По специальности "Административное право, финансовое право, информационное право", Никулин, Михаил Иванович, Москва

Результаты исследования проблем административной деликтологии дают основание сформулировать ряд выводов и предложений.

1. В сложившейся обстановке все более актуальным становится вопрос: как бороться с противоправными проявлениями в виде административных деликтов?

Одной из задач борьбы с административными деликтами является совершенствование теоретико-понятийной базы административной деликтологии, которая выступает в качестве объективно обусловленной системы знаний' об административной деликтности и имеет целью научное обеспечение воздействия государственных органов на причины и условия, способствующие совершению административных деликтов.

2. Утверждение, что административная деликтология самостоятельное учение, еще не раскрывает ее содержания, всей полноты объекта и предмета ее изучения, а лишь доказывает лишний раз необходимость проведения специальных исследований. К науке административной деликтологии проявляется все больший интерес, что подтверждается соответствующими публикациями в научной и учебной литературе, подготовкой и изданием по этой теме пособий, монографий, а также защитой нескольких кандидатских и докторских диссертаций, посвященных теоретическим, практическим проблемам административной деликтологии, методологическим основам предупреждения административных деликтов в различных сферах деятельности многочисленных органов административной юрисдикции. И хотя административная деликтология еще не признана всеми учеными в качестве самостоятельной науки и учебной дисциплины, повышенный интерес к проблеме причастности ее к другим наукам говорит о необходимости дальнейшего развития административно-деликтологических исследований.

3. Предпосылки и потребность появления новой отрасли юридического знания - "административная деликтология" вызваны, прежде всего, тем, что наряду с процессами криминализации значительное место в общей массе деликтов занимают административные, носящие в не меньшей мере, чем преступления, дестабилизирующий характер по отношению ко всем сферам жизни общества.

Вместе с тем процессы в сфере укрепления правопорядка влекут новые проблемы, новые запросы практики, требуют регламентации новых отношений, а административное право и как правовая отрасль, и как наука оказалось не в полной мере подготовленным к гигантскому росту количества совершаемых административных правонарушений.

4. Важнейшим фактором возникновения и формирования науки административной деликтологии, ее становления и приобретения статуса самостоятельности является определение предмета ее изучения, что обусловлено закономерностями развития научного познания о природе административных деликтов, причинах и условиях, способствующих их совершению. Проблемы, стоящие перед административной деликтологией, и важность подобного анализа заключается в необходимости точного и глубокого понимания предмета административной деликтологии, правильного определения границ исследования и их содержания, а также соотношения административной деликтологии с юридическими и другими науками.

5. Детальное рассмотрение предмета науки административной деликтологии позволило выявить совокупность теоретических понятий, с помощью которых описывается рассматриваемое социальное явление. К ним относятся: конкретные составы административных правонарушений и их структура; состояние и динамика административной деликтности; субъекты, совершающие административные правонарушения (деликты); форма вины указанных субъектов; причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений (деликтов); административно-правовые средства предупреждения, выявления и пресечения противоправных проявлений и снижения уровня административной деликтности; профилактика административных правонарушений (деликтов). Следовательно, предметом науки административной делик-тологии является совокупность противоправных административных деяний (их структура, состояние, динамика), совершенных на определенной территории в установленный отрезок времени соответствующими субъектами, причины и условия, их порождающие, а также выработка программ предупреждения и борьбы с административными деликтами, снижения административной деликтности.

6. В процессе исследования было выявлено, что административная де-ликтность как объект исследования имеет две составляющие, которые определяют его содержание.

Во-первых, это социальная природа административной деликтности, состоящая из совокупности конкретных административных правонарушений (деликтов), совершенных в обществе.

Во-вторых, она имеет административно-правовой характер, т.к. нарушаются административно-правовые нормы, установленные государством, а рассматриваемые деяния идут вразрез с принятыми в обществе законами, запрещающими совершение конкретных деяний под страхом административного наказания.

