Сравнительно-правовой анализ статуса депутата Законодательного Собрания Кировской области и народного депутата в СССР
Усцов Данил Константинович
студент 2 курса Вятского государственного университета, г. Киров
Научный руководитель: Плотникова Галина Николаевна,
старший преподаватель кафедры конституционного,
административного права и правового обеспечения государственной службы Вятского государственного университета, г. Киров
АННОТАЦИЯ
В данной статье приводится сравнительный анализ конституционно-правового статуса депутата Законодательного Собрания Кировской области и народного депутата в СССР, в ходе которого выявляются схожие и различные элементы статуса.
Ключевые слова: депутат, статус депутата, Законодательное Собрание Кировской области, СССР, Совет народных депутатов, наказ избирателей.
Comparative legal analysis of the status of a deputy of the Legislative Assembly of the Kirov region and a people's deputy in the USSR
Ustsov D.K.
student of Vyatka State University, Kirov
Annotation:
This article provides a comparative analysis of the constitutional and legal status of a deputy of the Legislative Assembly of the Kirov region and a people's deputy in the USSR, during which similar and different elements of status are revealed.
Key words: Deputy, the status of a deputy, the Legislative Assembly of the Kirov region, the USSR, the Council of People's Deputies, the voters' order.
Деятельность депутатов законодательного (представительного) органа любого уровня выражает собой представительную демократию – одну из форм участия граждан в политической сфере жизни государства. Народный депутат в СССР – понятие обширное. Оно включает в себя депутатов всех уровней: Верховного совета СССР, Верховного Совета союзных республик, автономных республик; краевых, областных, городских и сельских Советов народных депутатов. Статус народного депутата СССР регулировался законом Верховного Совета СССР от 20.09.1972 (ред. от 19.04.1979) «О статусе народных депутатов в СССР» [1]. Круг полномочий депутатов всех уровней аналогичен, однако есть и различия. В понятие же «местные органы государственной власти» по Конституции тех лет входили: краевые, областные, автономные областные, автономные окружные, районные, городские, сельские Советы. В данном случае нас будет интересовать статус депутата областного Совета народных депутатов – как равный по уровню депутату ЗС КО, статус которого регулируется законом Кировской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Кировской области» от 07.02.2001 г. № 248-ЗО (в ред. от 30.11.2016 № 20-ЗО) [2].
В соответствии с Конституцией СССР 1977 г. [3] срок полномочий депутатов местных Советов народных депутатов составлял 2,5 года. Срок полномочий депутата ЗС КО, согласно Уставу Кировской области [4], - 5 лет. Досрочное прекращение депутатом своих полномочий весьма сходно. Так, советский депутат прекращал полномочия в связи: 1) с отзывом избирателями, 2) по решению Совета, принимаемому в связи с личным заявлением депутата о сложении им депутатских полномочий ввиду обстоятельств, препятствующих их выполнению, 3) в связи с вступившим в законную силу обвинительным судебным приговором в отношении лица, являющегося депутатом. В Кировской области подобный перечень расширен и носит закрытый характер. К основаниям досрочного прекращения полномочий депутата областное законодательство относит: 1) письменное заявление о сложении полномочий, 2) утрату депутатом гражданства РФ, 3) вступление обвинительного приговора суда, 4) признание недееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим по решению суда, 5) смерть депутата, 6) досрочное прекращение полномочий Законодательного Собрания, 7) отзыв депутата в соответствии с законодательством, 7) непредставление или несвоевременное предоставление депутатом сведений о доходах, расходах и имуществе. При этом процедура отзыва депутата избирателями прямо не указана в законе. В положениях же закона СССР данное положение четко указано.
Ограничения, связанные с депутатской деятельностью, значительно широки в нашем областном законодательстве, по сравнению с советским. По закону Кировской области, депутат Кировской области не может быть одновременно депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, судьей, замещать иные государственные должности РФ и субъекта РФ, должности муниципальной службы. Такой ценз несовместимости должностей, безусловно, способствует профилактике коррупции.
Отличительной особенностью советского закона о статусе народных депутатов СССР является такой необычный элемент как «наказ избирателей». Данная норма, к сожалению, ушла в историю, не характерна для современного закона. По нашему мнению, она могла бы стать неотъемлемым регулятором отношений между народными избранниками и электоратом.
Основные гарантии неприкосновенности депутата также находят свое аналогичное отражение. Мы можем прийти к выводу, что в определенной степени сохранилась и сфера полномочий депутатов. Однако советский депутат оставался, в большей степени, подотчетен перед избирателями.
Таким образом, мы можем прийти к выводу, что основы правового статуса народных избранников в определенных чертах сохранились, что выражается в преемственности советского и современного законодательства.
Примечания
1.Закон ВС СССР от 20.09.1972 (ред. от 19.04.1979) «О статусе народных депутатов в СССР» // Режим доступа: [КонсультантПлюс]. – Загл. с экрана.
2.Закон Кировской области «О статусе депутата Законодательного Собрания .Кировской области» от 07.02.2001 г. № 248-ЗО (в ред. от 30.11.2016 № 20-ЗО) // Режим доступа: [КонсультантПлюс]. – Загл. с экрана.
3.Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, принята ВС СССР 07.10.1977 // Режим доступа: [КонсультантПлюс]. – Загл. с экрана.
4.Устав (Основной закон) Кировской области от 27.03.1996 г. № 12-ЗО // Режим доступа: [КонсультантПлюс]. – Загл. с экрана.
Контроль за расходами как мера противодействия коррупции на муниципальной службе в Российской Федерации
Черезова Вера Сергеевна
студентка 2 курса магистратуры
Волго-Вятского института (филиала)
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров
Научный руководитель: Заболотских Екатерина Михайловна
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин
Волго-Вятского института (филиала)
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров,
кандидат юридических наук, доцент
АННОТАЦИЯ
В статье анализируются отдельные положения Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц их доходам», проводится анализ судебной практики Конституционного Суда РФ, а также судов общей юрисдикции. Автором рассматриваются наиболее дискуссионные вопросы относительно правовой природы такого явления как обращение имущества государственных и муниципальных служащих в доход государства, круга объектов и субъектов контроля.
Ключевые слова:противодействие коррупции, муниципальные служащие, контроль за расходами.