Системы престолонаследия в современных монархических государствах

Никитина Лада Алексеевна

студентка 1 курса Волго-Вятского института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров

Научный руководитель: Козловский Станислав Иванович

доцент кафедры теории и истории государства и права

Волго-Вятского института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров,

кандидат исторических наук

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается проблема классификации систем престолонаследия в современных монархических государствах, их разнообразие и неоднородность.

Ключевые слова: престолонаследие, монархия, классификация, система, конституция, передача права, нормативно – правовая база.

The systems of succession in modern monarchical states

Nikitina L.A.

student of the Volgo-Vyatsky Institute (branch) of Moscow State

University of Law named after O.E. Kutafin (MSАL), Kirov

Annotation:

This article considers the problem of the classification of succession systems in modern monarchical states, their diversity and heterogeneity.

Key words: succession, monarchy, classification, system, constitution, transfer of law, regulatory framework.

Согласно Акту о престолонаследии Швеции «если в старшей ветви рода нет наследников мужского пола, то к правлению должен быть призван ближайший старший сын Его Королевского Высочества, а после ближайшего старшего сына — его нисходящие потомки мужского пола в порядке, предписанном выше для старшей ветви фамилии, то есть в соответствии с близостью родства, по прямой нисходящей линии, к главе фамилии. – пишет Кублицкий Ф.А [1].

Примечания

1. Кублицкий Ф.А. Конституции буржуазных государств Европы. 1957.

Происхождение права и его роль в регулировании общества

Овчинникова Анастасия Юрьевна

студентка 2 курса очной формы обучения

Волго-Вятского института (филиала)

Университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА), г. Киров

Научный руководитель: Козловский Станислав Иванович

доцент кафедры теории и истории государства и права

Волго-Вятского института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров,

кандидат исторических наук

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается проблема происхождения права и его ведущая роль в регулировании общества. В обществе назревают противоречия, которые необходимо преодолеть путём сотрудничества различных слоёв населения, общественных сил. Рассматривается роль права и в организации политической власти общества.

Ключевые слова:возникновение и роль права, нормы права, причины возникновения, пути правообразования, юридические отношения, функции права.

The origin of law and its role in the regulation of society

Ovchinnikova A.U.

student of the Volgo-Vyatsky Institute (branch) of Moscow State

University of Law named after O.E. Kutafin (MSAL), Kirov

Annotation:

This article discusses the problem of the origin of law and its leading role in the regulation of society. In a society, mature contradictions that need to be overcome through cooperation between different public words, social forces. The role of law and the organization of political power in society.

Key words:the emergence and role of law, the rule of law, causes, law - way legal relationship, the right function.

В любом обществе для поддержания в нем порядка необходимо регулирование с помощью социальных норм. Регулировать — значит направлять поведение людей и всего общества, вводить определенные рамки в их деятельность. Есть два вида социального регулирования — индивидуальное, то есть упорядочение поведения конкретного лица и нормативное, то есть упорядочение поведения людей с помощью общих правил. Именно появление нормативного социального регулирования являлось началом возникновения и развития права.

Так под «правом» понимается система юридических норм и связанных с ними правовых отношений, которые возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства, и оба эти процесса имеют общие исторические связи. Процесс возникновения права у разных народов и в разные эпохи связан с особенностями каждого народа, однако общие закономерности совпадают у большинства народов.

Первые идеи о праве возникли в эпоху рабовладения. Наиболее системные знания о праве были изложены в работах величайших мыслителей Древней Греции – Платона и Аристотеля.

В учении Платона о праве лежит принцип разделения труда. Разумность закона, по Платону, предполагает необходимое соответствие справедливости и праву. Под правом понимается справедливость и разумность. Оно рассматривается как Божественный разум. Платон считал, что право и закон – это не одно и то же, законы должны соответствовать праву.

Аристотель в своём учении проводит грань между естественным и условным правом. Естественное право не зависит от признания или непризнания людьми. Условное право существует благодаря законодателям. Разумность закона, по Аристотелю, означает его правильность.

В первобытном обществе нормативным регулятором были нормы — обычаи, то есть правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени. Обычное право — система норм, опирающихся на обычай.

Нормы - обычаи были основаны на естественной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для упорядочения хозяйственной жизни и быта. Их целью являлось поддержание и сохранение семьи, основанной на кровном родстве. Это были «мононормы», то есть единые нормы.

Правила поведения в доклассовом, догосударственном обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм.

По мнению известного историка первобытности и этнографа А. И. Пещерина, мононормы отличаются от права классовой, государственной организационной формой. Отличаются они и от морали. Их исполнение обеспечивается не только общественным порицанием, что характерно для морали [1].

В них переплетались, чётко самые разнообразные элементы: морали, религии, правовых начал.

Мононормы жестко регламентировали деятельность членов общины и тесно переплетались с обязанностями. Лишь с разложением первобытного строя право приобретают самостоятельное значение.

В первобытном обществе было такое средство охраны обычая, как «табу» — обязательный запрет. Также возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание. Например, дозволение применялось в определении времени охоты на животных, а позитивное обязывание применялось в организации поведения при определенных мероприятиях (приготовление пищи, строительство жилища).

Процессу возникновения права так же, как и возникновению государства, предшествовал ряд причин. Их можно разделить на четыре группы: экономические, политические, социальные и духовные.