С изложенных позиций объект административной деликтологии образует сложное специфическое объективное явление - административную деликт-ностъ и особые формы социальной реакции на нее, состоящие в устранении причин и условий, детерминирующих административную деликтность, рассматриваемую как составную часть более общих социальных мер и процессов человеческой деятельности, связанных с совершенствованием общественных отношений в целом.

7. Определение и понятие объекта исследования науки административной деликтологии связано тесно с административной деликтностью, которую можно определить как - порожденное обществом системно-структурное образование, как относительно самостоятельное и специфическое явление, имеющее противоправный административно-правовой характер.

8. Структура предмета изучения административной деликтологии содержит четыре основных элемента: 1) административная деликтность как сумма совершенных административных деликтов на конкретной территории за определенный отрезок времени; 2) лица, нарушившие нормы административного права; 3) причины и условия, способствующие совершению административных деликтов и повышению административной деликтности; 4) профилактика административных деликтов, их выявление и пресечение, снижение административной деликтности и ее профилактика.

Следовательно, предметом науки административной деликтологии является изучение совокупности противоправных административных деяний, совершенных на определенной территории в установленный отрезок времени соответствующими субъектами, их структуры, состояния, динамики в целях профилактики административных правонарушений (деликтов) путем выявления и устранения причин и условий, их порождающих.

9. Детальное рассматрение основных элементов предмета администра-тивно-деликтологического исследования дает возможность определить содержание науки административной деликтологии, которое заключается в выработке специфических знаний об административной деликтности как социально-правовом явлении, ее тенденциях и закономерностях, о причинах роста административной деликтности и путях ее устранения, о способах и методах снижения уровня административной деликтности.

10. Важными обстоятельствами, которые должны учитываться при определении понятия науки, являются, во-первых, связь науки с практикой; во-вторых, возможность науки не только описывать и объяснять события (явления, процессы, факты), но и предвидеть их; в-третьих, неразрывная связь данной науки (как системы знаний) с практической деятельностью правоохранительных органов. Комплекс перечисленных обстоятельств дает возможность определить административную деликтологию как относительно самостоятельную систему знаний, задачей которой является исследование и изучение административной деликтности как социально-правового явления, ее тенденций, закономерностей (характерных для прошлого, настоящего и будущего) и причин, способствующих противоправным проявлениям, а также их оценка и разработка мер предупреждения и профилактики административных правонарушений в целях совершенствования теории и практики предупреждения и снижения административной деликтности.

11. Эффективность воздействия на блок административных правонарушений (деликтов) напрямую зависит от степени изученности совершения различных видов административных правонарушений (деликтов) и в первую очередь причин и условий, которые остаются вне поля зрения ученых-юристов и практических работников органов административной юрисдикции.

12. Исследование административной деликтности как общей системы деликтности дает возможность рассматривать ее в широком смысле, включая все виды отклоняющегося поведения: преступления, административные правонарушения, гражданские, дисциплинарные, иные проступки, нарушающие нравственные нормы, традиции, обычаи, и в узком смысле как совокупность административных правонарушений (деликтов), лежащих в сфере непосредственного правового воздействия правоохранительных органов и органов административной юрисдикции.

Кроме того, по мнению диссертанта, деликтность в широком смысле включает в себя весь массив латентных правонарушений и проступков, а также нарушений не правового характера (норм морали, обычаев, традиций).

13. Определение административной деликтности как системы позволило диссертанту сделать следующие выводы:

- состояние административной деликтности - в значительной степени производно от состояния общей деликтности.

- изучение всех элементов системы деликтов, как совокупности преступлений, так и всего массива административных проступков, отнесенных к компетенции органов административной юрисдикции, способствует повышению степени эффективности организационно-правового влияния как на административную деликтность, так и деликтность в целом.

- рассмотрение административной деликтности в качестве компонента общей деликтности как единого поля организационно-правовой деятельности правоохранительных органов и органов административной юрисдикции обусловливает необходимость системного воздействия на совершаемые преступления и административные правонарушения.

