаний, строго обязательных для исполнения объектами управления. К таким методам можно отнести установление правил поведения, утверждение конкретных заданий; осуществление контрольных и надзорных действий и т.д.
Косвенное управление осуществляется через опосредованное влияние. Прямого предписания здесь нет, но воздействие управления имеется. В данном случае объект управления начинает действовать не по прямому приказу вышестоящего должностного лица, а исходя из своей имущественной заинтересованности.
Значительная роль в социальном управлении отводится праву. Содержание всего управленческого процесса заключается именно в правовой форме, так как оно содержит властные волеизъявления субъекта управления, обязательные к исполнению объектом управления, что обеспечивает режим законности его поручений. Приобретая юридическую форму, управленческие решения объекта становятся правовыми актами социального управления, хотя совсем необязательно все подобные решения действуют в виде нормативных правовых актов.
Регулируя финансовые отношения с помощью правовых норм, государство осуществляет свое управление. Фонд денежных средств как инструмент управления поддается учету и контролю, для эффективного распределения средств фонда с помощью соответствующих правовых механизмов можно наладить процессы саморегулирования финансов, а грамотно построенное экономическое управление в сфере финансов будет оказывать стимулирующее воздействие на объекты управления.
Таким образом, финансовый контроль является неотъемлемой частью социального управления, он направляет процесс управления по заданным моделям и программам, созданным на стадии принятия управленческого решения, корректирует отклонения и обеспечивает прямую и обратную связь в управленческом процессе. При четко налаженной схеме действий финансовый контроль обеспечивает функционирование управленческих циклов и отдельных организаций-хозяйствующих субъектов, и государства в целом, создавая хорошие перспективы для их развития.
Примечания
1.Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1973. С.8.
2.Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М., 1971 С.143; Тихомиров Ю.А. Управленческое решение. М., 1972. С.2.
3.Пискотин М.И. Социализм и государственное управление. М., 1984 С. 227.