Экономические причины обусловлены потребностями экономических отношений, которые складывались при наличии частной собственности, разделении труда и необходимых условиях для экономической самостоятельности.

Социальные причины объясняются необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях обострения социальных противоречий.

Политические причины предполагают организацию публичной власти, способной устанавливать юридические нормы и обеспечивать введение их в жизнь.

Духовные причины предполагают превращение человека в самостоятельного индивида. Для регуляции поведения человека в обществе необходимо акцентировать его в отдельный субъект, сделать самостоятельной личностью.

Таким образом, можно отметить, что возникновение права связанно с усложнением всех сфер жизни общества, обособлением личности как участника общественных отношений, а также формированием государства, которому был необходим новый нормативный регулятор.

Выполнить такие задачи было не под силу нормативным регуляторам первобытнообщинного строя — нормам - обычаям. В соответствии с этим роль по выполнению поставленных задач взяло на себя формирующееся юридическое право, определяющей чертой которого стало государственное принуждение.

Исследуя вопрос об историческом возникновении права, необходимо различать два пути правообразования:

1) связанный с деятельностью государства;

2) не связанный с деятельностью государства.

Рассматривая путь, связанный с деятельностью государства, можно отметить, что право возникает вместе с государством, и это проявляется в правотворчестве государства: издание им нормативно - правовых актов, например, Законы XII таблиц Древнего Рима, а также появление прецедентов - решений административных и судебных органов по конкретным юридическим делам.

Например, в Англии право складывалось именно на основе судебных прецедентов.

Руссо убежден, что обеспечить в государстве за народом неограниченную власть, значит обеспечить господство законов справедливых и потому устойчивых.

Жан Жак Руссо определял закон как публичное и формальное провозглашение общей воли относительно предмета, представляющего общий интерес, Жан Жак Руссо спрашивал себя «Законы! Где они? И где их соблюдают? Повсюду под именем законов царят корысть и людские страсти» [2]. Это значит, что его нормативное понимание закона, общей воли, общего интереса находится в противоречии с действительным положением вещей. Можно сказать, что в этом противоречии высвечивается амбивалентность.

Также право появляется и независимо от государства. Здесь имеет место возникновения внешней торговли в конце Средневековья. В торговле было недостаточно обычаев, поэтому купцы вводят в оборот собственное частное право, возникает ряд договоров.

Правовое явление как объект правоведения – это норма права. Конечно, норма права не есть нечто материальное, поддающееся осязанию, но отсюда не следует, чтобы правоведение не имело объекта для теоретического познания.

Другим кажется, что объектом изучения со стороны науки права являются не юридические нормы, а юридические отношения. Так, Николай Михайлович Коркунов утверждает, что за основу изучения права надо принять не юридические нормы, а юридические отношения. «Только изучение юридических отношений, а не толкование отдельных законодательных постановлений дает обобщенное и систематическое знание права, знание научное» [3].

Однако Габриэль Феликсович Шершеневичутверждал, что юридическое отношение представляет лишь отражение норм на бытовых отношениях и, как производное явление, не может заменить в изучении первоисточника их. Постоянство юридических отношений при изменчивости юридических норм есть обманчивое явление [4].

Также право оказывает влияние на нравственную сторону человека. Для понятия права и его распространения на психические явления не имеет значения признание и покровительство со стороны государства, а также признание со стороны других лиц. Так, знаменитый учёный и правовед Лев Иосифович Петражицкий считал, что императивно — атрибутивные переживания, которые имеются в психике лишь одного индивида, не находят одобрения и согласия со стороны других лиц, но от этого отнюдь не перестают быть правом [5].

Говоря о возникновении права и его важной роли в общественной жизни, следует сказать о функциях права. Так, Анатолий Борисович Венгеров выделяет следующие функции права: регулятивную, охранительную, гуманистическую и идеологическую [6]. Профессор Михаил Иосифович Байтин выделяет воспитательную функцию в группу общих функций права [7]. Эта функция важна, поскольку заключается в воздействии на поведение индивидуумов в обществе и влияет на восприятие ими правовых и моральных ценностей.

Примечания

1 Основы теории государства и права / Под ред. А. С.Пиголкина. — М., 1988.

1.Жак-Жак Руссо «Pro et Contra / Под ред. Бурлака Д. - Санкт - Петербург, 2005.

2.Теория государства и права. Лекции по общей теории права. Н.М. Коркунова. Книга положительное право. По изданию 1914 года. - Редактирование и комментарии. (с) www.allpravo.ru – 2003. § 64. Научная обработка права. Ihering. Geist des römischen Rechts. II, 2 Аbtl. S.Auf 1.1875. SS. 309—389. Коркунов. О научном изучении права. Журн. гр. и уг. права. 1882, № 4, стр. 1—29, и № 5, стр. 159 194 (параграф 64, с. 354).

3.Шершеневич Г.Ф. Общая теория права // Юридический колледж МГУ- Москва, 1995, т. 2, 363 с.

4.Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности.-Санкт -Петербург, 1909, т. 1.

5.Венгеров А.Б. Происхождение права // Общая теория права. С. 94.

6.Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Монография. 2-е изд., доа.. М.: ООО ИД Право и государство, 2005. 544 с.

От Corpus iuris civilis до Германского Гражданского Уложения

Перевозникова Полина Андреевна

студентка 1 курса Волго-Вятского института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров

Наши рекомендации