14. Понятие административной деликтности как предметной составляющей необходимо рассматривать не с точки зрения отождествления ее с объектом изучения административной деликтологии, а как явление, заключенное во временные и пространственные рамки. Это доказывает, что если административная деликтность рассматривается как социальное явление, то и человек рассматривается с позиции не биологического, а социального. Поэтому административная деликтология изучает не гражданина и не человека, а личность нарушителя административно-правовых норм.

Исходя из того, что административную деликтологию интересует не единичный случай противоправных проявлений, а их совокупность на конкретной территории, в определенный отрезок времени, учитывая при этом, что деликтность порождена противоправным поведением лиц, можно с уверенностью утверждать, что в содержании предмета науки административной деликтологии нельзя рассматривать личность нарушителя административно-правовых норм отдельно от административной деликтности, от причин и условий, способствующих совершению административных деликтов, а также административно-правовых средств предупреждения административных деликтов.

15. В процессе исследования причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений (деликтов), были выявлены следующие взаимосвязи факторов «причин» и факторов «условий»: во-первых, причина всегда предшествует по времени следствию; во-вторых, причина не сводится к следствию, поскольку следствие не повторяет причину, а представляет собой результат преобразования, изменения объекта; в-третьих, причина и следствие могут меняться местами, однако это не означает, что следствие может при определенных обстоятельствах стать причиной той причины, что изначально породила его, но оно может стать причиной другого следствия; в-четвертых, для того, чтобы причина породила следствие, необходимо наступление условий, обеспечивающих такое развитие причинно-следственной связи, при котором ожидаемое следствие неизбежно; в-пятых, причина всегда порождает следствие, а условия этому способствуют.

16. Рассмотрение детерминации (причины и условия) административной деликтности дает возможность определения таких понятий, как причина, условие, связь, следствие.

Причина - это явление, порождающее, производящее другое явление -следствие. Условиями явления, в отличие от причин, выступает комплекс явлений, которые сами по себе не могут породить непосредственно данное явление - следствие, но, сопутствуя причинам в пространстве и времени и влияя на них, обеспечивают определенное их развитие, необходимое для возникновения следствия.

Таким образом, причины административной деликтности можно определить как совокупность социальных явлений и процессов, которые во взаимодействии с обстоятельствами, играющими роль условий, способствуют противоправным проявлениям.

17. Представляется возможным вести речь о следующих видах причин: социально-демографического характера (связанные с урбанизацией, миграцией населения изменениями половозрастной структуры населения и т. д.); экономического характера (связанные с проблемами благосостоянием населения, уровнем безработицы, экономико-промышленной инфраструктурой и т. д.); социально-психологического характера (связанные с ослаблением традиционных форм социального контроля за личностью в связи с урбанизацией, с уменьшением роли семьи в воспитании детей, с увеличением занятости женщин, с образовательным уровнем населения, состоянием психофизического здоровья отдельных социальных групп); организационно-правового характера (связанные с уровнем нормативно-право-вого обеспечения органов субъектов федерации, органов местного самоуправления, с профессиональной подготовленностью представителей власти, государственных служащих, должностных лиц и т. д.).

18. Кроме уровня деликтогенных причин, диссертантом выделены четыре группы демографических факторов, влияющих на повышение административной деликтности: 1) рост в регионе численного состава социально-демографических групп, имеющих более высокую криминальную и административно-деликтную активность (например, молодые холостые мужчины), приводит к механическому увеличению контингента лиц, совершающих правонарушения; 2) уменьшение их числа соответственно ведет к сокращению такого контингента; 3) миграционные процессы, смешанные браки, сближение социальных, национальных, языковых групп и слоев населения ведут к усреднению криминальной и административно-деликтной активности разных групп населения; 4) негативные демографические процессы (рост разводов, снижение рождаемости и др.) вызывают к действию социальные механизмы, связанные, как правило, с ростом активности соответствующих групп с противоправной направленностью.

Таким образом, формированию и развитию противоправных проявлений способствуют причины и условия, которые обусловлены взаимодействием целого ряда факторов социального характера, которые, преломляясь через индивидуально-психологические особенности личности, формируют негативное отношение к установленным нормам поведения, к основным нравственным ценностям общества. Их проявление наблюдается на различных уровнях: общества, коллектива, семьи, отдельной личности.

19. Изучение причин и условий административной деликтности должно быть ориентировано на региональный и межрегиональный уровень, при этом их следует рассматривать как общие по отношению ко всем видам правонарушений и особенные по отношению к отдельным видам административных правонарушений (деликтов).

20. Определяя основные группы признаков деликтологической характеристики личности нарушителей норм административного права, в ходе исследования были выделены социально-демографические признаки, правовые характеристики, социальные роли и социальные статусы, нравственные свойства и психологические особенности нарушителей административно-правовых норм.

21. Были выявлены признаки, характеризующие социально-психологический механизм совершения административных деликтов, имеющий существенные отличия от аналогичного феномена преступного поведения. В первом случае нарушение совершается спонтанно и не просматривается его подготовка, а в другом случае наличествует твердая установка на совершение преступления. В этом смысле понятие «личность совершившего административный деликт» тождественно понятию «личность преступника», при этом «только смежных административных проступков и преступлений».

22. По характеру противоправной направленности были выделены следующие группы нарушителей норм административного права: проявляющие негативное, пренебрежительное отношение к человеческой личности, ее чести, достоинству, спокойствию; имеющие ярко выраженное индивидуалистическое отношение к различным социальным установкам и предписаниям, предусматривающим административную ответственность за их нарушение; проявляющие легкомысленное, безответственное отношение к установленным социальным ценностям, к своим общественным обязанностям.

К первой группе можно отнести лиц, у которых образ жизни сознательно направлен против правопорядка, ко второй - тех, у кого свойства личности обесценены в социальном аспекте, а их интересы находятся вне сферы нормальных отношений, к третьей - случайных нарушителей, совершивших правонарушение впервые, по незнанию, что за совершаенное действие может наступить административная ответственность.

23. Для решения проблемы оптимального сочетания административных мер принуждения и профилактических мер типология правонарушителей должна строиться по двум сочетающимся основаниям: характеру противоправной направленности и ценностным ориентациям личности; глубине стойкости этой противоправной направленности. Для чего были выделены следующие типы нарушителей административно-правовых норм: 1) случайные нарушители, впервые совершившие административные правонарушения (деликты) и характеризуемые социально-положительной направленностью; 2) ситуационные нарушители, совершившие административные правонарушения (деликты) под влиянием неблагоприятной внешней ситуации при общей социально-положительной направленности; 3) неустойчивые нарушители, совершившие административные деликты впервые, но допускавшие ранее различные правонарушения и аморальные действия; 4) злостные нарушители, совершавшие административные деликты неоднократно, несмотря на принимавшиеся меры убеждения и административного принуждения, к ним были отнесены лица, попадавшие в поле деятельности органов административной юрисдикции и правоохранительных органов и неоднократно совершавшие административные деликты.

24. По результатам исследования типологии нарушителей и с учетом требований административной деликтологии были выделены следующие основные элементы структуры личности нарушителя административно-правовых норм: социально-демографическая и правовая характеристика личности (социальное положение, пол, возраст, образование, семейное положение, профессия, характер совершенного проступка, наличие административного наказания, судимость); нравственно-психологическая характеристика (система ценностных ориентации, потребности и интересы, уровень правосознания и т. д.); социальное поведение (отношение к социальной группе, связь с антисоциальными элементами, самооценка).

При анализе субъективной стороны ряда совершаемых административных деликтов определены побудительные мотивы совершения административных деликтов: а) социально-экономические (удовлетворение элементарных жизненно важных потребностей; удовлетворение «относительных потребностей», возникающих в условиях социально-экономической дифференциации населения; достижение некого материального или социального стандарта, на которое ориентировано данное лицо); б) агрессивно-эгоистические (абсолютизация идеи самоутверждения, реализации имеющихся потребностей и интересов в любых формах; самоутверждение в тех формах, которые возможны для лица в конкретных ситуациях); в) легкомысленно-безответственные (отсутствие потребности и заинтересованности в соотнесении своих поступков с существующими нормами поведения; избирательность такого соотнесения (например, только в условиях строго внешнего контроля).

25. Важным элементом деликтологической характеристики правонарушений является анализ данных о личности правонарушителя, следовательно, использование соответствующих достижений криминологии в области исследования личности на этапе становления административной деликтологии является, на наш взгляд, необходимым.

В связи с этим для административной деликтологии важны те положения криминологии, в которых речь идет о механизмах сведения индивидуального к социальному, о нахождении в единичном элементе общего, о сведении случайного к закономерному. Такой подход к решению исследовательской задачи является плодотворным, поскольку административная деликтность, как и преступность (для глубокого познания их природы), должна изучаться на уровне как всей совокупности и ее отдельных частей, так и индивидуального, конкретного противоправного поведения.

При этом методологически важно иметь в виду следующее: во-первых, интерес к общественно вредным явлениям, как правило, не выступает в чистом виде, сосуществуя с интересами положительного порядка; во-вторых, не в меньшей, а, возможно, и в большей степени сформированности, чем эмоции, проявляется интерес как движущая сила деликта у отдельных социальных групп (подростки, ранее судимые, алкоголики и наркоманы); в-третьих, высокая степень адаптированности административной деликтности, ее массовость и устойчивость как явления объясняется еще и тем, что направленность противоправных проявлений достаточно очевидна, и поэтому она легче обнаруживается.

26. Социально-демографический и психологический анализ состава асоциальных групп показал, что в последнее время сильные изменения претерпела ценностно-потребностная сфера обследуемых.

Лица, ведущие противоправный образ жизни, часто объединяются в диффузные группы. Длительное изучение диффузных, дискретных и временных групп показывает, что фактор привлекательности и определенных преимуществ сезонного труда для таких групп и лиц является главным. Попадая под действие такого труда, человек быстро меняет свои ценностные ориентации, взгляды, оценки, и жизненный путь его, как правило, завершается трагично.

27. В проводимых исследованиях выявлен возрастной период, с которого начинаются распад и деградация личности. Пренебрежение и безразличие к таким понятиям-ценностям, как семья, дом и т. д., свидетельствует о "размывании" индивидуальных личностных основ в жизни, потере ведущих жизненных потребностей, а на поведенческом уровне - об уходе в различные формы отклоняющегося поведения. Среди известных путей отклоняющегося поведения выделены такие, как: инертное, иждивенческое, пассивно-потребительское.

28. В отличие от уголовной, административная политика представляет собой такое направление политики, в рамках которой «формируются исходные требования предупреждения административных правонарушений (деликтов) посредством разработки и осуществления широкого круга методов государственного управления и, в первую очередь, административно-предупредительных мер, создания и применения правовых норм материального, административного права, а также посредством определения круга допустимых в борьбе с правонарушениями мер государственного принуждения. Главное, по мнению диссертанта, состоит в том, чтобы, во-первых, максимально точно и полно дать определение предмета и содержания административной политики; во-вторых, определить государственную стратегию, тактику и идеологию государства в предупреждении и борьбе с правонарушениями вообще и с административными правонарушениями (деликтами) в частности; в-третьих, в административной политике должен быть учтен комплексный, многоаспектный характер политики и отражены ее концептуальный, законодательный, правоприменительный уровни.

29. Таким образом, выделены элементы государственной политики в рассматриваемой сфере: 1) государственная политика (доктрина) предупреждения административных правонарушений (деликтов), выраженная в соответствующих директивных актах (законах, указах Президента, постановлениях Правительства); 2) научная теория и синтез соответствующих политических, социологических и правовых знаний; 3) особый вид социальной деятельности государства, направленный на активное, наступательное противодействие совершаемым административным правонарушениям.

30. Одним из определяющих моментов административной политики является ее предмет. Таковым для рассматриваемого вида политики являются административные правонарушения, совокупность которых образует систему административной деликтности.

31. Выделены и определены признаки административной политики, связанные с определением средств ее реализации. Влиять на административную деликтность, обусловленную множеством факторов, можно общими и специальными мерами. Совокупность первых (экономические рычаги, организационные меры, пропаганда и т.д.) составляет содержание общей профилактики и предупреждения административных правонарушений (деликтов). Специальные меры в сфере противодействия административной деликтности не могут быть произвольными. Их применение обусловлено конституционными требованиями соблюдения прав человека и гражданина и должно быть основано на нормах административно-деликтного законодательства. Последнее является основной формой выражения административной политики, получившей отражение в новом Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

32. Комплексное воздействие со стороны государства на административную деликтность это - часть общей программы социальных преобразований в отдельном регионе, поскольку предупреждение административной деликтности неотделимо от общей программы социально-экономического развития территориальной общности, а создание комплексных программ предупреждения административной деликтности, в первую очередь, должно учитывать результаты развития и прогнозирования социально-политических, административно-правовых, экономических, культурных, географических, экологических и иных явлений и процессов, обусловливающих отдельные виды административных правонарушений и саму административную деликтность.

33. Анализ составляющих элементов (средств) предупреждения административных правонарушений (деликтов) позволяет выделить следующие их признаки: во-первых, они предназначены для регулирования общественных отношений путем создания (формулирования), изменения или отмены последних; во-вторых, их использование (применение) составляет содержание правовой (юридической) деятельности соответствующих субъектов, т.е. деятельности, влекущей те или иные правовые последствия; в-третьих, они применяются государственными органами преимущественно в сфере управленческой деятельности. Эти средства направлены прежде всего на регулирование (изменение) поведения лиц, допускающих противоправные проявления, в целях их прекращения и обеспечения условий для привлечения таких лиц к ответственности.

34. Административно-правовые средства предупреждения противоправных проявлений это - способы административно-правового воздействия государства на лиц, совершающих противоправное поведение, на деятельV ность органов государственного управления, осуществляющих предупреждение противоправных проявлений, на причины и условия, способствующие и порождающие противоправные проявления, применяемые в целях снижения административной деликтности. При этом следует учитывать, что на интенсивность противоправных проявлений, структуру, рост и другие свойства административной деликтности оказывают влияние не только органы государственного управления, использующие административно-правовые средства, но и местные органы самоуправления. Эти особенности, по мнению соискателя, должны учитываться в управленческой деятельности при прогнозировании деликтологической ситуации в крае, области, городе, районе.

35. Анализ имеющихся в юридической литературе точек зрения на классификацию административно-правовых средств, используемых для предупреждения административной деликтности и объединяющих группы административно-профилактических мер, позволяет констатировать, что административно-правовые средства не охватывают всей совокупности применяемых мер. Сложность правовой природы рассматриваемых мер делает невозможным проведение классификации используемых для предупреждения административных правонарушений (деликтов) предупредительных мер (воспитательные, охранительные, превентивные). На первом этапе становления и развития административной деликтологии, по мнению соискателя, достаточно использовать разработанные в административном праве и применяе-^ мые в административной практике предупреждения административных правонарушений меры социального и функционального назначения.

36. Одним из ключевых направлений стратегии развития целенаправ-) ленной работы по снижению административной деликтности является активизация человеческого фактора, заключающегося в усилении администра-тивно-деликтной чувствительности граждан, которого можно достичь, повышая общую культуру и культуру социального правосознания людей, формируя механизм социального самосознания и социального контроля, а также навыки социального ориентирования. Однако в повышении административ-но-деликтной чувствительности граждан большую роль играют органы внутренних дел, использующие как индивидуальную, так и общую профилактику, а также средства массовой информации.

37. Административно-правовые средства, применяемые сотрудниками правоохранительных органов в профилактике правонарушений, можно представить как меры, направленные на решение задач общей и индивидуальной профилактики общей деликтности через воздействие на административные деликты, непосредственно предшествующие преступлениям. Учитывая комплексный, многогранный характер административной деликтности, ее причин и условий, необходимо исходить из того, что профилактика административной деликтности с использованием административно-правовых средств предполагает: во-первых, воздействие на лиц, совершивших административные правонарушения (деликты), с целью недопущения в дальнейшем совершения ими правонарушений; во-вторых, предупреждение административных деликтов, являющихся как факторами преступности, так и причиной осложнения состояния оперативной обстановки в районе, городе, регионе.

38. Предупреждение административной деликтности предусматривает применение широкого диапазона профилактических мероприятий, который характеризуется определенными уровнями. К первому уровню профилактики соискатель относит как общие профилактические меры в виде осуществления административного надзора за соблюдением гражданами общеобязательных правил поведения в общественных местах, так и меры, применяемые при проведении комплексных мероприятий по охране общественного порядка.

Второй уровень можно условно назвать "сфера применения административно-правовых средств". На этом уровне применяются административно-правовые средства, направленные на предупреждение, пресечение административных правонарушений (деликтов). К этой же группе также относятся административно-правовые средства, обладающие универсальным характером и применяемые в отношении лиц, совершивших как преступление, так и административное правонарушение.

Третий уровень составляют административно-правовые средства, в ходе применения которых реализуются административно-правовые меры, направленные на пресечение и предупреждение административных правонарушений (деликтов). Это такие меры административного пресечения, как доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, а также меры административного наказания - предупреждение, штраф, возмездное изъятие предметов, конфискация, лишение специального права, административный арест и другие.

39. В сложившейся обстановке все более актуальным становится вопрос предупреждения противоправных проявлений с использованием не только административно-правовых, но и административно-деликтных средств, и в силу ряда объективных и субъективных причин в настоящее время появилась необходимость разработки не только направления по изучению причин и условий (факторов), порождающих и способствующих совершению административных деликтов, но и административно-деликтологических средств их предупреждения.

40. Таким образом, во-первых, наука административная деликтоло-гия, изучающая природу административных правонарушений, не сможет обойтись без учета знаний, накопленных административно-правовой наукой об административно-правовых средствах и их использовании в предупреждении нарушений административно-правовых норм, что подчеркивает их взаимосвязь и взаимообусловленность; во-вторых, все рассмотренные нами административно-правовые средства предупреждения административных деликтов образуют единую систему, способную оказывать правовое воздействие на предупреждение противоправных проявлений и лиц, его допускающих; в-третьих, структурный анализ административно-правовых средств, используемых для предупреждения административных правонарушений), является необходимым, но недостаточным для уяснения их сущности, особенностей, оснований и порядка применения. Это обстоятельство требует рассмотрения конкретных видов административно-правовых средств предупреждения административных деликтов и снижения административной деликт-ности.

В процессе предупреждения совершения административных деликтов большое значение имеет индивидуализация административных мер, применяемых к нарушителям административно-правовых норм. Однако предупредительные меры еще далеко не всегда достигают цели, а профилактическая деятельность недостаточно результативна. В определенной мере это связано и с разрушением системы социальной профилактики.

41. Теоретическая формула, согласно которой административное принуждение заставляет правонарушителя изменить свое поведение в угодную для общества сторону, в практике применения административных наказаний реализуется не столь прямолинейно. Во-первых, не всякое принуждение может нести предупредительную функцию и существенно повлиять на такую личность хотя бы в силу своей малозначительности. Во-вторых, побудительными факторами, влияющими на изменение мотивации поведения под действием принуждения, для одних индивидов являются, прежде всего, межличностные оценки, для других - защитные реакции, то есть проявление комплекса чувств, характерных для самосохранения. Поэтому следует принимать во внимание административно -деликтологические, профилактические средства эффективного воздействия на личность правонарушителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наши рекомендации